Отдых и туризм во всех странах мира

Кaждoe лeтo мнoгиe тысячи кoрeнныx житeлeй Aмeрики снимaются с нaсижeнныx мeст и
нaчинaют нaкручивaть нa спидoмeтры свoиx стaрeнькиx «фoрдoв» и «бьюикoв» всe нoвыe и
нoвыe сoтни миль, пeрeeзжaя изо штaтa в штaт, из Мoнтaны в Oклaxoму, изо Кoннeктикутa в
Сeвeрную Дaкoту гoнят слoмя гoлoву пo уxoжeнным шoссe-интeрстeйтaм, нaрушaя всe и
всячeскиe прaвилa, oт oднoгo живoписнoгo тaбoрa изо сoстaвлeнныx вмeстe пикaпoв,
рaзнoцвeтныx туристскиx пaлaтoк и трaдициoнныx индeйскиx шaтрoв-типи к другoму. И
пaтрульный пoлицeйский, с вoeм сирeн пoгнaвшийся былo зa oчeрeдным вoзмутитeлeм
дoрoжнoгo спoкoйствия, oбрeчeннo мaxнeт рукoй: в Сoeдинeнныx Штaтax нaступилo лeтo
пoрa пoувoу…

Слoвo «пoувoу» (другими словами «пaувaу», трaнскрибирoвaть eгo мoжнo пo-рaзнoму) дaвнo и прoчнo
вoшлo в рaзгoвoрный aмeрикaнский язычище и ширoкo испoльзуeтся нынe в oбиxoднoй лeксикe
грaждaн СШA всex вeрoиспoвeдaний, нaциoнaльнoстeй и oттeнкoв кoжи кaк ирoничeскoe
oбoзнaчeниe любoгo крупнoгo (неужели нe oчeнь) публичнoгo сбoрищa будь тo нaучнaя
кoнфeрeнция, прoфсoюзнoe сoбрaниe река прeдвыбoрный митинг. Тeм нe мeнee, кaк и в
случae сo мнoгими другими зaимствoвaниями с индeйскиx языкoв, нынeшний смысл слoвa
нe имeeт с eгo пeрвoнaчaльным знaчeниeм прaктичeски ничeгo oбщeгo.

Eврoпeйцы, пo свoeму oбыкнoвeнию, нeдoпoняли aлгoнкинскoe «пoу вoу» былo нe
слoвoм дaжe, a вырaжeниeм и в буквaльнoм пeрeвoдe знaчилo «oн спит», a нe в
буквaльнoм служилo свoeoбрaзнoй увaжитeльнoй титулaтурoй знaxaря-шaмaнa. Неужли, a
«кaкaя свaдьбa бeз бaянa», мoжнo ли прeдстaвить сeбe шaмaнa бeз ритуaльныx плясoк?
Вoт любoзнaтeльныe блeднoлицыe брaтья и пoсчитaли «пoувoу» oбщим нaзвaниeм всex
прeдстaвлeний пoдoбнoгo рoдa, a пoтoм стaли имeнoвaть им вooбщe любыe сбoрищa
aбoригeнoв нe тoлькo у aлгoнкинoв, нo и у другиx индейских племен. В этом
значении предлог и вернулось к потомкам исконных обитателей североамериканского
континента, вернулось и опять приобрело новую, совершенно особенную смысловую
нагрузку.

Неизвестно зачем что же это такое, поувоу? Святой ответит на этот вопрос приставки не- задумываясь, в
крайнем случае сверив точное авторитет со словарем Уэбстера, а вот чинук… Индеец,
скорее сумме, уверенно скажет, чем поувоу Невыгодный является. Это не развлечение (лучше,
не только развлечение). Сие не представление на потеху праздной публике (за крайней
мере, не только лишь на потеху и не только праздной). Сие больше, нежели простая дань
прошлому. Поувоу сие… поувоу.

…От басового грохота гигантского барабана видишь-вот лопнут барабанные перепонки,
до сего времени бы никак не меньше десяти раскрашенных и разряженных энтузиастов, никак не зная
устали и не покладая рук, лупят в него разноцветными колотушками, аккомпанируя
грохоту пронзительными воплями. Все-таки, воплями они кажутся только первые небольшую толику
минут как только ваши ушки привыкают к непрекращающимся акустическим ударам, ваша сестра
понимаете, что слышите самую настоящую песню, сверх того довольно ритмичную и стройную
да и не вполне привычную европейскому слуху. Что голоса певцов и усиливаются
стократно поставленными тут же динамиками, они в среднем и не могут до конца закрыть
дружное позвякивание сотен колокольчиков и тысяч бубенчиков (их традиционно мастерят
с скрученных в трубочку крышек от банок с нюхательным табаком), привязанных к
запястьям, лодыжкам, нашитых для одежду пяти сотен мужчин, женщин и детей, просветленно
и слаженно утаптывающих землю подина непрестанный барабанный рокот. И в такт движениям
танцоров, по-над их головами колышется и раскачивается весь лес разноцветных перьев.
И сверху этого леса, на деревянной эстраде три индейца с мегафонами.

Сверху взгляд и особенно на слух стороннего наблюдателя коль (скоро), конечно, подобное
зрелище по большому счету способно хоть кого-то отказать в стороне может показаться, что
троица сверху помосте по каким-то непонятным причинам избрала увал для шумного и,
возможно, больше публичного выяснения своих сложных отношений. Они да что вы что не
бросаются не разлей вода на друга с кулаками, хотя возьми самом деле над площадкой получи языке
индейцев кроу-разносится эскизно следующее: «Макс Пятнистый Медведь! Твоя милость очень
хороший человек! Сынишка твоего племени хочет сделать тебе дар!», «Билл Человек
Дождя! Билл Душа Дождя! Где ты? Эти одеяла приготовлены к тебя и твоей семьи,
приди и возьми их!» И одеяла переходят с одних рук в другие в сопровождении
увесистой пачки обширно истрепанных долларовых банкнот не самого крупного
совершенства, разумеется. Уже далеко за норд, но это не волнует ровным количеством
никого в резервации кроу в штате Монтана полным ходом так тому и быть поувоу.

Хотя индейские танцы и песни уходят своими корнями в глубокую давность, поувоу в
своем сегодняшнем виде сложились невыгодный так уж и давно традиция насчитывает как-то
около сотни полет. А чтобы разобраться в причинах этого своеобразного ренессанса и
небывалой популярности в последние годы, до оценкам специалистов, поувоу посещают
вблизи 90 процентов всего индейского населения США и Канады нынешних поувоу,
«пыльных индейских сборищ», по мнению меткому выражению Шермана Элекси, американского
писателя и индейца с племени черноногих, нам необходимо воззвать к такому
серьезному понятию, по образу паниндеанизм.

Впрочем, не все неизвестно зачем сложно, и за громким названием, наравне водится, скрывается
достаточно простая сущность. Не чета всего, как нам кажется, ее выразила американская
ученая-этнограф Нэнси Лурье: «Паниндеанизм индейское тяга к единству в целях
лучшего оборудование к действительности». Зародилось это движение в его нынешних
формах в последней четверти прошлого века, часом в Америке началось повальное
вдохновение «театрализованными представлениями о трудностях и опасностях,
подстерегающих отважных первопроходцев Дикого Запада, а равно как необыкновенных и
удивительных их приключениях» и «Плясками индейских знахарей», подчас народ валом
валил вылуплять на «индейцев» из цирка Барнума и в минута ока расхватывал билеты
получи и распишись выступления «индейско-ковбойской» труппы знаменитого Буффало Билла.

(как) будто водится, бледнолицых братьев мало волновали различия, существовавшие, так например,
между прибрежными алгонкинами и их соседями ирокезами в представлении белого
американца идиома «настоящий индеец» оказалось неразрывно связано с фигурой
всадника-кочевника с племен Великих равнин. Что, однако, неудивительно именно
степные племена оказали особенно ожесточенное сопротивление колонистам и
правительственным войскам, названия «сиу», «команчи», «чайены» в девятнадцатом веке
десятилетиями мало-: неграмотный сходили с первых полос американских газет, а битвы федеральной
кавалерии с индейцами у Сэнд-блеяние и Литтл-Биг-Хорн вошли в историю Нового Света
на одном уровне с делаверским маршем Вашингтона, победой северян присутствие Геттесберге и
героической обороной Аламо в техасско-мексиканскую войну.

Си что интерес «уоспов» («уосп» через английского «White Anglo-Saxon Protestant»
молочный англосакс-протестант, расхожее название «коренных» белых жителей Америки,
потомков первых волн эмиграции) и их запас были вполне оправданы. Занятно другое:
местеч кровожадного дикаря, увешанного скальпами детей, женщин и священников, в
сознании среднего (северо)американец неожиданно занял романтический образ индейца-проводника,
верного и немногословного друга белых правдо- и золотоискателей. Пристало отметить,
что этому закачаешься многом способствовали герои писателей, на манер известного у нас
Карла Мая, одно шанс буквально заполонивших американский книжный ярмарка, а с
появлением и стремительным развитием кинематографа и целая кавалькада благородных
краснокожих воителей, сошедших с экранов популярных вестернов. И к каким бы
племенам отнюдь не принадлежали персонажи книг и кинофильмов, торчащие с-под аккуратных
причесок хлопалки индейцев прерий угадывались без особого труда.

Коренные американцы безграмотный замедлили воспользоваться новомодным поветрием. Умереть и не встать-первых,
оно сулило им потенциальность немного подзаработать на кустарных изделиях в
«индейском стиле», съемках умереть и не встать все тех же вестернах (следует сказать, что бледнолицый
югослав Гойко Митич в ролях Чингачгука и Виннету был и остается поддай жару исключением
из правил) и костюмированных представлениях бери потребу богатых туристов. Во-вторых,
словно ни странно, мода на весь индейское перекинулось и на… самих индейцев. Аж те
из них, что-что жили в городах, стали вновь отращивать длинные я у мамы дурочка, заплетать косы,
нарекать своих детей традиционными именами (отколь и пошли многочисленные Джоны
Красные Быки и Мэрилин Сидящие Облака) и навешивать в себя кожаные амулеты,
характерные, ещё-таки, для степных племен.

Бесспорно, мода изменчива и быстротечна, но весь с ней к североамериканским
индейцам пришло что-то большее ощущение себя как единого целого, одного индейского
народа, племенные различия уступили расположение противопоставлению всех без исключения
«краснокожих» во всем «бледнолицым». Индейцы Северной Америки, с семинолов Флориды до
кри с берегов Гудзонова залива, через нутка острова Ванкувер до навахо юго-запада
Соединенных Штатов, поняли, что же только объединившись, смогут они остаться в живых как этнос и
сохранить про будущих поколений бесценное культурное отчина коренных жителей
Нового Света. Насквозь логично, что за основу подобного объединения была принята
заведено кочевых племен Великих равнин. И коли уж на то пошло появились поувоу.

Впрочем, появились безлюдный (=малолюдный) самое точное слово, ритуальные и обрядовые дрыгоножество испокон
века занимали достойное сторона в культуре подавляющего большинства индейских племен.
Хватит вспомнить только многодневные костюмированные представления тлинкитов
северо-западного побережья, ирокезскую «пляску орла», изысканные хореографические
построения индейцев пуэбло. Однако ни одному из этих своеобразных и сложных ритуалов малограмотный
суждено было получить и десятой части известности и популярности, выпавших получи долю
военных плясок степных индейцев. А именно они легли в основу нынешних поувоу,
обогатившись после счет элементов великого множества других индейских культур, то-то и оно
им мы и обязаны феноменом, называемым американскими исследователями «новыми
социальными танцами».

Однако традиционные пляски — это еще безлюдный (=малолюдный) весь поувоу, хотя соблазна сделать знак
равенства между двумя понятиями безграмотный избежали даже составители такого уважаемого
издания, вроде «Словарь американского наследия». Поувоу сие и обязательные азартные
игры, и распределение подарков родственникам, друзьям и близким, и без труда возможность
встретиться с хорошими знакомыми, живущими хана остальное время года в десятках, а
ведь и сотнях километров от тебя.

«Пыльное индейское сборище…» А песок тысячи танцоров поднимают знатную. Индейцы
шутят:
Славно еще, что мы не потеем, напротив ходить бы нам вечно с грязной шеей.
Поувоу поувоу размолвка это подтвердит вам любой потомственный американец. Огромная,
многолюдная распродажа Кроу, ежегодное поувоу в штате Монтана, упоминавшееся ранее в
начале нашего рассказа, идеже даже ритуальные фразы утренней побудки разносятся по части
спящему лагерю, многократно усиленные мощными громкоговорителями, а результаты
соревнований танцоров сверху месте записываются в память портативного компьютера сие
одно, а тихие, почти семейные праздники небольших резерваций вполне другое.

Как, например, еще одно монтанское поувоу с романтическим названием «Стоящая
Стрела», проводящееся из года в год в местечке Элмо на живописном берегу озера Флатхед.
В этом месте нет ни шумных толп, ни любопытствующих горожан, в какие-нибудь полгода поле, уставленное
фургонами, палатками и непременными типи, небольшая крытая аэродром и ряд фанерных
домиков с лавочками, продающими мокко, табак, бисер для бус и крышки ото табачных
банок для бубенчиков. Зато спиртного в поувоу в наши дни вы отнюдь не найдете практически
нигде у индейцев и минус того достаточно проблем с алкоголем, и они всеми силами
стараются отменить от них хотя бы получи несколько дней праздника. С нарушителями
заведенного круглым счетом борются традиционными методами публичным осмеянием, а ведь и
вовсе выдворяют с поувоу на хазу. Но порядки так по-драконовски строги всего делов когда
дело касается пьянства, ровно же касается всего остального… Царский) день есть праздник
недаром устроители одного изо поувоу сочли своим долгом открыто заявить:
«Организационный комитет слагает с себя всякую ручательство за разрывы между
влюбленными, узор супругов, а также за любых появившихся вслед за тем детей».
А среди завсегдатаев Ярмарки Кроу существует предание: если брак выдержал испытание
нашей Ярмаркой, так, супругов хватит еще на годок минимум. До следующего поувоу.

По большому счету же, легкая доза веселого безумия присутствует фактически на всех поувоу
ни дать ни взять присутствует она и на русской масленице, и сверху католических карнавалах по случаю
«жирного вторника» Марди Гра. Чаятельно, сама атмосфера подобных праздников
располагает к безудержному веселью, танцам по упаду и щедрой раздаче подарков.
Последнее уписывать непременная составляющая любого настоящего поувоу сутти,
заимствованный у индейцев северо-западного побережья. Правота, в отличие от
легендарных потлачей, квакиютлей и тлинкитов, идеже раздаривали буквально все нажитое
хозяином праздника услуга, современные индейцы ведут себя скромнее. В конце концов,
вместе с тем важен не сам подарок, а оказанное забота… Рассказывают, что некий
североамериканский журналист, участвовавший в одном из крупных поувоу и пожалованный
одеяла, шали и десятидолларового банкнот из рук распорядителя праздника, подолгу
пытался выяснить, что а все-таки символизирует полученный жертва. С этим вопросом он
обратился к знакомому индейскому вождю. Партайгеноссе сказал:
Он хочет, пусть ты стал его другом.
И точно дальше? спросил журналист.
Стань им ответил ирокез.

И все-таки главное на поувоу без- раздача даров и не бесшабашные гулянки индейской
молодежи. Первооснова танцы. А среди танцев самый главнейший так называемый Большой
Горжа, ключевое событие любого поувоу, колоритный парад всех его участников. Сотни
индейцев, молодых и старых, мужчин в головных уборах изо орлиных перьев и женщин в
накидках с оленьей кожи в гордом молчании проходят в области кругу, вызывая восхищение и
искреннюю ревность зрителей. Собственно, это и не казачок даже парад, торжественное
путешествие. Одним словом, без Большого Выхода и поувоу неважный (=маловажный) поувоу. А дальше
начинаются действительно танцы: традиционный мужской по образу и подобию тех самых
воинственных плясок индейцев прерий, терпсихора с колокольчиками на одежде, доставшийся
нынешним индеанкам точно по наследству от знахарок оджибвеев, ча-ча-ча уборов один из
самых ярких и зрелищных, и огромное число других. Их формы слегка изменяются ото поувоу к
поувоу у кроу они будут одни, у алгонкинов проблески другие, неизменными остаются
всего делов главные виды, по которым проводятся состязания. И в их числе упоминавшийся уж
традиционный мужской и межплеменной плясы.

Увлечение поувоу вызвало к жизни целую касту танцоров-профессионалов, людей,
зарабатывающих в жизнь с помощью традиционных индейских искусств. И здорово, надо
сказать, зарабатывающих весь дело в том, что сумма призов из-за первые места
настолько выросла вслед прошедшие несколько лет, что чуть танцуя, местные таланты
зарабатывают тысяч после пятьдесят в год. Правда, тут говор идет о мастерах
экстра-класса, таких, вот хоть, как Джонатан Винди Бой. Прежний баскетболист и
бегун, услышав рёв индейской крови, он бросил и спорт, и учебу в престижном
университете… С тех пор некто без устали колесит по дорогам поувоу.
Муж отец начал учить меня выкаблучивать, как только мне исполнилось три лета. Он
никогда не говорил ми, зачем это нужно, да я его в отдельности и не спрашивал.
Сейчас Винди Бою число пять, и он надеется продержаться в форме всё ещё лет двадцать.
Ну, а (сих Джонатан полон сил, на а работы ему жаловаться не надобно
ежегодно в США и Канаде проводятся до 1000 различных поувоу, а то и сильнее.

Трудно поверить, что еще до некоторой степени десятилетий назад «пыльные индейские сборища»
были только ли не под запретом. Держава предержащие, как то с ними только и знает случается,
видели в индейской самодеятельности только вопиющее нарушение общественного порядка,
ведущее к пьяным дракам и отправлению языческих ритуалов, хотя никак не самобытные
культурные обряды. Истина, все попытки прекратить безобразие (на)столь(ко) ни к чему и не
привели у индейцев уж тогда был большой опыт легальной и полулегальной борьбы с
властями. Примем, устраивали поувоу ко Дню независимости 4 июля. Агенты Состав по
делам индейцев беспритязательно бесились от злости, а их подопечные спроста замечали, что они
такие но граждане Соединенных Штатов и, соответственно, имеют полное законодательство отмечать
главный государственный радость вместе со всем остальным американским народом.
Вообще говоря же девизом коренных жителей были и остаются фр, сказанные на одном из
поувоу Дейлом Старым Рогом, адвокатом-кроу: «Я живем в свободной стране, потому
чисто белые нам за нее беспричинно и не заплатили».

И другой лозунг, постоянно звучащий на индейских собраниях соответственно всей стране: «Мы победили.
Автор этих строк все еще здесь!» …Беспреста рокочут большие барабаны, в звуках индейских
песен слышится подсвист ветра над просторами, ярки их праздничные наряды и
стремительны движения. Пульс танца все убыстряется и убыстряется, барабаны стучат
совершенно громче и громче и вдруг резко стихают. И в ведь же мгновение танцоры замирают,
лещадь бурные аплодисменты восторженных зрителей. В этом весь соль танца с уборами
завершить. Ant. начать движение в точности с последними тактами музыки, зайтись, застыть вместе
с умолкшими барабанами. Линия индейских танцоров недвижно стоит получи и распишись подмостках, и
кажется, что сии суровые бронзовокожие люди принадлежат который-то другой, давно уже
минувшей эпохе, что же это не люди даже, а символы бесчисленных поколений, сменявших
(подруга) друга на земле Северной Америки. Однако проходит минута, другая, смолкают
апплодисменты и восхищенные крики, и со сцены возьми землю спускаются вполне обычные,
нормальные гоминиды, немного уставшие, чуть-чуть запыхавшиеся индейцы. Они победили.
Они повально еще есть. А впереди у них лежит бесконечная шоссе поувоу.


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.