В кoнцe XIX вeкa вeсь кoнфуциaнский рeгиoн сoстoял исключитeльнo изо мoнaрxий. Кoрoлeвствaми или импeриями являлись всe чeтырe стрaны рeгиoнa — Вьeтнaм, Кoрeя, Китй и Япoния. Oднaкo ужe к 1911 г. вo всeй Вoстoчнoй Aзии oстaлaсь тoлькo oднa мoнaрxия — Япoнскaя Импeрия. Вьeтнaм и Кoрeя пoтeряли гoсудaрствeнную сaмoстoятeльнoсть и стaли кoлoниями, a в Китae мoнaрxия былa свeргнутa Синьxaйскoй рeвoлюциeй 1911 г.
Подле этoм при взглядe нa рeгиoн брoсaются в глaзa двe oсoбeннoсти: с oднoй стoрoны — прaктичeски пoлнoe oтсутствиe мoнaрxичeскиx движeний в Китae, Кoрee и Вьeтнaмe, с другoй — исключитeльнaя слaбoсть рeспубликaнскoгo движeния в Япoнии. Китaйцы, кoрeйцы и вьeтнaмцы дaжe нe пoднимaют вoпрoсa o вoсстaнoвлeнии мoнaрxии в кaкoй-либo фoрмe, a япoнцы, нaoбoрoт, нe прoявляют никaкoгo интeрeсa к прeврaщeнию свoeй стрaны в рeспублику. В этoм oтрaжaeтся принципиaльнoe рaзличиe в кoнцeпции мoнaрxии, кoтoрaя сущeствoвaлa в Япoнии — с oднoй стoрoны, и вo всex oстaльныx гoсудaрствax рeгиoнa — с другoй. Япoния oкaзaлaсь eдинствeннoй стрaнoй рeгиoнa, кoтoрaя рeшитeльнo oтвeрглa кoнфуциaнскую дoктрину «мaндaтa Нeбa», и имeннo этo спaслo ee мoнaрxию.
Oтличитeльнaя oсoбeннoсть импeрскoгo Китaя — этo динaстийный циклушка, кoтoрый пoвтoрялся с зaвиднoй рeгулярнoстью нa прoтяжeнии мнoгиx вeкoв. Нaчинaлся этoт итерация с приxoдa к влaсти oчeрeднoй динaстии. Oснoвaтeлeм ee мoг являться удaчливый мятeжный гeнeрaл, мeстный aристoкрaт, вoждь вoсстaвшиx крeстьян тож прoстo пришeлeц-зaвoeвaтeль. Oтeц-oснoвaтeль, eгo спoдвижники и, глaвнoe, eгo ближaйшиe прeeмники нaвoдили в Пoднeбeснoй пoрядoк. Пo иx рaспoряжeнию прoвoдилaсь пeрeпись нaсeлeния, сoстaвлялся зeмeльный рeeстр, упoрядoчивaлись нaлoги, привoдились в пoрядoк каналы и дамбы, строились дороги и крепости, снаряжались экспедиции встречный непокорных варваров, выдавались субсидии получи и распишись науку и образование. В общем, наступал ежели и не золотой век, то какое-так его подобие. Эта эпоха расцвета длилась сто лет или два, но со временем поправленный поначалу государственный аппарат начинал заглянуть в упадок. Налоги больше не собирались (alias, чаще, собирались и разворовывались), каналы заиливались, дамбы размывались, армии безграмотный получали провианта и оружия. Наступала времена упадка, которая кончалась тем, отчего лет через 250-300 после своего основные принципы очередная китайская династия прекращала свое имение. За гибелью династии следовала времена междоусобных войн, которая могла тянуться от нескольких лет до нескольких столетий. Кончались сии войны неизбежно тем, что кто такой-то (генерал, аристократ, повстанец либо иноземный завоеватель) вновь объединял Империю — и хана начиналось сызнова.
Сейчас эта повторяемость китайской истории обычно объясняется с социально-экономических позиций (умножение частного землевладения, ослабление контроля надо важнейшими для Китая транспортной и ирригационной системами и пр.). Видимости), это объяснение вполне разумно и последовательно, но сами китайцы, которые заметили эту свойство своей истории еще незадолго предварительно начала нашей эры, имели нате счет династийных циклов свое особое теория. Мнение это было впервые сформулировано Человек-цзы, со временем было общепринято ортодоксальным конфуцианством и стало общепринятым. С точки зрения конфуцианских идеологов, восшествие получай престол той или иной династии было наградой, которую Сварог выдавало ее основателям за их добродетель и наличествование того, чтобы мы сейчас назвали «качествами лидера». Иным способом говоря, Небо назначало новым императором того, который — из всех жителей Поднебесной — был больше всего достоин такой чести. Именно дьявол получал «мандат Неба» — наследственное им на управление Поднебесной. Однако монополия это не было бессрочным. «Поручение Неба» был условным, и его удлинение зависело от мудрости и добродетели правящих императоров. С течением времени, так-таки, потомки героя-основателя теряли ту добродетель и умственность, которые некогда сделали их предка повелителем Империи. В конечном счете, их моральная деградация доходила предварительно такой степени, что Небо малограмотный могло больше ее терпеть, и, заботясь о благополучии Поднебесной, убирало прогнившую династию, заменяя ее новой, достойной. Происходило так, что называлось «гэмин», «подсмена [Небесного] мандата» (в современном китайском и иных иероглифических языках сие слово стало использоваться как глосса европейского «революция»).
С этой точки зрения и повстанцы, и хотя (бы) иностранные завоеватели были не бунтовщиками, посягнувшими сверху власть «помазанника божьего», а, совсем превратно — орудием гнева Неба (то лопать, в привычной нам терминологии, «божьего гнева»). Критериум проверки была прост: если представление оппозиционеров оканчивалось успехом, то сие уже само по себе демонстрировало, зачем Небо и справедливость изначально были держи их стороне. Под старое циничное надзирательство «Мятеж не может кончиться удачей — в противном случае его зовут как-нибудь еще» в китайской общественной мысли была подведена основательная внутренне-философская база.
Впрочем, отказ предназначаться новому режиму всегда воспринимался с пониманием. Сторонники свергнутой династии, ставшие отшельниками, удалившиеся в близкие поместья или же просто ушедшие изо политики в науку, обычно встречали постигание у нового режима — даже если они не мытьём так катаньем демонстрировали, что воля Неба до сей поры не совсем ясна, и что новая рюриковичи, возможно, и не отличается той высокой нравственностью, о которой с таким пылом чу ее апологеты. С другой стороны, потомки свергнутого императора (даже если их только не перерезали почти горячую руку во время смуты) и накипь члены павшей династии превращались в самых обычных подданных новой начальство. То обстоятельство, что они происходили вдоль прямой линии от одного изо прошлых императоров, повышало их модальность в собственных глазах и глазах соседей, однако никак не могло служить основанием для того притязаний на престол. После убыток «небесного мандата» экс-императорский община становился кланом обычным.
Трудно произнести, сколько династий существовало за всю историю Китая. В эпохи раздробленности и междоусобиц параллельно страной могли править до красненькая династий, каждая из которых считала себя лишь законной — ведь традиционное право исходило изо того, что в Поднебесной (то усиживать в ойкумене) может быть только Водан «настоящий» император. В целом признание династии «полноценной» умереть и не встать многом зависело от последующей позиции официальной конфуцианской историографии. Заключительным (и, манером) сказать, «посмертным») актом легитимизации династии было композиция ее официальной истории. Историю эту избито готовила специальная комиссия, которую назначал монарх династии-преемницы. Он же и утверждал дело в шляпе текст. Если исходить из китайской устои и исключить из списка 3-4 эфемерные династии, правившие после несколько десятилетий каждая, то имеется возможность сказать, что за период с конца III в. раньше н.э. и до начала XX в. н.э. Китаем правило семь династий. Иначе) будет то учесть периоды раздробленности и междоусобиц — в общей сложности едва не 600 лет — то получается, который династия находилась у власти в среднем сбочку 250 лет. При этом отклонения ото этой средней цифры на ошеломление невелики.
Последняя китайская династия Цин («чистая» — заглавие династии выбирал ее основатель) взошла нате престол в 1644 г. Подобно некоторым своим предшественницам, ее основатели безграмотный были этническими ханьцами. Династия Цин была создана маньчжурами (чжурчженями) — полукочевым народом, который-нибудь с незапамятных времен жил на территории современного Северо-Восточного Китая. В конце 1630-х гг. Поднебесная (империя), которым тогда правила династия Мин («светлая») оказался охвачен грандиозным крестьянским восстанием. В 1644 г. повстанческие армии вошли в Пекин. Конечный минский император покончил с собой, и учитель повстанцев, как и полагалось, объявил себя императором новой династии. Как ни говорите это династия официальной историографией вслед династию не считается: ведь в конце концов повстанцы проиграли борьбу, чего убедительно доказывает самозванство и сомнительные моральные качества их лидера.
Тем временем минские генералы, которые нате северной границе вели кампанию визави маньчжурских племен, решили, что номады — меньшее зло, чем повстанцы. Они заключили сочетание со своими недавними противниками и вкупе с теми двинулись на Пекин — избавлять столицу Империи. Родственники покойного императора попытались взять на себя руководство сопротивление сторонников Мин, которые воевали и с повстанцами, и с маньчжурами, хотя их сопротивление было в конце концов подавлено и «варварская» (а и , к тому времени, уже во многом китаизированная и конфцианизированная) рюриковичи воцарилась в стране на 267 планирование.
Почти все некитайские династии в Китае бегом утрачивали свой национальный характер и ассимилировались. Маньчжуры — и ставший изумительный главе Империи маньчжурский род Айсин-Гиоро — коренным образом сознательно старались этого избежать. Нате протяжении столетий они культивировали маньчжурские устои и всячески поддерживали двуязычие (без багаж китайского было все равно безграмотный обойтись). Это порою вызывало заваруха ханьского большинства, но в целом китайцы невыгодный слишком ощущали иноземный характер династии. В идеологическом отношении маньчжуры были всесторонне правоверными конфуцианцами, которые вели себя яко же, как вела себя любая «целиком и полностью китайская» династия. Только в середине XIX века этническая «несвойственность» правителей стала активно использоваться оппозиционными пропагандистами всех сортов, в фолиант числе и будущими организаторами революции 1911 г. Распространение нашла себе подходящую почву: в Китае формировался этнический шовинизм современного типа (вдобавок — с сильным расистским подтекстом). Безграмотный случайно именно маньчжуры стали единственным крупным национальным меньшинством Китая, которое отнюдь не получило своей автономии после 1949 г. Сие была своеобразная месть ханьцев вслед 1644 г.
В 1911 г. в г. Ухань началось повстание, которое мгновенно распространилось по всей стране. В конце возраст династия Цин была свергнута, и Поднебесная (империя) стал республикой. К тому моменту получи престоле находился малолетний император Пульт управления И (1906-1967). Кроме него, императорский род на момент революции включал в себя вокруг 7 тысяч человек — потомков прошлых императоров. Революционное центр, отстранив род Айсин-Гиоро с власти, поначалу сохранило за экс-императорским кланом его немалую накопления, в том числе и «Запретный город» — немаленький дворцовый комплекс в Пекине. Именно опосля провел свое детство Пу И.
В 1917 г. произошла первая желание реставрации династии, которая была предпринята одним с «милитаристов» — ставших самостоятельными правителями генералов. При всем том в тот раз восстановленная монархия продержалась всего несколько дней. Никакой поддержки буква инициатива не получила и была воспринята скорешенько как политический курьез.
Против китайских монархистов работало с первог несколько обстоятельств. Во-первых, в соответствии с доктриной «небесного мандата» стек с факт падения династии подтверждал потерю этой династии легитимности. Благо династия теряла власть, то сие само по себе подтверждало, как будто она этой власти недостойна, и забрить в свою поддержку сторонников ей было беспримерно непросто. Чем больше времени проходило впоследств отстранения династии, тем большую решительность приобретал этот факт. Не спроста, что за всю историю Китая не более один раз родственникам потерявшего система клана удалось в итоге отстранить «узурпаторов» и вернуться к начальство (причем произошло это на заре имперской истории, в I в. н.э.). В-вторых, немалую роль играл инонациональный строй свергнутой династии, который к тому времени стал восприниматься подобно ((тому) как) проблема даже на массовом уровне. Националистическая принципы постепенно овладевала массами, приходя получай смену старому конфуцианскому универсализму. В-третьих, новые китайские элиты были настроены модернизаторски, и, по, были решительными республиканцами. Любая абсолютизм для них была воплощением «реакции», с которой они в) такой степени боролись.
Последний удар по китайскому монархизму невзначай нанесли японцы — представители единственной восточноазиатской монархи, которая смогла испить чашу модернизацию. В 1924 г. Пу И был изгнан изо своего пекинского дворца очередным милитаристом, и переехал в Тяньцзин — малограмотный забыв захватить не только украшения, но и императорскую печать, традиционный чхатра императорской власти. Тяньцзин, крупный портовый столица поблизости от Пекина, к тому времени ранее находился под фактическим японским контролем, и японские власть предержащие постарались установить хорошие отношения с изгнанным императором. В 1931 г. японская блок захватила Маньчжурию. По ряду политических и пропагандистских соображений трансформировать ее в обычную колонию казалось нежелательным, и возникла первоидея — создать там марионеточное «маньчжурское» царство и провести в нем своего рода «локальную реставрацию» монархии. Приближенно Пу И стал императором Государства Маньчжуров (Маньчжоу-го). Поуже само название подчеркивало локальность замысла и ставку возьми этнические корни Айсин-Гиоро. Пульт управления И предстояло «править» той территорией, с которой подчас-то его предки отправились занимать Китай.
Маньчжоу-го просуществовало считанные дни и практически не получило международного признания. Все же тесная ассоциация Пу И и многих других членов династии с японскими оккупантами совершенно подорвала легитимность монархии даже в глазах немногочисленных оставшихся традиционалистов. Без обиняков марионеточный характер государства был очевиден. В 1945 г. Маньчжоу-го прекратило свое реальность под ударами советских войск. Пульт И попал в советский плен, провел едва лет в СССР и вернулся в Китай, идеже он до самой своей смерти работал в Институте Ботаники Академии Наук КНР. В 1962 г. Пульт управления И женился, став, таким образом, первым маньчжурским императором, женатым сверху китаянке (его первая жена к тому времени умерла), при всем при том ни первая, ни вторая лукреция, ни многочисленные наложницы так и безвыгодный родили императору ребенка, так яко прямая линия рода пресеклась. Тем без- менее, Пу И усыновил одного изо Айсин-Гиоро, обеспечив преемственность рода. Умер итоговый император в 1967 г. от рака. В 1995 г. его следы были перенесены на родовое спецкладбище цинских императоров в провинции Хэбэй.
Зато смерть Пу И не означала, будто в Китае больше не осталось членов императорского клана. У Пульт И было семь сестер и четверо братьев. К 1949 г. были живы полдюжины сестер и два брата. Один с братьев императора после прихода коммунистов к власть имущие стал официальным представителем маньчжуров в китайском «парламенте» и предостаточно сделал для сохранения вымирающих маньчжурских традиций. Десятое) брат после коммунистической революции продолжал нести труды и заботы по специальности — школьным учителем. Безотлагательно живо не менее десятка племянников и племянниц Пульт И, многие из которых также имеют детей. Целом) же количество ныне здравствующих членов цинской императорской фамилии измеряется многими тысячами. Множество. Ant. меньшинство из них живет в Китае. В 1950-60-х гг. они что песку в море пострадали за свое происхождение, а сейчас — в полном соответствии с многовековой традицией — они живут ни дать ни взять простые граждане КНР (только точно, в целом, более образованные). Есть посреди них учителя, художники, есть хотя (бы) чиновники и «партократы» средней руки. Водан из внучатых племянников Пу И, к примеру (сказать), стал заместителем заведующего отделом в правительстве Пекина (что ль, что сейчас его повысили, и дьявол уже заведует отделом или перешел для партийную работу?). Немало членов клана Айсин-Гиоро оказалось в Японии, в странах Юго-Восточной Азии и аж в США.
В то же время никаких монархических движений в Китае не имеется. С точки зрения традиционалистов (или, верней, неотрадиционалистов, так как настоящие, стопроцентные конфуцианцы старой школы давным-давно вымерли), род Айсин-Гиоро, знамо дело, потерял «мандат Неба». Относится сие и к другим экс-императорским родам, потомкам императоров побольше ранних династий.
В то же старинны годы императорский клан вызывает в народе примечательный интерес и некоторую симпатию. Когда в 2000 г. 22-летняя Айсин-Гиоро Цици, мнучка усыновленного Пу И члена клана, обстоятельно заболела, районный комитет КПК обратился с призывом справить. Ant. разобрать деньги на операцию (девушке потребовалась пересаживание почки). Отец девочки, скромный пекинский престарелый, формально являясь наследником императорской контур, подрабатывает вахтером, и собрать необходимую сумму про операции семья явно не могла. Бумажки были собраны, операция прошла успешно и миссис была спасена. На минуту прикиньте себе райком КПСС, который организует налог средств в пользу серьезно заболевшей великой княгини:
При всем при том симпатии симпатиями, а о восстановлении монархии в Китае без задержки не думает, по сути, десятая спица. Примерно также обстоят дела нет слов Вьетнаме и Корее.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.