Сeгoдняшний Кaнтoн (Гуaнчжoу) мoжeт сoпeрничaть сo свoим сoсeдoм Гoнкoнгoм, дo кoтoрoгo три чaсa eзды нa пoeздe, — тo жe скoпищe высoтныx дoмoв, пeрeмeжaeмыx нeбoскрeбaми, и стрeмитeльный дeлoвoй размеренность. Oднaкo и в кaмeнныx джунгляx сoxрaнились кoлoритныe oстрoвки стaрины, гдe проживание пo-прeжнeму тeчeт рaзмeрeннo, слoвнo в Китae ничeгo нe измeнилoсь.
Нa сeвeрe гoрoдa рaскинулся пaрк Юэсю, гдe eсть oзeрa, oрaнжeрeи, стaринныe пaвильoны и чaйныe дoмики. В нaчaлe эпoxи динaстии Мин (1368-1644) здeсь вoзвeли 5-этaжную бaшню. Пo прoфилю oнa былa дoзoрнoй, нo нaзывaлaсь пoэтичнo: Бaшня с видoм нa мoрe (Чжэньxaйлoу). Я прoвeрял: род дeйствитeльнo вeликoлeпный. Ближe к южным вoрoтaм пaркa, нa нeбoльшoм xoлмe — фигуры пяти кaмeнныx кoзлoв. Oни жe изoбрaжeны нa гoрoдскoм гeрбe. Сoглaснo лeгeндe, нa кoзлax сюдa нeкoгдa явились пятерка бoжeств, кaждoe из кoтoрыx дeржaлo вo рту пo пучку изо пяти кoлoсьeв, чтoбы житeли «прoстoрнoй рaвнины» (тaкoв буквaльный пeрeвoд нaзвaния Гуaнчжoу) никoгдa нe испытaли гoлoдa.
Тaкoвo прeдaниe. A пoдлинную истoрию гoрoдa мoжнo изучaть пo aрxeoлoгичeским пaмятникaм. Нaпрoтив глaвнoгo вxoдa в пaрк высится впoлнe сoврeмeннoe здaниe тeмнo-крaснoгo цвeтa. Oднaкo зa eгo фaсaдoм в Наньюэ находится Щедрый мавзолей. Народ юэ (называемый в свой черед чжуан) пришел в эти края в 4 веке впредь до нашей эры, когда здесь сделано жили народности яо, мяо и ли, и основал свое страна. После объединения страны в эпоху династии Цинь (221-206 гг. раньше н.э.) провинция Гуандун лишь номинально вошла в строение империи. Взять ее под неординарный контроль императорам удалось лишь минуя несколько веков. Но и китайцы, в свою участок, испытали нашествие иноплеменников. В XII-XIII веках почти гнетом монголов они стали переселяться получай юг и теснить местные народности. К тому времени дагоба одного из царей Наньюэ был сделано укрыт многометровым слоем земли и мнемозина о нем угасла.
Подземное захоронение было обнаружено археологами чуть только в 1983 году, после чего начались интенсивные раскапывание. А через пять лет гробница и ее богатства предстали перед посетителями нового музея в всем великолепии. Здесь выставлено паче 500 предметов из царской усыпальницы. Внутри прочих находок выделяется большая золотая пресса — самая крупная из имеющихся в Китае.
Иначе) будет то двигаться от мавзолея на полдень, то, поплутав по закоулкам, позволено выйти к одному из древнейших буддийских храмов южного Китая — Гуансяо. Возлюбленный был построен еще в III веке н.э., хотя широкую известность получил в VII, когда в нем поселился мних Хуэйнэн, — шестой глава школы дзэн-буддизма (в Японии говорят: дзен). В этом особом направлении буддизма нету институт монастырей и считается, что долгаться просветления можно не отказываясь ото повседневных дел.
В честь Хуэйнэна была названа павильон Люцзуцзянь, а его волосы после кончины были обрезаны и захоронены лещадь деревом бодхи. Сегодня на этом месте высится Реликварий погребенных волос (Ифата), в глубоких нищах которых хранятся изящные статуэтки Будды. По части контрасту крупная фигура Будды, лежащего из-за стеклом в золоченом саркофаге, кажется без затей гигантской.
В самом дальнем углу храмового комплекса — непросторный павильон, украшенный статуей все того а Будды, сидящего в классической позе лотоса. Промежду фигурок его учеников одна движущаяся: парубок держит в руках свиток со священным текстом, так разворачивая его, то складывая. В предзнаменование от этой механической куклы, демонстрирующей, в соответствии с-видимому, похвальное прилежание, монах, присутствующий в павильоне, бесстрастен и недвижим.
Сильное импрессия производит на паломников и зал Махавира со статуей тысячерукой Гуаньинь (Видящая повально звуки мира). Согласно учению Махаяны (северная рукав буддизма), человек может достигнуть нирваны — высшего предела духовного развития, временами к нему приходят свобода, покой и счастье, с помощью бодхисатв. Эти праведники поуже достигли названного состояния, но отказались затонуть в блаженство ради помощи другим. В принципе праведниками могут фигурировать только мужчины, но в Китае наставник Авалокитешвара обрел женскую ипостась, став Гуаньинь, богиней сострадания. Китайские буддисты считают, почто в ее генеалогическом древе есть и другая линия: она одновременно является перерождением принцессы Мяо-шань, дочери одного изо китайских князей XII века, которая отказалась истечь замуж и ушла в монастырь вопреки воле отца.
Пройдя вследствие многочисленные испытания, обрушенные на нее мстительным отцом, и инда побывав в преисподней, Мяо-шань встретилась с Буддой и была препровождена получай гору Сянынань на острове Путо, идеже и стала бодхисатвой Гуаньинь. Ее эпизодически изображают в позе медитации с 9-ю головами и тысячью рук. В целях людей непосвященных это выглядит жутковато, однако по буддийской традиции такое наличность голов и конечностей символизирует милосердие.
Умереть и не встать дворе храма Гуансяо — тень ото огромных баньянов. Здесь же находятся Восточная и Западная железные пагоды, возведенные в X веке. Храмовый сочетание сильно пострадал от пожара в середине XVII века, однако не меньше досталось ему в годы безграмотный столь давней по меркам истории «культурной революции» (1966-1976 годы). Ремонтные и реставрационные работы длятся прежде сих пор.
В утренние часы нате территории храма идет «влажная помещение»: служители окатывают водой из шлангов беседки, пагоды, ступы. В дворе — бассейн, откуда смотрят 4 каменные черепахи, каждая изо которых отвечает за свою сторону света. Их красочный панцирь символизирует Небо, плоское боевая мозоль — Землю, а черепаха в целом — Долголетие.
В 15 минутах ходьбы, знамо, если знаешь дорогу, расположен до сих пор один буддийский храм — Люжунсы (толос Шести баньяновых деревьев). Построен спирт был в 537 году по повелению местного правителя, а в X столетии после этого пожара от него остались руины. В конце того же века спирт был восстановлен и получил название «Святилище (церковь очищающей мудрости». Однако шесть росших в нем баньяновых деревьев в 1099 году увековечил кропатель Су Дун По, сочинив сиджо, воспроизведенное на портале храма. Подтекстовка так полюбились, что в эпоху династии Мин (1368-1644) слово стихотворения было перенесено и на кереметь, хотя от баньянов не осталось и следа. Метонимия, показывающий, что нет ничего долговечнее яркого пустозвонство.
Продолжая осмотр, я дружески улыбнулся старым знакомым — огромной статуе Гуаньинь в главном зале и бронзовому монаху Хуэйнэну в зале Шестого патриарха. В персонал храмового комплекса входит и местный домина, но куда более изящный, нежели те, что торчат в городе, — восьмигранная Реликварий Цветов (Хуата). Взметнувшаяся на высоту 57 метров, симпатия имеет внутри 17 этажей.
Двигаясь числом тропе китайского буддизма, нельзя далеко не побывать и в храме Хуалинь, основанном в 526 году монахом, забредшим семо из Индии. В наши дни некто мог бы вполне заблудиться возьми подступах к месту, где расположен его чанди, и тогда одним буддийским святилищем в городе отсюда следует бы меньше. В Кантоне сносят старые кварталы, прокладывают новые магистрали, и фишка города быстро устаревает. Я убедился в этом, в отдельных случаях, оставив позади шумный торговый шоссе, углубился в ювелирные ряды, образующие петлистую улочку. Слегка не повернул назад, но (тутовое пошли лавки с буддийской атрибутикой. Все на свете чаще стали попадаться нищие, мощнее стал запах курящихся благовоний, и я понял, будто иду верным путем.
Здешние храмовые здания были построены в 1655 и 1701 годах. Чисто и в некоторых древних святилищах Южного Китая, после этого есть павильон со скульптурами 500 лоханей. Спешу обмолвиться, речь идет не о посуде. Сим словом называют архатов, что нате санскрите означает: достойный. Они получи и распишись пороге нирваны, но все до этого часа в пути, занимаются духовным самосовершенствованием. Дело от одного из алтарей отнюдь не слишком типичная для храмов цивильная персона в широкополой шляпе. Считается, что сие — изображение вездесущего Марко Поло, инспектировавшего в XIII веке небо и земля районы Китая по приказу великого привет родителям.
А вот итог моей личной «инспекции»: сегодняшний день в Китае насчитывают свыше 300 миллионов засранец, так или иначе связывающих себя с буддизмом. Велико и цифра мусульман — около 30 миллионов. Гарантия давних связей Гуанчжоу (Кантона) с исламом — святилище Хуаишэн, построенная в 627 году. По части преданию, ее возвел миссионер, прибывший семо из Аравии. Южный Китай испокон веков вел обширную торговлю с Юго-Восточной Азией, Индией и инда с Аравией, так что, пожалуй, только и остается говорить о «морском Шелковом пути».
Заморские купцы и иноземные проповедники жили в Кантон месяцами, а то и годами. Китай чуть (было всегда отличался веротерпимостью, свои храмы могли после этого беспрепятственно строить последователи разных религий. Людей, исповедующих вера, особенно много среди некитайских народностей. По-над зданием мечети возвышается 36-метровый минарет. Наперекор, через дорогу, — мусульманские мясные магазин и ресторан «Hyp Бостан».
И все же буддистов в Кантон много больше. Монастырь Негрен, готовый на полпути к вершине Холма белого облака, о котором ми уже доводилось рассказывать («ЭП» N 10 вслед за 2004 год), нельзя миновать даже если бы потому, что в нем 19 мая 1924 лета побывал вождь китайской революции Сунь Ятсен, в ту пору возглавлявший градский совет Гуанчжоу. Об этом памятном событии свидетельствует памятная подпись при входе в обитель. Однако почитаемое в Китае титул не спасло монастырь от тяжелых испытаний. В ходе многочисленных войн спирт подвергся разрушениям и запустению. Тропинки, ведущие к обители, располагавшейся сверху трех уровнях (на каждой площадке согласно храму), заросли бурьяном.
После образования в 1949 году Китайской Народной Республики разряд стало меняться. Новые власти благоустроили бывшее митреум, правда, профиль его изменился: в храмах открылись чайные домики.
В 1993 году в Негрене началась очередная перестройка, а через два года здесь недавно зазвучали слова буддийских молитв и песнопений…
Сходную историю довелось испы Храму предков семейства Чэнь (Чэньцзяцы), расположенному в тихом переулке в южной части Кантон. Это обширное здание с 9 залами и 6 двориками было построено в конце XIX века. Чанди предназначался для хранения табличек с именами предков старинного китайского правящего клана Чэнь, насчитывавшего 400-летнюю историю. На этом месте же в прошлом молодые мужчины сдавали экзамены про поступления на государственную службу в провинции.
Быть коммунистической власти, исповедовавшей, как автор этих строк хорошо знаем, атеизм и не признававшей других богов, в придачу классиков марксизма, почитание предков сперва преследовалось как пережиток прошлого. В помещениях храма разместился ратный лагерь, в результате чего старинные поминальные таблички были утрачены (приставки не- исключено, что они оказались хорошей растопочкой). Зато в 1958 году произошли изменения к лучшему: ойкос был отреставрирован и превращен в музей, идеже представлены керамика и бонсаи (карликовые деревца). Страшно интересно внешнее убранство здания, и встарь всего декоративный конек. Фигурки в типичном китайском стиле воспроизводят разные эпизоды из долгой истории рода Чэнь. А получай заднем дворике — скульптурные группы, представляющие жанровые сценки что бы из параллельной жизни — обычной, деревенской.
В одном с павильонов разместился магазин сувениров. Сие не привычный набор дешевых поделок для потребу туристов, а изделия из слоновой прах — корабли под парусами, драконы, пагоды. Одну с композиций венчает знаменитый «китайский собака». В древнем Китае приказ изготовить «сложный шарик», по существу, означал в целях резчика работу до самой смерти.
Нате то, чтобы смастерить один разэтакий талисман, уходили годы. Он был с секретом. Невкайфы заключалась в том, чтобы внутри шара изо слоновой кости ухитриться вырезать разный — поменьше, а в нем — еще меньше, и неизвестно зачем до тех пор, пока сие технически возможно. Позволить себе изобилие нанять собственного резчика, посвященного в тайну древнего искусства, могли всего самые богатые из богачей. Ввиду владельцы заветных шариков не были заинтересованы в передаче редкой технологии в часть руки, выражение «до самой смерти» обретало интересах многих мастеров предметный смысл: после завершении работы их просто убивали…
Конечно, что сегодня нравы существенно смягчились. А как же и шарики делают попроще. И все но для того, чтобы купить экий сувенир из слоновой кости, простому китайскому труженику нужно сколачивать юани очень долго. Иногда — вплоть до самой смерти.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.