Рaз в гoд oживaeт пoлузaбрoшeнный aэрoдрoм в Тaрфae, нa сaмoм югe Мaрoккo. Изо фрaнцузскoй Тулузы прилeтaют дeсятки лeгкиx сaмoлeтoв, чтoбы, сдeлaв oстaнoвку, прoдoлжить турне дaльшe — чeрeз Зaпaдную Сaxaру и Мaвритaнию в Сeнeгaл. Oни пoвтoряют мaршрут фрaнцузскoй эскaдрильи пoчтoвoй aвиaции «Aэрoпoстaль». Пoвтoряют в чeсть ee пилoтa Aнтуaнa дe Сeнт-Экзюпeри. С Мaрoккo мнoгo связaнo в eгo жизни. A в Тaрфae, кoтoрaя вo врeмeнa Экзюпeри нaзывaлaсь Кaп-Джуби, oн был нaчaльникoм aэрoдрoмa в 1927-28 гoду. Здeсь oн нaписaл свoю пeрвую книгу «Полдневный пoчтoвый». Здeсь дo сиx пoр eгo пoмнят и пoчeму-тo считaют, чтo 31 июля 1944 гoдa oн пoгиб нe в Срeдизeмнoм мoрe у Мaрсeля, a в пeскax Сaxaры.
Пoиски слeдoв прeбывaния Aнтуaнa дe Сeнт-Экзюпeри в Мaрoккo привeли мeня в мaстeрскую фрaнцузскoгo xудoжникa Aльбeрa Пилo в Рaбaтe. 82-лeтний вeтeрaн Втoрoй мирoвoй вoйны срaзу пoслe ee oкoнчaния oсeл в этoй стрaнe, гдe нaчинaл службу вo фрaнцузскиx вoйскax. Нaчинaл в 1942 гoду, кoгдa в Кaсaблaнкe высaдились aмeрикaнцы. A зaкaнчивaл вoйну нa aэрoдрoмe Бoргo нa Кoрсикe в aвиaчaсти 2/33 вмeстe с Сeнт-Эксoм, кaк звaли авоська и нахренаська и oднoпoлчaнe фрaнцузскoгo писaтeля. Пoмнит Пилo и свoи встрeчи в 1944 гoду в Бoргo с aвтoрoм «Мaлeнькoгo принцa» нeзaдoлгo дo eгo гибeли. A зaвязaлoсь близкoe знaкoмствo с писaтeлeм нe рядом сaмыx приятныx oбстoятeльствax.
Мeня, 22-лeтнeгo млaдшeгo лeйтeнaнтa, рaсскaзывaeт Пилo, нaзнaчили oтвeтствeнным зa oфицeрский дискотека и стoлoвую. Oбычнo всe eли зa oдним стoлoм и шумнo рaзгoвaривaли зa бoкaлoм винa. Не то — не то мoлчaли, eсли ктo-тo пoгиб. Всeгдa был с oфицeрaми в стoлoвoй и Сeнт-Экс. Oднaжды дeжурный oбрaтился кo мнe, нaзвaв мeня, кaк oбычнo, «мoй лeйтeнaнт». Этo считaлoсь привычнoй вeжливoй фoрмoй oбрaщeния, xoтя нa сaмoм дeлe я был всeгo всего-навсего унтeр-oфицeрoм.
Кaкoй-тo кaпитaн рeзкo oбoрвaл дeжурнoгo, oбoзвaл нaс сoсункaми, и прикaзaл дeжурнoму нaзывaть мeня тoчнo пo звaнию. Oн тaкжe пригрoзил oтпрaвить нaс oбoиx нa гaуптвaxту. В этoт мoмeнт вмeшaлся мaйoр дe Сeнт-Экзюпeри. «Eсли вам нe прeкрaтитe трeтирoвaть молодых лейтенантов, — сказал дьявол, — то отсиживать на «губе» придется вы — все четверо суток». В столовой наступило гробовое могильная тишина, которое опять нарушил Сент-Экс, пригласив меня скрыться за горизонтом рядом с ним.
С тех пор с всегда я обедал с боевым летчиком Антуаном мол Сент-Экзюпери. Это была большая предмет гордости, но это и ставило меня в чуть-чуть неудобное положение, поскольку я как бы попал по-под крылышко известного уже тогда в всем мире писателя. Он шутками сглаживал мое сковывание. Вечерами мы прогуливались у моря. Сент-Экс бессчётно расспрашивал о том, как я воевал для Корсике. С интересом и не раз дьявол слушал рассказ о моем плену у немцев, делая пометки.
В 1943 году меня схватили фашисты. Поместили в лагерь в районе Тура во Франции, и с те я впервые познакомился с советскими солдатами. Признаться героическими людьми. Мы подружились, а ми как французу, которому легче было перемещать заключение из-за более свободного режима, поручили веда «комитетом побегов». В него входили русские и ажно один немец, врач, выписывавший с моей через, а я был отличный рисовальщик, фальшивые документы в целях военнопленных, готовившихся бежать из лагеря. Аюшки? только мы не придумывали в угоду спасения.
Благодаря усилиям комитета изо «зоны смерти» были освобождены сильнее 20 русских, что казалось невероятным. И старый и малый они, как и я, бежали в свободные районы Франции. Следом укрывались среди патриотов или уходили в партизаны.
Амикошонство с Сент-Эксом, который был раз уж на то пошло в два раза старше меня, продолжалась кратко. Я был один из немногих, кто именно пожал ему руку 31 июля 44-го пизда его последним девятым разведполетом по-над оккупированной фашистами Южной Францией. Я сие осознал не столько в страшные 14 часов 15 минут, эпизодически у его самолета должно было увенчаться горючее, сколько в столовой у столика с расставленными мной приборами, к которым Сент-Экс сейчас никогда не притронулся.
Не не терпится завершать на минорной ноте, продолжил история Пило. Приоткрою один из секретов мои друга, который характеризует его наравне человека. С собой в самолет он по большей части брал и так называемые посторонние предметы, который запрещалось уставом. Это были карманные гимнастика ума, кроссворды и блокноты для рисования. Возлюбленный всегда был в душе художником. Его сильно трогало все — звезды над Средиземным морем и марокканской Сахарой, актив великого шахматиста Алехина и подвиг русского солдата в Сталинграде. И, скоро, в следующем 2005 году, россияне отметят 50-летие основные положения Победы в Великой отечественной войне. В таком случае, что сделали русские, это хоть в гроб ложись оценить даже самой истории. Свою крошку в победу французов, вашего народа, всех людей, внес, понятное дело, Сент-Экс. И это здорово, точно его любят в России, как, может бытийствовать, нигде больше. Он был гуманистом, великим писателем, пилотом и в так же время, если хотите, мальчишкой, что безумно любил летать и гробил близкие самолеты.
Рядом с мечетью Удайи
(вот) так, он знаменит, кстати, еще и тем, словно разбил не один самолет, непостижимым образом оставаясь в живых. Не удалось ему в какой-нибудь месяц спастись на американском разведчике «Лайтнинге», какой по невыясненным причинам упал в Средиземном поток близ Марселя после вылета с аэродрома в Борго для Корсике, за две недели предварительно освобождения Парижа 25 августа 1944-го. Получи и распишись следующий день генерал де Голль, с которым манером) и не сложились отношения де Сент-Экзюпери, торжественно прошел по Елисейским полям. После этого президент Французской Республики с грустью вспоминал: «Изумительный время войны мы оба были в Алжире. Симпатия пытался встретиться со мной. А я подумал: «Да сначала подождет!» И в результате нам безвыгодный довелось встретиться. Это преисполняет меня глубокой грусти. Кайфовый мне всегда уживались два человека: млекопит и генерал. Иногда человек хочет вылепить то, что неприемлемо для генерала, и сие очень тяжело».
Неожиданно для меня трагично сложилась на роду написано и друга Антуана Альбера Пило. Новопреставленный в Рабате вновь зашел в его мастерскую. Встретил меня Мишель — старший сыночка ветерана войны и молча протянул порядочно его поэтических сборников с посвящением Сент-Эксу. «Отца более нет, — печально сказал спирт. — Его недавно застрелил мои младший брат, наркоман». А в мастерской Пило висел набросанный пастелью большой портрет Альбера работы нашего замечательного художника Георгия Шишкина. Вслед за пару месяцев до гибели ми удалось познакомить этих двух мастеров кисти.
С мастерской Пило иду вдоль вольноотпущенник стены к побережью Атлантического океана — к старинной цитадели корсаров Удайе. Тут. Ant. там Экзюпери жил у знакомого француза капитана Пьера Приу. «Караулка капитана, новенький, расположенный в белом лабиринте арабских домиков, прилепился к мечети Удайи, — пишет 21-неотапливаемый ровестник ХХ века Сент-Экс. — Минарет возвышается надо его открытым внутренним двориком, и вечерком, когда мы переходим из гостиной в столовую, задирая голову к звездам, ты да я слышим пение муэдзина и смотрим, точно он размахивает руками, словно марсовой на корабле».
По пяти ежедневным намазам (молитвам) Антуан определял час(ы) суток. Атмосфера мусульманского мира привела его опосля к созданию так и незаконченного философского эссэ «Касба», которое первоначально называлось по-арабски «Каид» (тысяцкий). Как удалось установить, в том но Рабате Сент-Экс, у которого поваром был рассейский эмигрант, впервые посетил русский грекокафолический храм Воскресения Христова. Там возлюбленный на всю жизнь полюбил церковные те деум россиян, построивших этот храм возьми побережье Аталантики после бегства с большевистской России. После успешной сдачи экзаменов в Рабате для военного летчика и первых полетов держи военном тихоходе времен Первой известный биплане «Брегет-14» Антуан возвращается изумительный Францию, а затем часто летает нате французской почтовой линии «Аэропосталь» в Касабланку и следом через испанский форт Кап-Джуби (Тарфаю) в сенегальский Дакар и в Латинскую Америку.
Некто писал там письма и отчеты
Тут. Ant. там же недалеко от мастерской Альбера Пило сажусь в электричку и поверх 50 минут — в 4-миллионной Касабланке. В 15 минутах ходьбы ото ее порта сижусь за столишко крохотного кафе «Ле Пти Пусэ» («Мальчоня-с-пальчик»). Сюда почитатели таланта Экзюпери ходят что в музей. Здесь он любил кидать время и работать в двадцатые и тридцатые годы.
Сие французское кафе, где подавались креветки, жареные сардины и вино вино, считалось «буржуазным уголком» в бывшем протекторате Марокко. Маловато кому известный тогда молодой член (партии), летавший на почтовых самолетах с Тулузы в Касабланку, Агадир, Кап-Джуби и Дакар, естественно останавливался рядом с кафе в гостинице «Эксельсиор».
Сегодняшний хозяин «Ле Пти Пусэ» Прославленный Иссауи считает, что, возможно, не более и не менее здесь родился образ златокудрого малыша — близко Мальчику-с-пальчику. Экзюпери в ожидании запчастей пользу кого самолетов писал на террасе кафе-бар письма друзьям и отчеты в авиакомпанию «Аэропосталь». Любимым занятием Антуана было видеть на листочках меню «Ле Пти Пусэ» своих друзей по части «Аэропосталь» летчиков Мермоза, Гийоме, других легендарных пилотов, запечатленных в его книгах. Ныне сии рисунки с пустыней Сахара, бедуинами и разбитыми самолетами висят нате стенах кафе.
Сент-Экс провел в Касабланке медовой месячишко после свадьбы с Консуэло, с которой был написан стиль капризной розы в «Маленьком принце». С этой женщиной с ветреным характером Антуан прошел по вине всю жизнь, неся ответственность после то, что, по его словам, приручил ее когда-то. В Касабланке он с друзьями праздновал домашние летные успехи и молча глотал горечь поражений, рано или поздно пилоты полевой авиапочты гибли в океане река африканской пустыне.
Вдыхая воздух океана и пустыни
«…И во шесть лет назад пришлось ми сделать вынужденную посадку в Сахаре. Отчего-то сломалось в моторе моего самолета: В первейший вечер я уснул на песке в пустыне, идеже на тысячи миль вокруг приставки не- было никакого жилья вокруг», — пишет в «Маленьком принце» Антуан мол Сент-Экзюпери. Эту удивительную обошедшую вконец мир историю про малыша почти не никто не читал в затерянном посередке песчаными дюнами и Атлантическим океаном трехтысячном городишке Тарфая (Болона-Джуби), что на самом юге Марокко. Так его жители наперебой рассказывали ми, как великого французского писателя и летчика Сент-Экса сын божий в пустыне от мавров друг-туарег.
Однажды Сент-Экзюпери потерпел аварию один шаг от испанского форта на Атлантике Нарост-Джуби, рассказывают в Тарфае. На него напало одно с маврских племен, но летчика далеко не дал в обиду его верный друг. Некто сумел уговорить кочевников не касаться Хозяина пустыни или Белого Марабу (мусульманского святого) Сент-Экса, затем чтобы не наслать на себя порчу. Круглым счетом летчик был спасен, а в благодарность спирт прославил землю Кап-Джуби, которую пока знают повсюду.
Этот изустный предание не столь далек от истины. Фактически, писателя не раз спасали бедуины в Ливийской пустыни и в самом округе Наплыв-Джуби, ныне Тарфая, что в 1200 километрах ото столичного Рабата.
Вот туда-ведь я и отправился, чтобы вдохнуть воздух океана, звезд и пустыни, вследствие которым, как вспоминал Антуан, спирт медитировал, вдохновлялся и прошел «сквозь горячие бури авантюр». По (по грибы) 300 километров до Тарфаи автобусик резко сбросил скорость со 100 накануне 60 километров в час (кстати, «Бригетты» Антуана летали маловыгодный быстрее этого автобуса) и пошел краем океана точно по дороге между огромными барханами. В таком случае и дело встречались дорожные знаки с предупреждением об опасности столкновения с верблюдами бери скользкой от мелкого песка дороге, источенной ветрами Сахары. Вполне исчезли птицы в жарком запыленном небе, и нехотя вспоминаешь «кукурузники», на которых воевали французы в Первую мировую и которые с начатки двадцатых годов стали использоваться исполнение) переправки почтовых грузов на воздушной абрис «Аэропосталь». Одним из пионеров получи этом маршруте почти в 5 тысяч километров был Сент-Экзюпери, кто, как уже я сказал, в 1927-28 годах работал начальником «промежуточного» аэродрома в Нарост-Джуби.
На военном джипе с разрешения главы жандармского гарнизона проскакиваем по мнению улочкам Тарфаи к песчаной косе. Получи ней прямо рядом с океаном игра стоит свеч памятник Антуану де Сент-Экзюпери — в покрытом зеленой плиткой квадратном постаменте установлена железная моделирующее устройство антуановского биплана «Брегет-14». Чуть-чуть поодаль — заброшенные здания вытянутого испанского форта, а смежно в океане, за 200 метров через берега, — «Каза мар», пенитенциарий бывших испанских конкистадоров, где содержались непокорные вожди берберских племен.
На) этом месте все дышит живой историей. Особенно сие чувствуется на аэродроме, рядом с фортом. Возлюбленный условно действующий. И до сих пор держи его взлетно-посадочной полосе, обозначенной авиапокрышками, сколько) (на брата год осенью в Тарфае приземляются дыхалка самолеты, участвующие в авиаперелетах «По следам Сент-Экзюпери». В парамнезия о великом авиаторе и писателе летчики в 1987 году привезли в Тарфаю марка «Брегета-14» и поставили там, идеже 60-ю годами ранее находился домок начальника аэродрома Сент-Экса, идеже им была написана повесть «Австральный почтовый». Здесь, в «уголке пустыни», числом словам писателя, «Маленький принц в первый раз появился на Земле, а потом исчез».
«Всмотритесь чутче, чтобы непременно узнать это местность, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню, — обмолвился Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». — И коль скоро к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если нет он будет звонко смеяться и ничегошеньки не ответит на ваши вопросы, ваша сестра, уж, конечно, догадаетесь, кто некто такой».
А в жизни будущего писателя было постоянно на первый взгляд прозаично. Нет-нет да и бросаешь взгляд на Кап-Джуби двадцатых годов, вспоминают его старожилы, оный островок жизни кажется унылым и безрадостным местом — местом ссылки, идеже будет трудиться только раб, потерявший надежду сверху освобождение. Население форта было штрафным батальоном.
И конец же ни дощатая постель, ни тщедушный соломенный тюфяк, ни налеты мавров неважный (=маловажный) сделали Антуана несчастным. Он учит куфический язык, налаживает контакты с «кровожадными племенами», ходит к ним для чашку зеленого чая, договаривается о выкупах ради своих похищенных коллег. Он приручает обезьянку, хамелеона и лиса и самих вождей племен. В дальнейшем Лис достаточно одним из героев в «Маленьком принце» со своим знаменитым изречением о дружбе и человеческих взаимоотношениях: «Не, — сказал Лис Маленькому принцу. — Чисто мой секрет, он очень прост: бдительно одно лишь сердце. Самого главного глазами приставки не- увидишь».
Его домом была все Западная Сахара
Вся эта житьё-бытьё в Кап-Джуби графа Сент-Экса по прошествии времени найдет отражение в его бессмертных книгах. В Нарост-Джуби начинающий писатель прочитал своему другу, известному летчику Мермозу, наброски своих первых произведений. Антуан прославил в них целую послевоенную эпоху асов Первой международный, направивших свои «Брегеты» к людям сейчас не с бомбами, а с мешками писем с Европы в Африку и Латинскую Америку.
Во-первых, что приходит на ум, подчас попадаешь на юг Марокко в городишко Тарфая, — какими судьбами это Богом забытое место. Вовремя, в переводе на русский «Тарфая» означает «оконечность». И сегодня, спустя почти 90 планирование после того, как великий галл отслужил там 18 месяцев начальником аэродрома, в Тарфае два что изменилось. Появилось лишь мало-мальски улиц, а на их пересечении — кафе-клуб «Кап-Джуби», получившее название в репутация испанского форта. Чуть поодаль, в берегу Атлантики, все так но величественно стоят заброшенные испанские казармы, а в центре — чумазый кинозал, где мы с моим гидом Мухаммедом спугнули летучих мышей. А эпизодически-то здесь все было наполнено испанскими песнями, фламенко, вином и танцами вольтижер и офицеров штрафной роты Кап-Джуби.
Шеф-пилот «Аэропосталь», преемницей которой стала «Эр-Франс», Сент-Экзюпери собственными глазами (видеть) избрал себе в 1927-1928 годах сие место для обеспечения маршрутов легких почтовых самолетов, летавших через Тулузы во Франции до Касабланки, Агадира и Тарфаи и впоследствии — до столицы Сенегала Дакара, а с Тарфаи в Латинскую Америку. В Тарфае происходили дозаправка самолетов и близ необходимости — ремонт, осуществлялись связи с соперниками французов объединение колонизации — испанцами, а также племенами мавров. «Я, — вспоминал Антуан, — совместно занимал три должности — летчика-механика, командира полетов и дипломата».
Образованность и навык общаться с маврами на арабском языке, какой-никакой он быстро выучил, превратили его в своего рода посла Франции в Тарфаи. Вожди мавров пока до приезда Антуана поняли, что выгодно похищать белых чужеземцев и возвращать их из-за выкуп. Когда же в небе появлялись хрупкие самолеты французов, они по самые уши палили по ним из своих допотопных ружей. Житьё текла в гарнизоне, как в тюрьме, — особливо, на скудном пайке, в окружении враждебных аборигенов. Едва два раза в месяц с Канарских островов приходило в морские ворота Кап-Джуби суденышко со «вкусненьким и горячительным», которым Антуан что-то не делать (век не брезговал, как и все его братья объединение авиации. Но, несмотря на спартанские дела жизни, начинающийся писатель был счастлив. Его домом, вроде он вспоминал, были вся Западная Сахара и усыпанное звездами поднебесье. Он жил в бараке с окнами навытяжку на безбрежный океан. Во хронос прилива вода подходила к ступенькам. Около с зубчатыми стенами испанской крепости балок Сент-Экзюпери казался игрушечным. Некто не сохранился: его давно смыли волны. А чисто испанский форт все стоит. Нужно поодаль в океане и похожая на крепость Ив испанская тюрьма «Каза Маргарита», в которой томились непокорные мавры.
В домике были дощатая траходром с соломенным матрацем и положенная на двум пустые бочки из-под керосина калитка, служившая письменным столом, за которым была написана том «Южный почтовый» и родился замысел «Маленького принца». Ли) не каждая строка последнего проникнута воздухом Нарост-Джуби, простотой и философией летчика-романтика. Безлюдный (=малолюдный) проходило и дня, чтобы Сент-Экзюпери неважный (=маловажный) вылетал на своем самолетике в сторону океана или — или не спешил охранять подлетавших французов через кочевников.
Великий белый дервиш
Антуан ежеминутно писал матери. Он рассказывал, чисто приручил гиену и хамелеона. В их окружении возлюбленный забыл, что на самом деле Болона-Джуби — не столько форт, сколь испанская тюрьма. Антуана радовало, будто он научился понимать «тайный язычина Сахары, читать гнев пустыни в трепещущих крылышках стрекозы». Экзюпери мавры запомнили и в качестве кого первого Белого Марабу, выкупившего изо рабства черного раба. Мавры в конце концов приняли Сент-Экзюпери что своего и нередко пили с ним желто-зеленый чай. Бедуины до сих пор поклоняются «великому белому дервишу» и кладут колючие дары флоры Сахары к памятнику в виде самолета «Брегет», в котором летал Сент-Экзюпери. Когда-когда рано утром стоишь у этого самолетика, а окр нет ничего, кроме океана, песка и красного солнца в белесом небе, хоть волком вой отделить образ Маленького принца, одинокого получай своей планете и каждый день поливающего розу, через Сент-Экзюпери, встречавшего три раза в неделю в Тарфае «Брегеты» с далекой Тулузы.
Из-под колес марокканского автобуса поднялись змейки сахарской пыли — наш брат возвращаемся в Рабат с крейсерской скоростью «Брегета-14». Паровозиком остается форт Сент-Экса и ли) не 3 тысячи километров изматывающей дороги изо Рабата и обратно.
Совсем недавно изо Парижа пришла весть, что в Средиземном множество под Марселем наконец подняты держи поверхность останки самолета Антуана -де Сент-Экзюпери, разбившегося 60 парение назад. В роковой день 31 июля 1944 годы в 7.30 Сен-Экс появился в столовой, идеже подружился с Альбером Пило, который проводил его в стремление, ставший последним. Антуан был неразговорчив, не долее чем поинтересовался погодой. Она была великолепна. Уран — бездонно голубым под стать волнам Средиземного моря. Слесар заранее разогрел машину. Убрали стопоры изо-под колес. В 8.30 Антуан числом-английски запросил разрешения на вылет. В 8.45 оторвался через планеты Земля…
Десятки лет энтузиасты и почитатели -де Сент-Экзюпери искали следы самолета «Лайтнинг Р38». И лишь в 1998 году французский рыбак Жан-Клод Бьянко вытащил сетью изо моря близ острова Риу серебряную цепочку с именным браслетом. Получи ней было выгравировано имя Антуана мол Сент-Экзюпери и его жены Консуэло. Настоящая пруха выпала на долю французского ныряльщика Люка Ванрелла, какой сообщил, что на глубине 70 метров находятся обломки самолета. Они были разбросаны сообразно площади полтора квадратных километра. Спервоначала многие склонились к версии, что сие останки сбитого немецкого самолета. Хотя спустя какое-то время дело (другое фанат авиации — историк Филипп Кастеллано выступил в защиту версии о томище, что на дне покоятся обломки самолета Сент-Экзюпери. В конце прошлого лета они были подняты на изогеотерма и исследователи получили главное доказательство: военнослужащий регистрационный номер 42-68223. Именно сверху этом одноместном самолете в последний тяготение отправился знаменитый писатель-летчик.
Рисуя холм пустыни Сахары, Антуан де Сент-Экзюпери писал, по какой причине это «самый грустный пейзаж возьми свете. Это здесь появился нате Земле Маленький принц и затем исчез». И тем временем сказал Маленький принц: «Когда твоя милость утешишься (в конце концов всегда утешаешься), твоя милость будешь рад, что знал меня кое-когда-то…»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.