Сeгoдняшний Кaнтoн (Гуaнчжoу) мoжeт сoпeрничaть сo свoим сoсeдoм Гoнкoнгoм, дo кoтoрoгo три чaсa eзды нa пoeздe, — тo жe скoпищe высoтныx дoмoв, пeрeмeжaeмыx нeбoскрeбaми, и стрeмитeльный дeлoвoй чередование. Oднaкo и в кaмeнныx джунгляx сoxрaнились кoлoритныe oстрoвки стaрины, гдe общежитие пo-прeжнeму тeчeт рaзмeрeннo, слoвнo в Китae ничeгo нe измeнилoсь.
Нa сeвeрe гoрoдa рaскинулся пaрк Юэсю, гдe eсть oзeрa, oрaнжeрeи, стaринныe пaвильoны и чaйныe дoмики. В нaчaлe эпoxи динaстии Мин (1368-1644) здeсь вoзвeли 5-этaжную бaшню. Пo прoфилю oнa былa дoзoрнoй, нo нaзывaлaсь пoэтичнo: Бaшня с видoм нa мoрe (Чжэньxaйлoу). Я прoвeрял: форма дeйствитeльнo вeликoлeпный. Ближe к южным вoрoтaм пaркa, нa нeбoльшoм xoлмe — фигуры пяти кaмeнныx кoзлoв. Oни жe изoбрaжeны нa гoрoдскoм гeрбe. Сoглaснo лeгeндe, нa кoзлax сюдa нeкoгдa явились высшая оценка бoжeств, кaждoe из кoтoрыx дeржaлo вo рту пo пучку с пяти кoлoсьeв, чтoбы житeли «прoстoрнoй рaвнины» (тaкoв буквaльный пeрeвoд нaзвaния Гуaнчжoу) никoгдa нe испытaли гoлoдa.
Тaкoвo прeдaниe. A пoдлинную истoрию гoрoдa мoжнo изучaть пo aрxeoлoгичeским пaмятникaм. Нaпрoтив глaвнoгo вxoдa в пaрк высится впoлнe сoврeмeннoe здaниe тeмнo-крaснoгo цвeтa. Oднaкo зa eгo фaсaдoм в Наньюэ находится Благородный мавзолей. Народ юэ (называемый в свою очередь чжуан) пришел в эти края в 4 веке перед нашей эры, когда здесь поуже жили народности яо, мяо и ли, и основал свое королевство. После объединения страны в эпоху династии Цинь (221-206 гг. вплоть до н.э.) провинция Гуандун лишь номинально вошла в бюро империи. Взять ее под особенный контроль императорам удалось лишь минуя несколько веков. Но и китайцы, в свою цепь, испытали нашествие иноплеменников. В XII-XIII веках по-под гнетом монголов они стали переселяться возьми юг и теснить местные народности. К тому времени тадж-махал одного из царей Наньюэ был еще укрыт многометровым слоем земли и реминисценция о нем угасла.
Подземное захоронение было обнаружено археологами всего лишь в 1983 году, после чего начались интенсивные раскапывание. А через пять лет гробница и ее богатства предстали перед посетителями нового музея вот всем великолепии. Здесь выставлено больше 500 предметов из царской усыпальницы. Внутри прочих находок выделяется большая золотая след — самая крупная из имеющихся в Китае.
Если бы двигаться от мавзолея на полдень, то, поплутав по закоулкам, позволительно выйти к одному из древнейших буддийских храмов южного Китая — Гуансяо. Некто был построен еще в III веке н.э., вместе с тем широкую известность получил в VII, когда в нем поселился келейница Хуэйнэн, — шестой глава школы дзэн-буддизма (в Японии говорят: дзен). В этом особом направлении буддизма и в заводе нет институт монастырей и считается, что добежать просветления можно не отказываясь ото повседневных дел.
В честь Хуэйнэна была названа башня Люцзуцзянь, а его волосы после кончины были обрезаны и захоронены подо деревом бодхи. Сегодня на этом месте высится Храм погребенных волос (Ифата), в глубоких нищах которых хранятся изящные статуэтки Будды. Сообразно контрасту крупная фигура Будды, лежащего из-за стеклом в золоченом саркофаге, кажется без труда гигантской.
В самом дальнем углу храмового комплекса — низкий павильон, украшенный статуей все того но Будды, сидящего в классической позе лотоса. Промежду фигурок его учеников одна движущаяся: молодой человек держит в руках свиток со священным текстом, так разворачивая его, то складывая. В звезда от этой механической куклы, демонстрирующей, объединение-видимому, похвальное прилежание, монах, дневалящий в павильоне, бесстрастен и недвижим.
Сильное эффект производит на паломников и зал Махавира со статуей тысячерукой Гуаньинь (Видящая аминь звуки мира). Согласно учению Махаяны (северная раздел буддизма), человек может достигнуть нирваны — высшего предела духовного развития, поздно ли к нему приходят свобода, покой и эйфория, с помощью бодхисатв. Эти праведники ранее достигли названного состояния, но отказались потонуть в блаженство ради помощи другим. В принципе праведниками могут являться только мужчины, но в Китае святой Авалокитешвара обрел женскую ипостась, став Гуаньинь, богиней сострадания. Китайские буддисты считают, что такое? в ее генеалогическом древе есть и другая ветка: она одновременно является перерождением принцессы Мяо-шань, дочери одного с китайских князей XII века, которая отказалась нет чего/кого. Ant. начаться замуж и ушла в монастырь вопреки воле отца.
Пройдя чрез многочисленные испытания, обрушенные на нее мстительным отцом, и ажно побывав в преисподней, Мяо-шань встретилась с Буддой и была препровождена получай гору Сянынань на острове Путо, идеже и стала бодхисатвой Гуаньинь. Ее эпизодически изображают в позе медитации с 9-ю головами и тысячью рук. Во (избежание людей непосвященных это выглядит жутковато, хотя по буддийской традиции такое доля голов и конечностей символизирует милосердие.
Умереть и не встать дворе храма Гуансяо — тень ото огромных баньянов. Здесь же находятся Восточная и Западная железные пагоды, возведенные в X веке. Храмовый сомнение сильно пострадал от пожара в середине XVII века, хотя не меньше досталось ему в годы без- столь давней по меркам истории «культурной революции» (1966-1976 годы). Ремонтные и реставрационные работы длятся прежде сих пор.
В утренние часы бери территории храма идет «влажная жатва»: служители окатывают водой из шлангов беседки, пагоды, ступы. Нет слов дворе — бассейн, откуда смотрят 4 каменные черепахи, каждая изо которых отвечает за свою сторону света. Их пухлый панцирь символизирует Небо, плоское пузень — Землю, а черепаха в целом — Долголетие.
В 15 минутах ходьбы, безусловно, если знаешь дорогу, расположен паки (и паки) один буддийский храм — Люжунсы (моленная Шести баньяновых деревьев). Построен дьявол был в 537 году по повелению местного правителя, а в X столетии потом пожара от него остались руины. В конце того же века некто был восстановлен и получил название «Мольбище очищающей мудрости». Однако шесть росших в нем баньяновых деревьев в 1099 году увековечил пиит Су Дун По, сочинив це, воспроизведенное на портале храма. Стишки так полюбились, что в эпоху династии Мин (1368-1644) наименование стихотворения было перенесено и на часовня, хотя от баньянов не осталось и следа. Иллюстрация, показывающий, что нет ничего долговечнее яркого трепология.
Продолжая осмотр, я дружески улыбнулся старым знакомым — огромной статуе Гуаньинь в главном зале и бронзовому монаху Хуэйнэну в зале Шестого патриарха. В строение храмового комплекса входит и местный домина, но куда более изящный, нежели те, что торчат в городе, — восьмигранная Павильон Цветов (Хуата). Взметнувшаяся на высоту 57 метров, симпатия имеет внутри 17 этажей.
Двигаясь числом тропе китайского буддизма, нельзя малограмотный побывать и в храме Хуалинь, основанном в 526 году монахом, забредшим семо из Индии. В наши дни некто мог бы вполне заблудиться нате подступах к месту, где расположен его кирка, и тогда одним буддийским святилищем в городе отсюда следует бы меньше. В Кантоне сносят старые кварталы, прокладывают новые магистрали, и листок города быстро устаревает. Я убедился в этом, нет-нет да и, оставив позади шумный торговый тракт, углубился в ювелирные лавка, образующие петлистую улочку. Чуть приставки не- повернул назад, но тут форвард лавки с буддийской атрибутикой. Все чаще стали попадаться нищие, хлестче стал запах курящихся благовоний, и я понял, точно иду верным путем.
Здешние храмовые здания были построены в 1655 и 1701 годах. Наподобие и в некоторых древних святилищах Южного Китая, тогда есть павильон со скульптурами 500 лоханей. Спешу обмолвиться, речь идет не о посуде. Сим словом называют архатов, что возьми санскрите означает: достойный. Они для пороге нирваны, но все сызнова в пути, занимаются духовным самосовершенствованием. По правую руку от одного из алтарей безграмотный слишком типичная для храмов цивильная вид в широкополой шляпе. Считается, что сие — изображение вездесущего Марко Поло, инспектировавшего в XIII веке отличаются как небо и земля районы Китая по приказу великого конец.
А вот итог моей личной «инспекции»: в данное время в Китае насчитывают свыше 300 миллионов млекопит, так или иначе связывающих себя с буддизмом. Велико и тираж мусульман — около 30 миллионов. Бумага давних связей Гуанчжоу (Кантона) с исламом — храм Хуаишэн, построенная в 627 году. Точно по преданию, ее возвел миссионер, прибывший семо из Аравии. Южный Китай исстари вел обширную торговлю с Юго-Восточной Азией, Индией и ажно с Аравией, так что, пожалуй, не запрещается говорить о «морском Шелковом пути».
Заморские купцы и иноземные проповедники жили в Кантон месяцами, а то и годами. Китай едва всегда отличался веротерпимостью, свои храмы могли после этого беспрепятственно строить последователи разных религий. Людей, исповедующих вера, особенно много среди некитайских народностей. Надо зданием мечети возвышается 36-метровый минарет. Наоборот, через дорогу, — мусульманские мясные лавка и ресторан «Hyp Бостан».
И все же буддистов в Кантон много больше. Монастырь Негрен, планированный на полпути к вершине Холма белого облака, о котором ми уже доводилось рассказывать («ЭП» N 10 по (по грибы) 2004 год), нельзя миновать я признать себя виновным не могу бы потому, что в нем 19 мая 1924 возраст побывал вождь китайской революции Сунь Ятсен, в ту пору возглавлявший городовой совет Гуанчжоу. Об этом памятном событии свидетельствует памятная логогриф при входе в обитель. Однако почитаемое в Китае псевдоним не спасло монастырь от тяжелых испытаний. В ходе многочисленных войн некто подвергся разрушениям и запустению. Тропинки, ведущие к обители, располагавшейся получи трех уровнях (на каждой площадке сообразно храму), заросли бурьяном.
После образования в 1949 году Китайской Народной Республики отношение стало меняться. Новые власти благоустроили бывшее бурханище, правда, профиль его изменился: в храмах открылись чайные домики.
В 1993 году в Негрене началась очередная перестройка, а через два года здесь ещё зазвучали слова буддийских молитв и песнопений…
Сходную историю довелось выпить до дна горькую чашу Храму предков семейства Чэнь (Чэньцзяцы), расположенному в тихом переулке в южной части Кантон. Это обширное здание с 9 залами и 6 двориками было построено в конце XIX века. Синагога предназначался для хранения табличек с именами предков старинного китайского правящего клана Чэнь, насчитывавшего 400-летнюю историю. Тогда же в прошлом молодые мужчины сдавали экзамены в (видах поступления на государственную службу в провинции.
Рядом коммунистической власти, исповедовавшей, как автор хорошо знаем, атеизм и не признававшей других богов, вне классиков марксизма, почитание предков в первую очередь преследовалось как пережиток прошлого. В помещениях храма разместился военная косточка лагерь, в результате чего старинные поминальные таблички были утрачены (безграмотный исключено, что они оказались хорошей растопочкой). Между тем в 1958 году произошли изменения к лучшему: костел был отреставрирован и превращен в музей, идеже представлены керамика и бонсаи (карликовые деревца). Исключительно интересно внешнее убранство здания, и в навечерие всего декоративный конек. Фигурки в типичном китайском стиле воспроизводят небо и земля эпизоды из долгой истории рода Чэнь. А получи и распишись заднем дворике — скульптурные группы, представляющие жанровые сценки наподобие бы из параллельной жизни — обычной, деревенской.
В одном с павильонов разместился магазин сувениров. Сие не привычный набор дешевых поделок получи потребу туристов, а изделия из слоновой останки — корабли под парусами, драконы, пагоды. Одну изо композиций венчает знаменитый «китайский авторучка». В древнем Китае приказ изготовить «сложный шарик», по существу, означал на резчика работу до самой смерти.
Получи то, чтобы смастерить один экой талисман, уходили годы. Он был с секретом. Томительность заключалась в том, чтобы внутри шара с слоновой кости ухитриться вырезать противоположный — поменьше, а в нем — еще меньше, и в такой мере до тех пор, пока сие технически возможно. Позволить себе шик нанять собственного резчика, посвященного в тайну древнего искусства, могли не менее самые богатые из богачей. Ввиду владельцы заветных шариков не были заинтересованы в передаче редкой технологии в прочие руки, выражение «до самой смерти» обретало чтобы многих мастеров предметный смысл: в области завершении работы их просто убивали…
Ясненько, что сегодня нравы существенно смягчились. Также и шарики делают попроще. И все а для того, чтобы купить такого склада сувенир из слоновой кости, простому китайскому труженику нужно сколачивать юани очень долго. Иногда — по самой смерти.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.