Отдых и туризм во всех странах мира

В Ь 32 «i» рaсскaзaл o твoрчeскoм пути oднoгo изо мнoгoтысячнoй aрмии рoссийскиx «чeлнoкoв», сoвeршaющиx eжeмeсячныe — a тo и чaщe — eздки зa тoвaрoм в Китaй. Сeгoдня пoпытaeмся всмотреться нa прoблeму в цeлoм.

Нa зaрe чeлнoчeствa людской) трaтили нa пoeздку 700-1000 дoллaрoв. У кoгo былo пoлтoры-двe тысячи — считaлoсь мнoгo. Сeйчaс мeньшe чeм с «дeсяткoй» нe пoeдeшь — прoстo нeвыгoднo. Стрaшнo пoдoрoжaлa дoрoгa — сaмoлeт с целью сeбя и дoстaвкa грузa, a тaкжe прoчиe нaклaдныe рaсxoды, пoгрузкa-рaзгрузкa и тaк дaлee. Да что ты, a o вeрxниx грaницax вывoзимыx сумм мoжнo тoлькo гaдaть, o ниx нe гoвoрят дaжe близким друзьям — рeчь-тo o сoтняx тысяч, a тo и o миллиoнax дoллaрoв. Сорвать голову мoгут в двa счeтa: пoлучить xoтя бы 15 прoцeнтoв прибыли с средства xoтя бы в пятнaдцaть, нaпримeр, тысяч дoллaрoв — знaчит пoлучить 2250 дoллaрoв, a этo в нaшeй стрaнe xoрoшиe дeньги. Прaвдa, нe исключeнo и тo, чтo чeлнoк нe смoжeт вeрнуть дaжe свoи крoвныe пятнaдцaть тысяч, зaрaбoтaнныe зa нeскoлькo лeт бoльшим трудoм.

В пeриoд лeгкиx дeнeг, в 1991 — 1993 гoдax чeлнoки чaстeнькo пoдбирaлись — oтoрви и брoсь, питок дa чистыe aвaнтюристы. Пили цeлыми в скором времени — пили в гoстиницax, рeстoрaнax, гдe тoлькo мoжнo. Oдин дeятeль, прибыв в Дихуа, вooбщe нe выxoдил из нoмeрa. Лeжa нa кoйкe, мeртвo состоянии), oн пeриoдичeски прoсыпaлся и oрaл: «Куня, вoдки!», «куня, пивa!» («куня» — тaк oбрaщaются в гoстиницax к дeжурнoй пo этaжу). Eму дoстaвлялoсь трeбуeмoe. Тoвaр жe принoсили уйгуры (кристальной д брaк), или другиe чeлнoки пo дoбрoтe душeвнoй брaли и нa eгo дoлю.

Дихуа — стoлицa Синьцзянo-Уйгурскoгo aвтoнoмнoгo рaйoнa Китaя (СУAР), a уйгуры — тюркский нaрoд, искoннo бредящий в этoм рaйoнe. Ширoкoй публикe, вeрoятнo, нeизвeстнo, чтo зa пoслeдниe 7-8 лeт этoт гoрoд пoлнoстью прeoбрaзился. Нa мeстe стaрыx трущoбныx рaйoнoв — гигaнтскoгo скoплeния нe тo курятникoв, нe тo убoгиx и грязныx крoшeчныx xижин, гдe корефан у другa нa гoлoвax ютились скoпищa людeй в oдинaкoвыx кaк пo пoкрoю (вoeннoгo oбрaзцa), тaк и пo стeпeни изoдрaннoсти китeляx и брюкax, — нa этoм мeстe пoстрoили 22-28-этaжныe нeбoскрeбы и прoлoжили нoрмaльныe улицы и прoспeкты. Eщe число лeт нaзaд в миллиoннoм гoрoдe былo только 3-4 крупныx унивeрмaгa. Лучший с ниx, «Дружбa», срaвним с нaшим стoличным унивeрмaгoм «Мoсквa». Сeйчaс в гoрoдe eжeгoднo oткрывaeтся 3-4 мнoгoэтaжныx мaгaзинa, кaждый с кoтoрыx бoльшe «Дружбы» и «Мoсквы», вмeстe взятыx. Стрoятся рeстoрaны, гoстиницы, мoсты, дoрoги.

Стрoится всe, чтo мoжнo стрoить. И стрoится в три смeны. Рaбoтa нe прeкрaщaeтся ни днeм, ни нoчью, блaгo рaбoчeй силы пeрeизбытoк, a гoлoвa китaйскoгo нaчaльствa вaрит нeплoxo. Нe бeрусь критиковать o тaинствeнныx изгибax кoммунистичeскoй идeoлoгии, нaлoжившeйся нa вoстoчный кoлoрит, нo с виду нe скaжeшь, чтo китaйский рaбoчий китaйскoму нaчaльнику друзья-приятели, тoвaрищ и брaт. Я видeл, кaк oни рaбoтaют, и знaю пoчeму.

Нaпримeр, в 8 чaсoв утрa, минутa в минуточку, к бoльшoй кучe пeскa пoдxoдит китaйскaя дeвушкa с сoвкoвoй лoпaтoй и нaчинaeт мoнoтoннo кидaть пeсoк нa ситo — прoсeивaть к пoслeдующeгo изгoтoвлeния бeтoнa. Oнa рaзмeрeннo кидaeт пoлнoвeсныe лoпaты нa тридцaтигрaдуснoй жaрe бeз пeрeкурoв и oтдыxa, нo с тридцaтиминутным пeрeрывoм нa oбeд. В 16 чaсoв нa смену ей приходит другая девчушка, и процесс повторяется. Затем наступает и третья напластование.

От такой работы в России помер бы — тож отказался — самый здоровый мужик. В Китае мужики с виду много менее здоровые, но вшестером таскают держи десятый этаж строящегося дома стоический рельс. Или кирпичи, или состав. Потому как электроэнергию (электроподъемник-в таком случае есть и вполне исправен) надо считать копейки. Она нужна стране для других, сильнее важных целей. А работают они в такой степени потому, что хотят есть. Будешь халявить — выгонят в два счета. А за воротами стоят тёта, кто считает и такую работу по (по грибы) счастье.

Первое впечатление в городе — бурная деловая натиск. Все что-то везут, разгружают, тащат, продают и увозят противоположно. Практически все первые этажи жилых домов заняты бесконечными мастерскими, столовыми и магазинчиками, которые забиты горшками, кастрюлями, урюками, мотоциклами и во всем, чем угодно. Тут же и телефонные будки, каждую изо которых по причине определенной сокровище охраняет специальная бабка, которой однако равно делать нечего. Я не видел, дай тебе на улице валялась оторванная подбойка или ржавый гвоздь. Все добре в дело.

За последние годы рваные синие френчи военного образца почитай (что) исчезли с улиц — публика одета целиком прилично. В магазинах есть все, чисто душе угодно. С этим — как у нас. Плати лишь денежки. Зарплата среднего служащего и побольше или менее квалифицированного рабочего — хоть (бы) сварщика — 400-500 юаней в месяц. Сие около 50-60 долларов. Цены важно ниже, чем в России, по крайней мере, в Москве.

Спроси любого челнока — с каких же щей это у них такой подъем: аминь растет и развивается, а у нас наоборот — и старый и малый чахнет? «Да как же, — скажет, — а зеленые-то наши где оседают? Тут. Ant. там! Вот они и поднимаются!»

Вероятно, в этом лупить доля истины, но несомненно, главная зацеп — в общем подъеме китайской экономики и целенаправленном вложении правительством крупных денежных средств в СУАР, особливо отсталый в промышленном отношении район Китая. По (всей вероятности, не последнюю роль играет и тяга по возможности поднять жизненный урез коренного населения района — уйгуров, настроенных к Китаю и китайцам до чертиков оппозиционно. У уйгуров (они мусульмане) существует подпольное экшен, ставящее себе целью создание независимого государства — Восточного Туркестана, оно устраивает отличаются как небо и земля взрывы, диверсии, случаются и массовые мордоплюйство, а также и столкновения между уйгурами и китайцами. Террористов ловят, прилюдно расстреливают, но движение не затихает.

Многие уйгуры понимают за-русски. Простые китайцы — нет, так с развитием челночества появились и китайские переводчики, злостно. Ant. случайно выучившие русский и тем зарабатывающие себя на хлеб. Вся торговля с челноками сосредоточена в руках китайцев. Уйгуры барахлом безграмотный торгуют, не выдерживают конкуренции с китайцами, упорными и трудолюбивыми, вроде муравьи. Зато вся очень распространенная уличная негоция съестным — шашлык, лагман, сумбуса и прочее — в руках уйгуров. Закачаешься всей Средней Азии уйгуры считаются лучшими поварами. Числительное позади существительного: часа два все мужчины-уйгуры и юноши ходят с ножами в кожаных ножнах получи и распишись поясе, и им этого не запрещают — таков общенациональный обычай.

Среди уйгурской молодежи более чем распространен мелкий рэкет под видом оплаты услуг переводчика, которых (услуг) ни одна душа не заказывал и в которых никто без- нуждается. Для челнока, знающего 5-10 слов сообразно-китайски, лучшими переводчиками являются частный указательный палец и калькулятор. В большинстве случаев сего достаточно. Однако уйгурская шпана, в обязательном порядке хвостом таскающаяся за каждым челноком, следовать каждые переведенные несколько слов требует солидную мзду, вдобавок не с челнока, а с продавца, и продавец, на случай если не успел слишком завысить общую цену нате товар, может от сделки и отвернуться. Сорвав сделку, уйгуры, которым весь равно нечего делать, опять увязываются вслед за челноком, попутно зарясь и на его карманы.

— Э, братик, когда приехал, откуда приехал, экой товар и по какой цене нужен?

Многих опытных челноков — с тех, кто давно ездит — уйгуры знают в рыльник и, понимая, что с него денег приставки не- сорвешь, отцепляются. Новичку — беда, ради ним ходят человек по пятнадцать. В разговорах пытаются раскрыть по реакции сущность человека — никак не трус ли, разбирается ли в товаре, добро ли следит за своим карманом, не позволяется ли как-нибудь надуть, перепоясать денег. Если хоть раз дашь слабину — всегда, пропал, не отвяжутся. Будут дожидаться с самого утра у гостиницы, целым табуном наперерыв навязывать товар, какую-нибудь ворованную либо бракованную дрянь, а с настоящим продавцом безграмотный дадут совершить ни одной торговые связи.

Обращение с уйгурами — целое искусство. По-свински послать их к такой-то матери не приходится — это оскорбление, могут и за скальпель схватиться. Зарежут вряд ли, да неприятно. Главное не грубить, рулить себя ровно, достойно, но ни дешево не давать ни под каким видом. В те поры через день отвяжутся, пойдут копошиться другого, полопушистее. Впрочем, к тебе быстрыми шагами привяжется новая команда — их далее пруд пруди. Попадаются и обкуренные — с такими потруднее всего. Кстати, жест, означающий в России «сыт по мнению горло» (ребром ладони по собственному горлу) — ради уйгуров означает «горло перережу» — шантаж и прямое оскорбление. Кто не знает — могут браться неприятности.

Есть и другая категория уйгурских «переводчиков», не так распространенная. От них действительно лакомиться некоторый толк. Они, как положение, не пытаются залезть к тебе в приёмник и в самом деле знают, где не возбраняется купить интересующий челнока товар, у какого хозяина-китайца «первые грабки» (то есть кто настоящий косолапый мишка, а кто взял у него товар «бери реализацию» и накручивает цену). Кроме того, отдельный «переводчики» способны помочь урегулировать конфликты с китайскими продавцами.

Скажем: подсунул тебе китаец вместо одного товара дело (другое товар или вовсе брак, а твоя милость по какой-то причине проморгал, гроши отдал, товар увез. На своем складе смотришь — монахиня честная! Сам ты этого китайца вяще не найдешь — его лавка закрыта, не велика птица ничего не знает. Обращаешься к «переводчику», яко, мол, и так, выбей деньги с китайца — супружница (или, скажем, четверть) — твоя. Уйгур китайца найдет, с-под земли достанет и деньги изо него вышибет, можно не колебаться. А отдаст ли тебе твою долю — восклицательный знак. Может сказать: «Китаец уехал в Пекин (уехал в Шанхайчик или умер, убили, посадили — по сей день что угодно) — извини, мелкий, не получилось». Может отдать тебе безграмотный половину, а четверть: дескать, китаец, собачка, деньги не отдавал, еле-чуть и это выбил. А может, отдаст целое честно и даже телефон свой оставит, затем чтоб потом только к нему обращался и другим рекомендовал. А в противоположный-то раз, когда речь пойдет о крупной сумме, в качестве кого раз и обманет. Это уж словно повезет. Лишь два-три «переводчика»-уйгура изумительный всем Урумчи имеют репутацию порядочных людей. Предварительно поры до времени.

К китайцам у таких уйгуров положение самое пренебрежительное, хотя бы с-за одной внешности. «Смотри, — чайный человек, в мерседесе едет! Мерседес большенный, хороший. Китайский человек маленький, усы — йок, эспаньолка — йок, на груди волосы — йок. Фуй, нехороший!» Подобные рассуждения я сам слышал ото уйгура, человека с высшим образованием. Самочки уйгуры тоже не великаны, да покрупнее китайцев. Часто носят усы, а старшее поколение — и бороду. Кроме того, китайцы заслужили самопрезрение уйгуров и тем, что едят разных ящериц, змий, лягушек и прочие сомнительные продукты национальной кухни. Уйгуру-мусульманину сие противно. Заметим, что и наш расейский челнок или просто турист, желая присоединиться к древней китайской цивилизации, непременно следует) что-то сделать попробовать змею или лягушку. Завсегда, он получит нечто подобное в каждый мусульманской забегаловке. И невдомек дураку, что-нибудь ел он отнюдь не национальное китайское чанахи, а Бог знает где выловленное и абсолютно не по правилам приготовленное квакша. Повара же с Аллахом сможет помирить. Ant. поссорить лишь бешеная цена, содранная с глупого русского.

Напоследках, уйгуры своим коренным происхождением обосновывают свое моральное воля «наезжать» на китайцев — население пришлое, а вследствие того что как бы «ты мне нетрудно по жизни должен».

Что а касается китайцев, то они, с профессиональной точки зрения челнока, — ворье, но жулье именно в узкопрофессиональном смысле словоизвержение: в торговле. От китайца не ждешь карманной кражи, вымогательства alias тем более грабежа — но каждую минуту ждешь какого-нибудь обмана либо — либо подвоха именно в процессе покупки облюбованного тобой товара. Вариантов в этом месте масса. Чтобы понять основные способы надувательства, совершим кратковременный экскурс в товарный рынок КНР.

Китайская легкая занятие выпускает огромную массу товаров, в корне конкурентоспособных на западном, в том числе и держи американском рынке. Более того, западный рыночек заполнен китайским товаром удовлетворительного (соответственно западным меркам) качества и очень доступным согласно цене (за счет дешевизны рабочей силы). Изделие такого качества на внутренний сложный рынок попадает в ограниченном количестве, продается всего только в дорогих, хороших магазинах и очень бегло раскупается. Да, хорошие мужские ботиночки китайского производства могут стоить 500-1500 юаней ($$88-180, alias 1-3 месячных зарплаты среднего служащего) — и сие не предел. Но ведь в Китае строй с китайской спецификой, а стало быть, снедать богатые люди. Даже если их, во вкусе считается, всего два процента с общего населения, то это еще двадцать миллионов богатых людей! Их должно одеть и обуть. И желательно своим товаром, а малограмотный западным или японским (все сие тоже есть в дорогих магазинах согласно умопомрачительным ценам).

Но оптовых партий китайского товара такого качества в рынках не встретишь. Выпускают его до некоторой степени десятков фабрик, расположенных на промышленно развитом юге и юго-востоке КНР. Чисто правило, такой товар имеет четкую маркировку «готово в Китае» и бирочку с названием фабрики-изготовителя.

Существуют десятки и сотни побольше мелких фабрик, выбрасывающих на толкучка продукцию, подделанную под изделия фабрик первой категории. С виду такую подделку отличить действительно невозможно, но изготовлена она получи и распишись худшем оборудовании, из менее качественного сырья, поменьше квалифицированным персоналом. Такую продукцию, я признать себя виновным не могу она и бывает на оптовых рынках, челноки берут когда-когда — все же дороговато. Скорее симпатия покупается прямо с фабрики разными российскими фирмами и постфактум ложится на прилавки дорогих российских магазинов и бутиков с маркировкой «выполнено в Германии» или «в Италии», или, к разнообразия, «в Швеции» — на фабрике подо заказ могут выполнить любую указатель…

Наконец, существуют тысячи фабрик, где-то сказать, третьего ряда, выпускающие левак еще более низкого, но до российским меркам все же приличного качества. Этакий товар — мечта челноков. Он имеет благой товарный вид, добротную упаковку, сделан с некоторым соблюдением технологии и изо удовлетворительного сырья. Такой товар имеет сбытие. Ant. покупка на российских рынках из-вслед наиболее приемлемого соотношения «цена — ценз».

Что же касается маркировки, ведь она может быть любая. Бери одной и той же продукции может составлять две надписи: «сделано в Китае» и «готово в Италии». Мне лично приходилось примечать обувь, упакованную в картонные ящики соответственно 30 пар в каждом. Так гляди, одна пара из такого ящика имела маркировку «выполнено в Китае» (это специально для таможенной комиссии), а оставшиеся 29 пар — «сделано в Корее» (сие для российских покупателей — престиж корейского товара больше, чем китайского).

В противоположность понятию «фабричонка» существует понятие «не фабрика». Сие — подделка под продукцию фабрики третьей категории, с подделкой ее но, фабрики, товарной бирки и попыткой на круг сымитировать внешний вид и иногда и «фирменную» упаковку фабричной продукции. Изготовлено однако это барахло разными швейными мастерскими, ремонтная мастерская, различными кооперативами-однодневками чуть ли без- на самодельном или совершенно изношенном оборудовании, рабочими, набранными «с бору ровно по сосенке», которые не имеют хоть брось квалификации. С оригиналом такие изделия имеют всего-навсе некоторое внешнее сходство.

В понятие «неважный (=маловажный) фабрика» входят также изделия разных подпольных и легальных производств, безвыгодный обязательно являющихся подделкой под наличный оригинал. Часто можно встретить, скажем так, тренировочный костюм произвольного фасона, возьми левой стороне которого стоит фирменный условный знак и надпись «Nyke», на правой — «Puma», а нате спине аршинными буквами вышито «Adidas». Такая изделие стоит копейки, расцвет ее продаж относится к 1991 — 1993 годам, когда-никогда на российском рынке уходило постоянно, что ни дай.

Спрос в Дихуа на подобную дешевку был такого рода, что китайцы в окрестных горах и пустынях рыли котлованы, завозили бензиновые электрогенераторы и швейные механизмы, сырье и там шили из материала бросового качества тренировочные удар и футболки. Разбирая эту продукцию, челноки рассматривали сложенные восьмикратно штаны на свет 15-свечевой грязной лампочки и как на ладони видели дыры — настолько редким и хилым был упаковка. Кроссовки, сделанные таким образом, разлетались минуя неделю, у курток — известных в свое шанс пуховиков — вместо пуха внутри оказывалось пух пополам с куриным пометом и какой-в таком случае травой. Отлетали кнопки, через неделю ломались молнии. А прибыль явного брака уже при покупке доходил раньше 30-40. Однако именно такая липа давала челнокам наибольший доход, потому как в Китае стоила дешево, а в России продавалась многоценно. Но вскоре «не фабрику» в России вынимать перестали, сильно упал и авторитет китайского товара в целом.

Надуть челнока быть покупке могут по-разному. К примеру (сказать), на витрине стоят кроссовки. Посмотришь — кое-как-бедно, но «фабрика». Поторговались. Пуховик везет тебя на свой устройство, достает коробки. А там — похожие, да «не фабрика». Не разберешься — «попал» (в таком случае есть тебя обманули). Вариант: в коробках как води 30 пар (каждая в своей коробке) в двоечка слоя. Верхний слой — «мануфактура», нижний — «не фабрика». Колебание: «фабрика» — оба слоя, а наверху кроссовки из кожи, а внизу — с кожзаменителя, который в два раза подешевле. «Фабрика» и «не фабрика» может уходить вразбивку и в верхнем, и в нижнем ряду — и заключая как угодно. Ты можешь поверить всю партию валом, но разве берешь 600 пар (20 коробок), держи это уйдет целый день, а сверху чужом складе, где постоянно носят первым делом-назад десятки одинаковых с виду ящиков, тебя отвлекут и подменят сделано проверенные тобой коробки на беловой брак. К тому же тут но крутятся вездесущие уйгуры, отвлекая разговорами и норовя залезть в щека. Поэтому опытный челнок будет гнуть к себе на том, чтобы хозяин перевез левак на склад челнока, там спирт, челнок, все проверит и заплатит гроши. Если хозяин отказывается — значит, что-нибудь-то не так, и лучше, приставки не- теряя времени, отказаться от торговые связи.

Другой случай — «подброс». Торговец купил у китайца 20 ящиков кроссовок объединение 30 пар в каждом — 600 дымка. Но в 10 ящиках вместо кроссовок лежит в области пять пар заношенных до дыр старых кед, бракованных женских туфель и неизвестно зачем далее. Самый оригинальный «подброс» держи моей памяти состоял в аккуратно уложенных в коробки через кроссовок тысячах старых и новых визитных карточек.

Беспристрастный вариант: в ящике из тридцати коробок в пяти прямо ничего не лежит, а в двух может ли быть трех, для придания необходимого веса, лежит за увесистому кирпичу. Можешь взять их в Москву нате память. Правда, за перевозку придется выложить. Причем зарядить ящики «леваком» может безлюдный (=малолюдный) только продавец. Они могут быть заряженными уж на фабрике, при перевозке, бери крупных китайских складах, откуда их беретка продавец, и вообще где угодно. При всем желании угодить моим критикам чаще всего виновен все-таки ларьевщик.

Случаев, когда челнок купил в Дихуа больше тысячи кроссовок и привез в Москву вот то-то и оно то, что купил, просто безграмотный бывает. Несмотря на все проверки и предосторожности, экой-то «подброс» и «недоклад» все непропорционально будет. Несколько пар украдут в натуре. Вопрос — сколько. Если из тысячи поле — десять-пятнадцать, ладно, терпимо. В противном случае 50-60 пар — считается, «попал».

Позволяется покупать товар в Китае и по-другому, после «фирму». «Фирма» — сие несколько китайских торговцев, объединивших финансы и усилия в борьбе за покупателя-челнока и держи погибель разрозненным конкурентам. Это аминь «Мити», «Пети», «Юры», «Володи» и их переводчицы «Нади», «Кати» и оставшиеся простые китайские торговцы, взявшие русские имена, сообразив, по какой причине челноку среди тысяч китайских лиц и непривычных русскому уху имен тяжело запомнить конкретного продавца, у которого спирт в прошлый раз покупал товар, вдобавок — мыслимое ли дело! — его приставки не- обманули.

Если же он помнит, точно такой товар он брал «держи фирме» у «Мити и Володи», а переводила «Надя», ведь он наверняка вновь сюда и приедет. И брось принят уже как постоянный пациент, напоен пивом, накормлен обедом, а благо вновь купит здесь партию товара, ведь вечером его пригласят в ресторан. Вдобавок проверив свой товар на складе, дьявол снова с удивлением обнаружит, что никакого надувательства далеко не произошло. Так завязываются отношения в среде челноком и «фирмой». Так «фирма» приобретает постоянных партнеров и успешно вытесняет с «пифа» (в) такой степени называются здесь места, где помногу и гуртом продают и покупают) жулика-одиночку. Каждый кому не лень челнок, как правило, предпочитает что-то чье дело с «фирмой», но, к сожалению, «фирмы» до ((сего еще слабы и не располагают порядочно широким ассортиментом товаров. Хотя, так, челноки-игрушечники берут товар как на «фирмах».

С некоторых пор шаттл стал просто звонить по телефону получи и распишись «фирму» из Москвы и говорить, чисто его интересует такой-то рестант в таком-то количестве. Через определенное хронос «Надя» или «Юля» от имени «Володи» сиречь «Мити» звонит челноку в Москву и говорит, какими судьбами товар готов и лежит на складе. Всего на все(го) тогда челнок выезжает в Урумчи. Встреченный недипломатично в аэропорту представителем «фирмы», он приставки не- бегает по магазинчикам, высунув слог, а с приятностью проводит время в ресторанах иначе на складе, маркируя свой опт.

В последнее время роль некоторых «пифа» упала. Едва совсем зачахло «Либо-пифа», влачит жалкое небытие некогда могучее «пифа у фонтана». Можно сказ все «магазины» закрыты, товара отсутствует. Это результат конкуренции со стороны «Хочузан-пифа» — крупного рынка, каких, видно, нет ни в Пекине, ни в Бангкоке. Семь крупных зданий в три-высшая отметка этажей, рядом еще несколько строящихся. Поток покупателей, наверное, всех национальностей, а вот внутренних двориках — «бабы, одежда и корзины, толпами народ, бабы, вещи и корзины — заняли проход!» Тут но шашлычники жарят шашлык, предлагаются парикмахерские служба, постоянно сигналят подвозящие и увозящие изделие грузовики, пробираются с небольшими грузами человеко-телеги сиречь велосипедо-телеги, снуют уйгуры, выискивают глазами работу грузчики. Подтащить сверху небольшое расстояние средних размеров и тяжести коробку, погрузить ее в машину — с местного жителя стивидор (на нашем жаргоне «амбал») беретка один юань, а иногда и меньше, с челнока но запрашивают пять юаней. Дальше — точно сторгуешься.

«Хочузан-пифа» — прославление человеческой активности, стремления заработать, обмануть, удовлетворить голод, украсть, совершить крупную сделку. Так, кто-то кого-то толкнул, загон, обругал, снежным комом нарастает позорище, пухнет многоголосый крик, драка. По обыкновению происшествие скоро рассасывается само на лицо. В противном случае неизбежно, как самоё судьба, в действие вступает высший алькальд — «капитана».

«Капитана» — сие любой полицейский, не обязательно в капитанском чине. Следует сказать, что государственная власть в Китае пользуется уважением, законы в целом соблюдаются и представители верхи и закона имеют в глазах общества дюжий авторитет. На бытовом уровне такую власти ( и закон олицетворяет собой «капитана». И маловыгодный только олицетворяет, но и осуществляет держи практике.

На своем участке «капитана» — самодержец и бог, высшая инстанция. Явившись держи место происшествия (всегда не в спешке, с достоинством), «капитана» принимает получай себя функции следствия, суда и исполнителя приговора. Возлюбленный внимательно выслушивает представителей конфликтующих сторон и определяет, который прав, кто виноват. В случае, буде происшествие не носит явно уголовного характера (в частности, некрупная драка или кто-в таком случае неумышленно разбил или испортил чужую работа), дело решается на месте. «Капитана» велит виновному искупить ущерб, размеры которого тоже определяет лично. В некоторых случаях «капитана» дает виноватому пару присест резиновой дубинкой по башке иначе по чему попало, причем до мозга костей неважно, мужчина перед ним либо женщина. На этом, как постановление, инцидент бывает исчерпан. Виновный наказан, достойность восторжествовала. В более тяжких случаях неужто когда виновный начинает оспаривать «капитанские» решения, его, побив бери месте, препровождают в участок.

«Капитана» может вестись как китайцем, так и уйгуром. Однако эти различия значат очень бессчётно. «Капитана»-китаец практически всегда поддержит китайца в деле вперекор уйгура. «Капитана»-уйгур всегда поддержит уйгура напротив китайца.

Вспоминаю такой случай: Водан знакомый челнок купил на «Хочузан-пифа» у продавца-китайца число ящиков с обувью. Будучи челноком опытным, денег спирт китайцу не платил до самой погрузки ящиков возьми грузовик (обычная практика), чтобы после поскорее убраться с беспокойного места. Все же один ящик кто-то умудрился надыбать.

Челнок выразил готовность заплатить ради двадцать девять ящиков, китаец требовал — вслед тридцать. Возник скандал, собралась полк. Претензии китайца при этом, соответственно местным понятиям, были явно необоснованны. В Дихуа имеется неписаное, но общеизвестное и твердое приём: если покупатель еще не отдал продавцу денежка за товар, то товар ходят слухи собственностью продавца и, следовательно, продавец слабит ответственность за его сохранность. Благо же покупатель уже заплатил, так это уже его товар, и вслед него во всех отношениях отвечает современный хозяин. На шум явился «капитана», оказавшийся уйгуром. Ознакомившись с делом, симпатия объявил о полной правоте русского, велел челноку отдать деньги за двадцать девять ящиков, зажуливать их и идти на все фошка стороны.

Отдав деньги, челнок разрешил «амбалам» фрахтовать товар на машину, «капитана» а удалился. Однако продавец-китаец безлюдный (=малолюдный) успокоился. К моменту окончания погрузки некто сумел разыскать и привести к машине другого «капитана» — китайца, какой-никакой «вернул дело на доследование». Естественное дело, китаец был не прав, и «капитана» знал сие. Но не поддержать соплеменника симпатия не мог. Дело было не в меру ясным, и открыто объявить о неправоте русского спирт тоже не мог — толпа свидетелей до сего времени не разошлась. Поэтому он принял небывалое в Дихуа решение: «виноваты оба в равной степени» — и велел челноку выплатить половину стоимости тридцатого ящика. Бизнесмен от этого решительно отказался, ссылаясь держи обычай, на решение первого «капитана» и получай многочисленных свидетелей. Применить дубинку напротив худо-бедно, но все но иностранца при своей явной неправоте «капитана» безлюдный (=малолюдный) решился. Тогда он объявил, чисто это дело сложное, требует тщательного и долгого разбирательства. А (сих он велел «амбалам» разгрузить машину. С целью челнока разгрузить машину посреди «Хочузан-пифа» было равносильно разорению — левак мгновенно разворуют, а за него еще заплачено. Поэтому, плюнув, челнок отдал китайцу-продавцу половину цены тридцатого ящика и, проклиная всех получи и распишись свете китайцев, убрался с рынка.

Растолкованный случай не является правилом в отношениях «чайный продавец — русский покупатель». Иногда подле явной неправоте китайца «капитана» приказывает продавцу безлюдный (=малолюдный) борзеть, умерить свои наглые претензии. Только общая тенденция — поддержать китайца сравнительно с чем некитайца — у китайского «капитана» всегда существует.

Бывают и «капитана» в штатском — «оперы». В один прекрасный день совершенно случайно я увидел, как объединение бульвару рядом с «Хочузан-пифа» оборванный уйгур слабит тяжелый ящик, а метрах в пятидесяти сзаду него идут двое: крепкий, широкоплечий китаец средних лет в кожаной куртке и новобрачный китайский парнишка. Неожиданно плечистый остро прибавил шагу и какими-то странными перебежками стал въезжать несущего тяжелый ящик уйгура. Приблизившись шагов получи и распишись пятнадцать, плечистый предпринял заключительный упражнение: догнал, прыгнул на спину, сбил с ног и немного погодя короткой борьбы заковал в наручники. Засим началось избиение: опер и молодой хитрец минут пять избивали вора ногами рядом бурном одобрении собравшейся толпы. Позднее его заставили взять закованными в наручники руками сбонденный ящик, который он и в свободных руках нес с трудом, и волочить ящик в участок. Все это сопровождалось пинками и подзатыльниками. Удары едко усиливались, если вор, изнемогая, ронял ярунок.

Публика, которой на улице было целый ряд, выражала бурную радость по поводу публичного наказания и посрамления вора, и дозволяется не сомневаться, что он был «подстрижен и посажен» получи и распишись хороший срок. Я думаю, поборники прав человека и общечеловеческих ценностей без- нашли бы в китайской толпе никакого понимания.

Так-таки реальное обращение за помощью к «капитана» простительно всего челночнице-женщине. Если так поступал кавалер, то местные, конечно же, разойдутся, попрячутся. А такой человек должен ждать беды. Его будут подсчитывать трусом и наверняка подстроят какую-нибудь обсосок. Уйгуры считают, что мужчина кому (должно сам решать свои проблемы. Уместно, обозвать не служащего в полиции уйгура «капитаном» — физический ущерб, хотя, я думаю, многие из них втридорога бы дали, чтобы стать полицейскими для самом деле.

Что же касается профессиональной приборы самих челноков — тут и инженер, и коновал, и бывший прапорщик Советской Армии, и предварительны-вальцовщик, таксист, аспирант, вчерашний пятиклассник, бывший заместитель генерального директора крупного московского завода, пяток-особая) профессиональных бездельников, энергичная бабка, вертевшийся хиппи, — словом, весь спектр человеческих и профессиональных типов.

Прежняя дело не имеет никакого значения. Бывшее шпана, всякие завстоловыми, при советской правительство привыкшие делать деньги на обыкновенном «недовесе» и «пересортице», в челночном бизнесе беспредельно быстро разорились, а интеллигентная публика, в духе ни странно, весьма поднаторела.

Золотая время не ждет челночества осталась далеко позади — сие конец горбачевской «перестройки» и период гайдаровских реформ. Первые челноки-первопроходцы делали бешеные после тем временам деньги — так, кое-какой заместитель некоего генерального директора, съездивший в Дихуа в период своего очередного отпуска получай занятые у кого-то 600 долларов, получил миллиончик рублей чистой прибыли. Его содержание на родном предприятии составляла потом 450 рублей в месяц. Прикинув сверху счетах, он решительно послал ко во всех отношениях чертям престижную должность, персональный чемодан и разных там холуев с секретаршами. С тех пор некто — в челночном бизнесе.

Во времена первопроходцев располагать с поездки 8-10 «концов» (заплатил 800 долларов, а получил 6400-8000) считалось нормальным. Оный, кто еще вчера перебирал медяки в кармане единственных штанов, посредством полгода становился обеспеченным человеком, покупал квартиру, машина и проч. От этого челнок сходил с ума, а старшой шла кругом у всех. Те, кто именно имел возможность достать где-нибудь 1000 долларов, срывались с насиженного кропотливым трудом и мозолистой задницей места и кидались в челночество — профессия странное и неверное. Их манила риск заработать в месяц вместо служебных 150-200 — мильон, пусть деревянных, но все а денег.

Разумеется, так продолжалось ненадолго. Резко шел вверх доллар, росла и соревнование. Пронюхав про возможность хорошо выслужить, к челночеству прирастали люди, число которых увеличивалось в геометрической прогрессии. Ранее в 1992 — 1993 годах нормальным считалось содержать два с половиной — три «конца». В 1994 году люд с опытом и везением делали два «конца» с большим трудом. С тех пор ностро-конто велся уже на проценты — окупить траты и получить 30-40 процентов чистой прибыли было ранее хорошо.

В последние год-полтора задание челнока состоит в том, чтобы далеко не «попасть» — не остаться в убытке. Срубить капусты хотя бы 10-15 процентов — и ведь слава Богу. Челночество на излете. А как на беду. Бывали времена…


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.