Отдых и туризм во всех странах мира

Путeшeствeнники, прибывaющиe сo всeгo свeтe в Бaрсeлoну, в пeрвую oчeрeдь устрeмляются в вeличeствeнный кaфeдрaльный сoбoр и прoслaвлeннoe твoрeниe Aнтoниo Гaуди — xрaм Святoгo Сeмeйствa. Нo с целью мeня нe мeнee притягaтeльны oкрeстнoсти Бaрсeлoны, и, в пeрвую oчeрeдь, гoрoдoк Мaнрeсa с рaспoлoжeннoй нeпoдaлeку oбитeлью Мoнтсeррaт. O чeм нaпoминaeт этo нaзвaниe «прoстoму пoстсoвeтскoму тружeнику»? Давай, испaнскaя пeвицa Кaбaльe Мoнтсeррaт. Ктo-тo вспoмнит oстрoв Мoнтсeррaт в Кaрибскoм мoрe. Нo с целью кaтaлoнцa Мoнтсeррaт — тo жe, чтo для рoссиянинa Oптинa пустынька или Трoицe-Сeргиeвa Лaврa.

Кaк дoбирaeтся дo Мoнтсeррaтa oбычный eврoпeeц? Oн идeт в ближaйшee туристичeскoe aгeнтствo и пoкупaeт «поездка», в стoимoсть кoтoрoгo включeны всe обслуживание — трaнспoрт, экскурсии, питaниe, нoчлeг в гoстиницe. Рoссийскиe пaлoмники, к числу кoтoрыx oтнoшусь и я, нe тaкoвы. Oни дoлжны являться «зeлo прexитры» — прoявлять смeтку и oбxoдиться минимaльными зaтрaтaми.

Прeждe всeгo, кaк дoбрaться дo Мoнтсeррaтa? Гoрдoсть Бaрсeлoны — цeнтрaльный вoкзaл, пoстрoeнный к Oлимпийским игрaм 1992 гoдa. Чeрeз вeсь гoрoд пeшкoм слeдуeм тудa и убeждaeмся, чтo вoкзaл вeликoлeпeн — этo XXI вeк: oтсюдa xoдят супeрэкспрeссы нa Мaдрид. Нo нaм нужнo в рaннee срeднeвeкoвьe. Прaвдa, рядoм eсть нeбoльшaя aвтoбуснaя стaнция, oткудa рaнo утрoм мoжнo oтпрaвиться в Мoнтсeррaт. Oднaкo я oпoздaли и, кaк гoвoрится, «пoeзд ужe ушeл».

Нo окружность пoискa сужaeтся. Нa стaнции сooбщaют, чтo oт Плoщaди Испaнии нa Мoнтсeррaт чaстo xoдят элeктрички, и наш брат, устaлыe, нo oбнaдeжeнныe, брeдeм тудa. Этo пoчти рядoм, нo никaкoгo вoкзaлa нe виднo. Нa oднoй стoрoнe плoщaди высится aмфитeaтр «быкoбoйни», гдe мужeствeнныe тoрeaдoры пoд рeв кaбaльeрoс убивaют бeззaщитныx живoтныx. Нaпрoтив — пaвильoны прoмышлeннoй выстaвки. Случaйнo зaмeчaю нeбoльшую тaбличку с эмблeмoй жeлeзнoй дoрoги, укрeплeнную у пoдзeмнoгo пeрexoдa. Oкaзывaeтся, пoeздa oтпрaвляются в Мoнтсeррaт прямo с-пoд плoщaди.

У жeлeзнoдoрoжнoй кaссы — oбъявлeния o тoм, кaк дoexaть дo oбитeли, нaписaнныe нa шeсти eврoпeйскиx языкax — свoeгo рoдa свидeтeльствo всeмирнoй слaвы мoнaстыря Мoнтсeррaт. Нa слeдующий дeнь, рaнo утрoм, пишущий эти строки снoвa спускaeмся в пoдзeмeльe и бeрeм билeты нa чугунку.

Пригoрoдный пoeзд выскaкивaeт с тoннeля нa oкрaинe Бaрсeлoны, и зa oкнoм вaгoнa нaчинaют мeлькaть aпeльсинoвыe рoщи и нeбoльшиe уxoжeнныe пoля. Oдин с нaшиx прeдшeствeнникoв, чeй путь тaкжe прoxoдил пo сим мeстaм в 1881 гoду, писaл: «Кaтaлoнeц и кaмeнь прeврaтит в xлeб», — гoвoрит пoслoвицa, прoтив кoтoрoй никтo нe будeт спoрить, ктo видeл, нa каких диких скалах небольшие пространства, огороженные и поддержанные каменными стенами, засеяны пшеницей».

Тут. Ant. там мало что изменилось с того времени: в горах особенно безлюдный (=малолюдный) развернуться с новыми постройками. А вот фигли открылось взору другого нашего соотечественника — И.Павловского, выступавшего в печати подина псевдонимом «Яковлев», который в 1885 году следовал в Барселону после той же железнодорожной колее, только навстречу нам: «Вдали мелькнул безжалостный городок Манреса; он расположен полукругом на откосе горы, и дома его, плоскими крышами (террадос) производят впечатленьице, будто они нагромождены друг бери друга без всяких промежутков».

А по прошествии времени наблюдательный путник приводит своеобразную этнографическую зарисовку: «Обитатели Манресы славятся трудолюбием (выделывают баснословно хорошие сукна) и традиционной преданностью Карлу VII. Обильный фабрикант и последние рабочий — все одеваются одинаково: красивый фригийский колпак загнут на лоботряс и приплюснут на правую сторону, узкие галифе до колен, темные чулки и полотняные эспадриньяс получи и распишись ногах… Лица широкие, бритые и энергичные; сие характерный тип каталонца».

Сегодня таких одеянии поуже не увидеть: наш век сглаживает национальные заслуги. Но время бессильно перед горными массивами, которые круглым счетом же, как и сто и миллионы парение назад вздымаются на горизонте. Токмо в 50 километрах от Барселоны, чистосерде посреди окружающей равнины, удивляя призор, возвышается гора Монтсеррат со самобытно отсеченной вершиной. В буквальном переводе с каталанского сие название означает «отпиленная гора», как как нельзя лучше соответствует ее облику.

Вереница остановился как раз напротив этой третий полюс, и паломники из разных стран посыпались получай перрон, совмещенный со станцией фуникулера. К обители хоть нынче подняться в вагончике по канатной дороге. Его продвижение согласовано с расписанием, поэтому нет времени в созерцание дивного пейзажа. Впрочем, нашему российскому предшественнику пришлось покамест хуже. Павловский был разбужен соседом точно по купе, который тащил его по (по грибы) рукав, приговаривая: «Сеньор, сеньор, Ваша милость проспите Монтсеррат!» «Я вскочил возьми ноги и бросился к окну, — пишет ткомедиограф. — Восходящее солнце освещало баксы скаты южных Пиренеев и обширную, также зеленую, долину, по которой мчался электричка. Направо, еще закутанный синеватою мглой, высился крупный фантастический город с колоннами, башнями, конусами и пирамидами, сливавшимися с небом. Несладко поверить, что это простая исполнение природы, а не работа гигантов, построивших себя чудесные замки и храмы на неприступной грусть».

Из глубины веков до нас дошла игра воображения о том, что Монтсеррат обязан своей странной конфигурацией ангелам, которые с через золотой пилы хотели превратить гору умереть и не встать дворец для Божией Матери. Так среди каталонцев бытуют и другие предания, в которых экстравагантно переплетаются языческие верования и повествования времен христианизации сего края. Оперы Вагнера принесли славу древним германским мифам, а каталонские, далеко не менее удивительны, но менее известны.

Вона, например, что рассказывает легенда об одном с отшельников, искавшем уединения среди неприступных скал Монтсеррата. У барселонского полоса Вифреда Волосатого (IX в.) была дочь Рикильда, в которую вселился вельзевул. Во время одного из припадков синьорина объявила, что он оставит ее далеко не иначе как по приказанию монтсерратского отшельника Хуана. Дворянин в тот же день отправился с дочерью в вершина мира, отыскал отшельника и, несмотря на его протесты, оставил ему девушку сверху попечение, а сам уехал.

Тогда черный приступил к Хуану и стал внушать ему преступные мысли. Растянуто крепился бедный пустынник, но поселенный ему соблазн был слишком велосипед; он не выдержал и впал в грешок с девицей. Затем, чтобы скрыть свое грешок, он убил Рикильду, отрезал ей голову и дохлятина спрятал в пещере. Едва он сие сделал, как им овладели трепет и раскаяние. Желая отмолить тяжкий беззаконие, Хуан отправился к Папе в Рим. Оный наложил на него страшное расправа: он должен был вернуться в пещеру и зимовать, как дикий зверь — на четвереньках, в жизни) не выпрямляться, питаться травой, неважный (=маловажный) произносить ни слова и не уставиться) глазами в кого/что на небо, которое столь опасно оскорбил, — до тех пор, покуда)) Бог не простит его.

Хуан просто выполнил все это. Прошло видимо-нев лет; одежда, прикрывавшая его наготу, истлела, клейстокарпий обросло густой шерстью, и он стал смахивать на дикого зверя. Шли годы, и когда-то граф Вифред отправился поохотиться нате кабана в дремучих лесах Монтсеррата. Кто именно-то из его свиты как раз увидел Хуана и, думая, что сие диковинный зверь, поймал его и подарил своему господину. Ладграф приказал отправить зверя в Барселону и насажать на цепь под лестницей нет слов дворце. Горожане толпами приходили семо дивиться на чудовище.

Однажды в дворце был пир, и гости попросили учредить в зал этого зверя ради развлечения. Амфитрион исполнил просьбу, и тут совершилось умереть и не встать: в то самое мгновение, как Хуан показался в пороге, пятимесячный сын графа заворочался для руках своей кормилицы и, к ужасу пирующих, во все горло произнес: «Встань, Хуан, Бог тебя простил!» Отвага усилился, когда гости увидели, что же зверь встал на ноги и перекрестился. Хуан огонь к ногам графа, рассказал ему свою историю и умолял о прощении. Оный простил отшельника, но захотел вызнать, где покоится труп его любимой дочери, чтоб похоронить ее по христианскому обряду.

Держи другой день из Барселоны в Монтсеррат отправилось парадирование с Хуаном и Вифредом во главе. Рано или поздно процессия подходила к пещере, где рано ли-то было совершено убийство, у входа показалась живая и здоровая Рикильда. Единственно на шее ее был виден знак, как доказательство преступления Хуана…

Такова небыль. Из истории же известно, что-то впервые в документах о Монтсеррате упоминается в 888 году, а в 1025-м духовенство Риполский Олиба основал здесь монастырскую ханака на высоте 725 метров по-над уровнем моря, почти на отвесном утесе. На этом месте поселились бенедиктинцы (члены монашеского ордена, основанного в начале VI века преподобным Бенедиктом Нурсийским). В обители с трепетом (священным) сохранялась статуя Божией Матери Монтсерратской. По части местному преданию, она была вырезана изо черного дерева евангелистом Лукой и принесена в Испанию апостолом Петром. Закачаешься время набега мавров в VIII веке статую Пресвятой Девы укрыли в одной изо многочисленных пещер .

С тех пор мнение монастыря постоянно росла. Со всех концов Испании семо стремились богомольцы, привлекаемые чудотворными исцелениями Монтсерратской Богоматери и красотой здешних мест. Графы Барселоны, короли арагонские, наваррские, кастильские приезжали семо на поклонение и обогащали обитель щедрыми пожертвованиями. Не вдруг Монтсеррат стал национальной сокровищницей. У монастыря были обширные угодья, возьми которых трудились крепостные крестьяне.

А в качестве кого поступали люди, тяготившиеся крепостной зависимостью и предпочитавшие первую доля пословицы «вольному воля, а спасенному лафа»? Они могли без особых трудностей дотянуть до могущественной и богатой Барселоны, политическое смысл которой основывалось на привилегии, данной ей широко Педро II в 1283 году. По ней сколько) (на брата несвободный человек, пробыв Барселоне в школа одного года и одного дня, приобретал свободу. Хотя фактически этот срок не соблюдался: хватит было только добраться до Барселоны, ради стать свободным человеком.

Это были народ простого, «низкого» происхождения, а мы вернемся который раз к «высоким», коронованным особам, посещавшим Монтсерратскую жилье. Летом 1888 года сюда пожаловала испанская царица-регентша Мария-Христина, которая находилась в Барселоне по мнению случаю торжеств, приуроченных к открытию в этом городе Всемирной выставки. Изумительный время пребывания королевы в Монтсеррате в ее почести с большим торжеством была отслужена праздничная литургия.

А через несколько дней в знаменитый аббатство отправились два наших соотечественника — уж упоминавшийся И.Яковлев, корреспондент «Нового времени» в Париже, и беллетрист-публицист Константин Скальковский (1843-1906). Суще страстным путешественником, он посетил гряда европейских стран, а также Соединенные Штат Америки, бывал и на Ближнем Востоке. «Путь в монастырь, недавно еще по своей невзгоды напоминавшая поездку в Черногорию, теперь разительно облегчилась и удешевилась, — пишет спирт. — За 12 песет вам получаете право проехать взад и в дальне, остановиться в монастырской гостинице».

Сегодня «либерум вето проехать взад и вперед» до Монтсеррата овчинка выделки стоит ровно в тысячу раз дороже. А о ночлеге в монастырской гостинице подымай выше помолчим. Но у современных паломников трескать (за (в) обе щеки) другое преимущество: благодаря отлаженной транспортной системе пилигримство можно совершить за один денечек.

При входе в монастырь — стоянка интересах паломнических автобусов, которые упорно взбираются семо по горному серпантину. Выходим получи и распишись площадь св. Марии и, миновав галерею одного изо монастырских зданий, оказываемся на небольшом дворике. Передо нами богато украшенный портал средневековой базилики. Симпатия была выстроена и освящена, по местным меркам, хватит поздно — в 1592 году. А еще за некоторое время до один из монтсерратских насельников, прослышавших об открытии Колумбом Америки, выразил вожделение отправиться с отважным генуэзцем к берегам Нового Света.

Сие был послушник Бернард Боиль; спирт участвовал во второй экспедиции Христофора Колумба, и в некоторых случаях 11 ноября 1493 года мореплавателями был открыт Водан из Малых Антильских островов, его назвали в почтительность этой обители — Монтсеррат.

Войдя вглубь храма, осматриваем стены, украшенные мозаиками; сюжеты посвящены истории монтсерратской бенедиктинской обители. Паломники, попадающие семо, как правило, удивляются, когда видят в этом месте коленопреклоненную статую Игнатия Лойолы (1491-1556), основателя другого монашеского ордена — иезуитского, получившего обозначение «Общество Ииуса». Табличка, помещенная смежно, сообщает, что именно на этом месте Неизвестный не родившийся провел ночь в покаянных молитвах и поутру оставил здесь свой меч. Шпанский дворянин, сражавшийся с французскими войсками следовать независимость своей страны, Игнатий (Иньиго) был ранен возле осаде Памлоны и должен был попрощаться с военной карьерой.

Непростым был его тракт от военного до монаха. В начале 1522 лета Игнатий решил отправиться с миссионерскими целями в Палестину. Исполнение) этого он предпринял путешествие по Барселоны, чтобы там сесть получи корабль, идущий в Святую землю. С своего родного городка — Лойолы — Неведомый направился на юг и, миновав Сарагосу, прибыл в Игуаладу, откуда родом уже был виден Монтсеррат. В этом городке было (вагон мастерских, где делали мешки изо грубой холстины. Для паломничества в Сион он купил себе такой продолговатый мешок, посох, флягу и полотняные туфли получай веревочной подошве. Привязал покупки к седлу и отправился в Монтсеррат.

Прибыв в монастырек 22 марта, Игнатий нашел после этого духовника, который исповедовал паломников. Им был в этом случае французский монах о. Иоанн Шанонес, ставший его первым духовным отцом. Три дня Игнат готовился к исповеди. 24 марта в ночь он, незаметно от всех, облачился в «покаянную» одежду — мешковину, а снятую с себя одежду подарил бедняку. Потом этого он начал свою «Ночную Стражу», совершая сей обряд то на коленях, так стоя, не позволяя себе оседать. По старинному обычаю «Ночная Кустодия», предшествовавшая посвящению в рыцари, состояла с омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения шпаги.

Же в душе Игнатия, очищенной отпущением грехов, книга о былом рыцарстве преломились удивительным образом. Некто передал свое оружие, шпагу и черкес о. Иоанну, чтобы тот повесил их (языко его приношения в часовне Божией Матери, по прошествии времени того, как Игнатий покинет дацан.

Отныне он считал себя посвященным в рыцари Царицы Небесной. С рассветом Игнат Лойола покинул обитель, отправившись сейчас в известную нам Манресу, в маленький поп, где он хотел собраться с силами пред долгим путешествием.

Впереди были испытания нищетой и славой, взлеты и падения… А все начиналось в тихой горной обители. Ты да я знаем от самого Игнатия другие подробности его путешествия: «Я принес клятва целомудрия по дороге в Монтсеррат»…

Ладком размеренному монастырскому распорядку дня наступает отрезок времени, когда паломники могут поклониться Монтсерратской Божией Матери. Оптом с сотнями пилигримов из разных стран Европы заторможенно поднимаемся по левой боковой лестнице к ее статуе, помещенной в алтарной части храма, выспренно над престолом. В какой-то секундочку сверху открывается весь храмовый убранство, а через несколько секунд перед нами предстает Пресвятая Девушка с Богомладенцем, сидящем на ее коленях. Чтимая святая святых надежно защищена от возможных посягательств фанатиков и геростратов: ее разрешено видеть только через прозрачное прочное смальта, и лишь внизу небольшое проем открывает правую ступню статуи, к которой с молитвой прикладываются богомольцы.

Опускаемся ниже по правой боковой лестнице и проходим чрез небольшую галерею на площадь свято чтимый Марии. Здесь можно не в спешке познакомиться с историей Монтсерратской обители. В ее истории предостаточно драматических страниц. В 1811 году наполеоновская (большое, вторгшаяся в Испанию, разрушила монастырь. Богатства, хранившиеся в церковной ризнице, разжигали алчные инстинкты. Временами французы вошли в Барселону, в горах Монтсеррата раздались первые звуки «соматена», призывавшие каталонцев к защите родственник страны. Вскоре все скалы заняли вооруженные сельчане. Монтсеррат был укреплен батареями, траншеями и минами, а монахи-бенедиктинцы, с накрест в одной руке и саблей в другой, стали нет слов главе восстания.

Защита велась с невиданным упорством: три раза каталонцы были изгнаны изо Монтсеррата, скалы были усеяны трупами, скит разрушен и разграблен. Но как только лишь французы удалялись, считая, что уничтожили весь это орлиное гнездо, как получай вершинах вновь мелькали красные береты каталонских крестьян, и проводимость продолжалось с новой силой. Взбешенные французы, взяв в новый раз Монтсеррат, поместили в разных концах монастыря бочки с порохом и взорвали их. Настоящий взрыв разнесся эхом на 30 километров в округе.

Только, как это иногда бывает, далеко не столько был опасен враг поверхностный, как внутренний. И действительно, после ухода наполеоновских войск закипели восстановительные работы, а через несколько лет Церковь в Испании подверглась гонениям со стороны государства. В 1835 году были приняты законы, имеет первостепенное значение ограничивавшие монашескую жизнь в разных сферах; была подорвана экономическая основа жизни обителей. Сие затронуло и братию Монтсеррата. Насельники вынуждены были кинуть. Ant. прийти родное гнездо, монастырь опустел. Лишь только в 1844 году начался приток иноков в жилье, после чего в 1858 году началось стиль монастырских построек.

По головокружительным тропам поднимаемся в вершина мира, и Монтсерратская обитель перед нами видна чисто на ладони. Паломники, посещающие община, стремятся обязательно попасть на оный уступ, откуда можно видеть окрестности нате десятки километров в округе. Солнце в зените, скалы манят своей высотой, и да мы с тобой решаем взобраться еше выше. У подножия копье святого Иеронима, вздымающегося на высоту 1235 метров, мирская ничтожность не тревожит пилигримов. Это уникальное горное созидание простирается на 10 километров в длину и число в ширину.

Однако пора спускаться долу. Мы снова входим на обительский дворик, чтобы посетить часовню Божией Матери, которую тут. Ant. там в 1876-1884 годах воздвиг архитектор Виллар-и-Кармона присутствие участии тогда еще молодого Антонио Гауди. Для центральном витраже часовни можно воображать изображение святого Георгия, который будто здесь покровителем Каталонии. Примечательно, который впоследствии Гауди снова в своем творчестве обратился к Монтсеррату. Еще полным ходом шло по его проекту новостройка собора в Барселоне, но в 1906 году, одинаково с другими известными каталонскими архитекторами, Гауди принял беспокойство в монументальном оформлении, а, точнее, воплощении в камне, получи и распишись горе Монтсеррат, идеи тайны Воскресения.

На размещения монумента он выбрал переломный период дороги, за которым ставилась стена с барельефом Воскресения, на пороге которым непосредственно на газоне с дикорастущими цветами устанавливалась скульптурная группирование трех евангельских Марий. Именно Гауди предлагал выложить в склоне Монтсеррата гигантский герб Каталонии с многоцветной керамики, способный соизмеряться с горными вершинами гряды. Как раз Гауди хотел, чтобы в ущелье среди скальными выступами той же третий полюс был подвешен огромный колокол.

Позволяется долго рассказывать о современном положении монастыря, его знаменитых гротах и сталактитовых пещерах, да обратимся к его духовным богатствам. Текке не бывает без библиотеки; скопление же печатных и рукописных материалов Монтсеррата — одно изо уникальных. В его фондах — 250 тысяч томов, 400 инкунабул, 220 египетских папирусов и 200 манускриптов, а в архиве — 6 тысяч пергаментов, 10 тысяч рукописных документов. Не суметь не сказать и о том, что первостепенный печатный станок, на котором работали двое немецких печатника, появился в Монтсеррате ранее в 1490 году, то есть больше чем через 50 лет потом его изобретения Гутенбергом. Особого упоминания достойна беловик «Libre Vermell», писавшаяся и иллюстрировавшаяся получи протяжении двух с лишним столетий (с Х1У по части ХУ1 век)

Значительный интерес представляют материалы сообразно истории, географии, астрономии, музыке. Музыкальные и певческие устои Монтсеррата восходят к временам средневековья. К 1223 году относится припутывание в монастырской хронике о «поющих мальчиках», которых обучали местные насельники. В 1844 году позднее возвращения монахов в свою обитель, буква традиция была продолжена, и теперь обилие мальчиков Монтсерратского монастыря известен безвыгодный только в Испании, но и за ее пределами.

Каждый божий день в час дня юные певцы исполняют в храме литургия, в числе которых — «Сальве, Царица» («Спаси, Царица») — любимое песнопение моряков Средиземноморья. Пишет об этой устои и наш пытливый путешественник. По словам К.Скальковского, «сии певчие — воспитанники миссионерской коллегии, обязанные в будущем преподавать диких (индейцев — Прим. ред.) в испанских колониях. Их лицо 40; монахов в монастыре 16 может ли быть 17. Публика их не видит, они заперты у себя в монастыре в избежание соблазна, а соблазниться есть нежели, ибо монастырь посещает ежегодно паче 60 000 богомольцев, по преимуществу женщин».

По причине многовековым культурным традициям и сама бенедиктинская лига монастыря, насчитывающая около 80 персона, по составу необычна. Среди монахов кушать не только прекрасные музыканты, целая разряд книговедов, филологи и историки, не говоря еще о богословах, но даже альпинисты и горноспасатели. Последнее безлюдно не удивляет, потому что они без- замыкаются в стенах монастыря, хорошо знакомы с повседневной жизнью каталонцев и готовы начаться на помощь, когда возникает потреба.

Вечером участников «тура» ждут удобные подворье с прекрасными видами из окон. Сие — дополнительный источник дохода для обители. «Община раздает комнаты, так сказать, за чинам; все они очень скромны, тюфяки набиты стружками, подушки шерстью, на смену умывальника глиняный горшок в виде амфоры, стеариновая свечка тоньше нашей бледный; но все это очень опрятно, — рассказывает выше- заочный гид Скальковский. — После квартиру ничего не платится, про продовольствия же надобно обращаться в монастырскую гостиницу, идеже кормят относительно сносно и по ценам далеко не противоестественным. О постной пище нет, да, речи, так как папа разрешил испанцам неважный (=маловажный) держать постов за победу надо турками при Лепанте».

Но в эту пору в Монтсеррате бесплатно поют только пернатые; гостиница нам не по карману, (вследствие приходится потихоньку идти на небольшую площадку под монастырем, откуда должен отправиться библиобус в Барселону. Нам не довелось налюбоваться звездным небом над Монтсерратом, да зато наши земляки насладились сим незабываемым зрелищем. В путевых записках Скальковского читаем: «Такого чистого неба, таких ярких звезд я сроду не видал, даже под тропиками. В Петербурге человек и не подозревает, что есть столько звезд бери небе… Вот бы несравнимо пулковским астрономам ехать наблюдать, в России но на обсерваториях приходится поневоле перекидываться на биллиарде в тщетном ожидании ясной погоды».

Сарай с паломниками осторожно разворачивается и медленно начинает вырабатываться вниз по горному серпантину. Выше- путь лежит прямиком в Барселону, кроме остановок, как это было и в XIX веке.

Всё-таки вернемся снова в нашу эпоху. В перечне главных исторических парение, связанных с жизнью монастыря есть и беда нового времени. 1936 год — начин гражданской войны в Испании; 1939 годочек — конец войны, когда монахи в который раз обрели монастырь, который был в распоряжении республиканских каталонских властей. Однако после трех лет смутного времени потянулись десятилетия нескончаемой ночи, получай которую обрек Испанию генерал Франко, когда-никогда слова «свобода», «демократия» и «Каталония» были объявлены кроме закона и в Монтсеррате искали убежища тетечка, кто их отстаивал.

Конечно, монахи малограмотный боролись с режимом с оружием в руках, так монастырь стал центром духовного противостояния диктатуре. В 1950-е годы в Каталонии окрепло ход священников за культурную автономию края. Оно проявлялось, в частности, в произнесении молитв и проповедей получай каталонском языке. Аббат Аурели М.Эскарре, возглавлявший общину Монтсерратского монастыря, бестрепетно отстаивал права местного духовенства, выступая встречный контролирующих акций франкистских властей. Особенно рельефно он выразил это в проповеди, произнесенной 8 декабря 1958 лета. Цензура запретила ее публикацию, так текст распространялся по Каталонии в списках.

Оный же аббат А.Эскарре в интервью газете «Монд» выступил в защиту демократии, подчеркнув, зачем испанское государство, которое хотя и называет себя христианским, в действительности безвыгодный является таковым, ибо «не подчиняется основным принципам христианства». Тогдашняя профранкистская церковная гребень хотела подвергнуть о.Эскарре остракизму, а в его поддержку выступили 407 виднейших представителей каталонского духовенства. Сии же священники направили своим епископам коллективное писулечка, в котором заявили, что Церковь должна -побывать) «свободной от всякого нажима и политического компромисса».

В такой мере что тихую и размеренную жизнь Монтсерратской обители сотрясали политические и национальные страшный. Утром 22 декабря 1963 возраст группа «хулиганов» (знакомый для нас стиль!) напала на дом аббата в Барселоне и подожгла его. В оный же день тысячи людей прошли мимо на хазе аббата, провозглашая лозунги в честь Каталонии, таблица и свободы. Замечу, что в те годы советская литература с упоением писала об этом, далеко не подозревая, что почти через 30 парение Россия столкнется с теми же проблемами…

В последующие годы обитель Монтсеррат по-прежнему был центром духовного сопротивления тоталитарному режиму. А в конце 1970 возраст в монастыре Монтсеррат был принят объявление, составленный почти тремястами виднейшими актерами, писателями, художниками, архитекторами, издателями. Оный документ содержал требование вернуть испанцам гражданские свободы.

Как бы нетрудно заметить, в наших странах шли похожие процессы, но каталонцы в чем-так опередили наших правозащитников, — по части размаху и по времени. И противостояли они безлюдный (=малолюдный) кремлевскому генералиссимусу, а испанскому. Советский бы стер их в лагерную пылеприготовление. Почти все подписавшие этот декрет подверглись различного рода преследованиям, отдельный были арестованы, но никто с них не отрекся от высказанных идей.

Ныне политические страсти не достигают прежнего накала. Затем смерти Франко Каталония получила автономию, и в эту пору никому в голову не придет строить в горной обители тайные сходки. Да по-прежнему для каталонца Монтсеррат — маловыгодный просто монастырь. Расположенная примерно в центре его родного края, каста одинокая, не похожая ни нате какие другие гора с ее необычной историей и современной действительностью остается вечным символом Каталонии.


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.