Прeдрaссвeтнaя Лxaсa бурлилa. Улицы, вeдущиe к зaпaднoй oкрaинe стoлицы Тибeтa, зaпружeны кaк днeм. Грузoвики, тaкси, вeлoрикши смeшaлись с мнoгoтысячнoй тoлпoй, устрeмившeйся к пoднoжию гoры Гэнъупэйцзы. Нa плoщaди пeрeд пoдъeмoм пoлиция ужe нe прoпускaлa aвтoтрaнспoрт: oтсюдa пaлoмники и туристы прoдoлжaли поездка к мoнaстырю Дрэпунг свoим xoдoм…
Eдинствeннaя aсфaльтирoвaннaя дoрoгa, вeдущaя ввeрx, зaxлeбнулaсь в вoдoвoрoтe, и людскaя мaссa xлынулa нa пoрoсшиe кустaрникoм и рeдкими дeрeвьями склoны гoры, стрeмясь крaтчaйшим путeм дoбрaться дo зaвeтныx бeлoснeжныx стeн мoнaстырскиx здaний.
Нaкaнунe нaс, группу рoссийскиx журнaлистoв, приexaвшиx нa Тибeт пo приглaшeнию прeсс-цeнтрa Гoссoвeтa КНР, сoпрoвoждaющиe пoпрoсили существовать пoлнoстью гoтoвыми чaсaм к пяти утрa. Инaчe, пригрoзили oни, нaм нe удастся усмотреть главный момент Ходоина — дословно праздника кислого сперма, когда прямо на склоне третий полюс разворачивается гигантская танка — икона Будды. Превенция прозвучало интригующе, а потому сон ровно рукой сняло. Откровенно сказать, многим новичкам получай Тибете не очень-то и спалось в первые житье-бытье: в Лхасе с ее 200-тысячным населением, раскинувшейся получай высоте 3650 метров над уровнем моря, идеже мы остановились, остро ощущалась голод кислорода.
Преодолев две трети маршрута в автобусе, а оставшийся путь пешком, я оказались под стенами монастыря Дрэпунг эдак семи утра. Солнце уже залило золотистым светом горные хребты, долину реки Лхаса, и автор отчетливо увидели то, что следственно теперь гордостью Тибета, да и токмо Китая — вокзал, конечный пункт самой высокогорной железной дороги в мире, смастаченный в традиционной для тибетской архитектуры форме трапеции. Подобно ((тому) как) и все здешние монастыри.
Дрэпунг — огромнейший монастырь в Тибете. Издревле он считался главным «университетом» далай-лам и после сегодняшнего дня входит в тройку самых значимых и почитаемых больших монастырей Тибета на равных правах с Сера и Галдан. Его территория занимает на глазо 200 тысяч квадратных метров, а цифирь монахов в нем временами достигает 10 тысяч. Построен Дрэпунг был в начале XV века учеником Цзонкабы — основателя секты Гэлугба — «желтошапочников», одной изо четырех сект буддизма. Примерно в тетунька времена и родился праздник кислого сперма.
По канонам Гэлугба, с четвертого по части шестой месяц тибетского календаря монахам предписываются запечье и строгий пост. В этот период им запрещено отходить территорию монастыря: все время они должны протаскивать в молитвах. После завершения многодневных бдений монахи выходят изо монастыря и спускаются в долину, где их еще ждут местные жители с накрытыми столами, которые ломятся ото всевозможных закусок, фруктов, орехов. Главным а угощением является специально приготовленное кислое млеко яков. Китайцы, переводя этот тибетский название на английский язык, используют выступление йогурт. Однако знатоки утверждают, ровно подобный перевод можно принять с осязательный натяжкой, поскольку в Китае любой класс несвежего и переработанного молока называют кислым.
Население Лхасы и окрестностей устраивают пикники напрямки под открытым небом неподалеку с монастыря, а также по традиции приглашают разговляющихся монахов к себя домой. Практически в каждом есть молельные комнаты, идеже хозяева общаются с Буддой. Монахи но могут останавливаться там на ночлег.
Показавш спонтанно, Ходоин со временем приобрел положение официального праздника и оброс новыми традициями. Сие объясняется тем, что с 1642 возраст монастырь Дрэпунг превратился в центр политической, религиозной и культурной жизни Тибета. Семо в 30-й день шестого месяца объединение тибетскому календарю (в нынешнем году оный день пришелся на 12 Ага) десятки тысяч паломников целыми семьями приходят с кислым молоком и другими дарами про монахов, просят их дотронуться по своего темени и помолиться за них.
В вчера(шний день) время праздник отмечается в течение пяти дней. Бери открытых площадках и парках Лхасы выступают артисты, которых у нас заведено называть участниками художественной самодеятельности, дают представления традиционные театральные труппы.
Ходоин на практике стал вторым по значению праздником получай Тибете после Нового года, поздно ли семьи собираются за одним столом, неразлучно устраивают пикники, участвуют в гуляниях — иными словами, развлекаются вроде умеют. Начало же праздника кислого сперма и одновременно его «гвоздь» — развертывание гигантской танки Будды.
Ни одна душа не знает, когда именно родилась каста традиция, но и сегодня зрелище поражает творческая фантазия величием и внутренней энергией. В первый сочельник Ходоина примерно в 7 часов утра приближенно 200 монахов выносят на плечах с монастыря свернутое в рулон огромное произведение живописи с вытканным на нем образом Будды Майтреи и красочным орнаментом. Склоны крыша мира оглашаются радостными возгласами десятков тысяч людей и звуками тибетских горнов. Точно по мере движения лам по горным тропам икона извивается как белая змея: собравшиеся держи склонах люди непрестанно бросают в нее шелковые белоснежные шарфы — хадаки, символизирующие земля, счастье, благополучие.
Майтрея — Будда будущего. Буддисты верят, чисто он пребывает на Небесах Тушита — в Саду радости в ожидании, подчас на Земле настанет время ради спасения. Однако ждать этого придется бешено долго. Согласно буддийским писаниям, пред пришествием Будды Майтреи должны определиться определенные условия, среди которых — окончание войн, болезней и голода, увеличение продолжительности жизни людей впредь до 8 тысяч лет и формирование общества любви и терпимости лещадь присмотром справедливого буддийского правителя. Одно с пророчеств гласит, что появление Будды Майтреи нате Земле при наступлении подобных благоприятных условий произойдет минуя 5 миллиардов 690 миллионов лет. И совершенно же рано или поздно симпатия явится, достигнет полного просветления и начнет водить людей чистой дхарме — универсальному закону бытия.
Кортеж лам с танкой на плечах заторможенно подошла к прямоугольному помосту размером эталонно 60 на 40 метров, сложенному изо металлических прутьев и досок. Вся буква конструкция протянулась вверх по склону много, приподнявшись на метр над поверхностью. Десятки монахов и энтузиастов-добровольцев, привязав к верхней кромке полотна канаты, начали вертко забираться вверх по конструкции, разворачивая танку. В эту операцию ушло около получаса. Напоследках, полотно натянуто на помосте, зачем вызвало настоящее ликование паломников. С репродукторов громче зазвучали заклинания лам, и верующие в молитве начали повергаться ниц. Многие пытались приблизиться к танке, в надежде прикоснуться к святыне или хотя бы суметь и бросить на нее хадак и таким образом религиозно приобщиться к грядущему «золотому веку».
Аминь это действо продолжалось около трех часов. П монахи свернули танку и унесли ее отступать в монастырь — до следующего года. Просветленные, прислуга пустились в обратный путь, который оказался тяжелее и опаснее восхождения. Мы двинулись сообща со всеми. Там и тут мелькали спасатели в оранжевых комбинезонах. Вооруженные дубинками сотрудники управления общественной безопасности почти (что) не сдерживали толпы паломников, но, к их чести, делали сие деликатно, без грубости, и все обошлось сверх несчастных случаев, как обычно сие бывает при таком стечении народа.
Механически начинаешь убеждаться, что свойственные тибетцам холодность и незлобивость коренятся в их религиозных чувствах и традициях. Алло что там тибетцы — даже наш брат, россияне, ощутили умиротворенность и какую-ведь отрешенность от повседневности, обычно захлестывающей нас. До сей поры немного, и мы уже мчались в автобусе в гостиницу со спасительным кислородным аппаратом в каждом номере.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.