Отдых и туризм во всех странах мира

Рaз в гoд oживaeт пoлузaбрoшeнный aэрoдрoм в Тaрфae, нa сaмoм югe Мaрoккo. С фрaнцузскoй Тулузы прилeтaют дeсятки лeгкиx сaмoлeтoв, чтoбы, сдeлaв oстaнoвку, прoдoлжить этап дaльшe — чeрeз Зaпaдную Сaxaру и Мaвритaнию в Сeнeгaл. Oни пoвтoряют мaршрут фрaнцузскoй эскaдрильи пoчтoвoй aвиaции «Aэрoпoстaль». Пoвтoряют в чeсть ee пилoтa Aнтуaнa дe Сeнт-Экзюпeри. С Мaрoккo мнoгo связaнo в eгo жизни. A в Тaрфae, кoтoрaя вo врeмeнa Экзюпeри нaзывaлaсь Кaп-Джуби, oн был нaчaльникoм aэрoдрoмa в 1927-28 гoду. Здeсь oн нaписaл свoю пeрвую книгу «Теплый пoчтoвый». Здeсь дo сиx пoр eгo пoмнят и пoчeму-тo считaют, чтo 31 июля 1944 гoдa oн пoгиб нe в Срeдизeмнoм мoрe у Мaрсeля, a в пeскax Сaxaры.

Пoиски слeдoв прeбывaния Aнтуaнa дe Сeнт-Экзюпeри в Мaрoккo привeли мeня в мaстeрскую фрaнцузскoгo xудoжникa Aльбeрa Пилo в Рaбaтe. 82-лeтний вeтeрaн Втoрoй мирoвoй вoйны срaзу пoслe ee oкoнчaния oсeл в этoй стрaнe, гдe нaчинaл службу вo фрaнцузскиx вoйскax. Нaчинaл в 1942 гoду, кoгдa в Кaсaблaнкe высaдились aмeрикaнцы. A зaкaнчивaл вoйну нa aэрoдрoмe Бoргo нa Кoрсикe в aвиaчaсти 2/33 вмeстe с Сeнт-Эксoм, кaк звaли братва и oднoпoлчaнe фрaнцузскoгo писaтeля. Пoмнит Пилo и свoи встрeчи в 1944 гoду в Бoргo с aвтoрoм «Мaлeнькoгo принцa» нeзaдoлгo дo eгo гибeли. A зaвязaлoсь близкoe знaкoмствo с писaтeлeм нe близ сaмыx приятныx oбстoятeльствax.

Мeня, 22-лeтнeгo млaдшeгo лeйтeнaнтa, рaсскaзывaeт Пилo, нaзнaчили oтвeтствeнным зa oфицeрский клоб и стoлoвую. Oбычнo всe eли зa oдним стoлoм и шумнo рaзгoвaривaли зa бoкaлoм винa. Другими словами мoлчaли, eсли ктo-тo пoгиб. Всeгдa был с oфицeрaми в стoлoвoй и Сeнт-Экс. Oднaжды дeжурный oбрaтился кo мнe, нaзвaв мeня, кaк oбычнo, «мoй лeйтeнaнт». Этo считaлoсь привычнoй вeжливoй фoрмoй oбрaщeния, xoтя нa сaмoм дeлe я был всeгo только унтeр-oфицeрoм.

Кaкoй-тo кaпитaн рeзкo oбoрвaл дeжурнoгo, oбoзвaл нaс сoсункaми, и прикaзaл дeжурнoму нaзывaть мeня тoчнo пo звaнию. Oн тaкжe пригрoзил oтпрaвить нaс oбoиx нa гaуптвaxту. В этoт мoмeнт вмeшaлся мaйoр дe Сeнт-Экзюпeри. «Eсли ваша сестра нe прeкрaтитe трeтирoвaть молодых лейтенантов, — сказал дьявол, — то отсиживать на «губе» придется вас — все четверо суток». В столовой наступило гробовое радиомолчание, которое опять нарушил Сент-Экс, пригласив меня углубиться рядом с ним.

С тех пор под всегда я обедал с боевым летчиком Антуаном дескать Сент-Экзюпери. Это была большая предмет гордости, но это и ставило меня в ряд неудобное положение, поскольку я как бы попал около крылышко известного уже тогда кайфовый всем мире писателя. Он шутками сглаживал мое гонение. Вечерами мы прогуливались у моря. Сент-Экс (нет расспрашивал о том, как я воевал возьми Корсике. С интересом и не раз возлюбленный слушал рассказ о моем плену у немцев, делая пометки.

В 1943 году меня схватили фашисты. Поместили в лагерь смерти в районе Тура во Франции, и засим я впервые познакомился с советскими солдатами. Впрямь героическими людьми. Мы подружились, а ми как французу, которому легче было перевозить заключение из-за более свободного режима, поручили управлять «комитетом побегов». В него входили русские и даже если один немец, врач, выписывавший с моей через, а я был отличный рисовальщик, фальшивые документы интересах военнопленных, готовившихся бежать из лагеря. Ась? только мы не придумывали из-за спасения.

Благодаря усилиям комитета с «зоны смерти» были освобождены паче 20 русских, что казалось невероятным. Кончено они, как и я, бежали в свободные районы Франции. Там укрывались среди патриотов или уходили в партизаны.

Филиа с Сент-Эксом, который был в этом случае в два раза старше меня, продолжалась мало. Я был один из немногих, который пожал ему руку 31 июля 44-го хуй его последним девятым разведполетом надо оккупированной фашистами Южной Францией. Я сие осознал не столько в страшные 14 часов 15 минут, временами у его самолета должно было заключиться горючее, сколько в столовой у столика с расставленными мной приборами, к которым Сент-Экс уж никогда не притронулся.

Не руки чешутся завершать на минорной ноте, продолжил новелла Пило. Приоткрою один из секретов мой друга, который характеризует его во вкусе человека. С собой в самолет он большей частью брал и так называемые посторонние предметы, что такое? запрещалось уставом. Это были карманные чатуранга, кроссворды и блокноты для рисования. Спирт всегда был в душе художником. Его на большой глубине трогало все — звезды над Средиземным морем и марокканской Сахарой, достижения великого шахматиста Алехина и подвиг русского солдата в Сталинграде. Пусть будет так, скоро, в следующем 2005 году, россияне отметят 50-летие азы Победы в Великой отечественной войне. Так, что сделали русские, это хоть в гроб ложись оценить даже самой истории. Свою чуть-чуть в победу французов, вашего народа, всех людей, внес, понятно, Сент-Экс. И это здорово, кое-что его любят в России, как, может присутствовать, нигде больше. Он был гуманистом, великим писателем, пилотом и в в таком случае же время, если хотите, мальчишкой, который-нибудь безумно любил летать и гробил приманка самолеты.

Рядом с мечетью Удайи

Да что вы, он знаменит, кстати, еще и тем, будто разбил не один самолет, по мановению волшебной палочки оставаясь в живых. Не удалось ему всего только спастись на американском разведчике «Лайтнинге», кой по невыясненным причинам упал в Средиземном стая близ Марселя после вылета с аэродрома в Борго получи Корсике, за две недели задолго. Ant. с освобождения Парижа 25 августа 1944-го. Получи и распишись следующий день генерал де Голль, с которым (до и не сложились отношения де Сент-Экзюпери, торжественно прошел по Елисейским полям. Через некоторое время президент Французской Республики с грустью вспоминал: «Умереть и не встать время войны мы оба были в Алжире. Спирт пытался встретиться со мной. А я подумал: «Допустим сначала подождет!» И в результате нам безлюдный (=малолюдный) довелось встретиться. Это преисполняет меня глубокой грусти. В мне всегда уживались два человека: персона и генерал. Иногда человек хочет свершить то, что неприемлемо для генерала, и сие очень тяжело».

Неожиданно для меня трагично сложилась такая судьба выпала и друга Антуана Альбера Пило. Не далее как в Рабате вновь зашел в его мастерскую. Встретил меня Мишель — старший сыну ветерана войны и молча протянул одну крош его поэтических сборников с посвящением Сент-Эксу. «Отца паче нет, — печально сказал симпатия. — Его недавно застрелил мои младший брат, наркоман». А в мастерской Пило висел изложенный на бумаге пастелью большой портрет Альбера работы нашего замечательного художника Георгия Шишкина. Из-за пару месяцев до гибели ми удалось познакомить этих двух мастеров кисти.

Изо мастерской Пило иду вдоль холоп стены к побережью Атлантического океана — к старинной цитадели корсаров Удайе. Тогда Экзюпери жил у знакомого француза капитана Пьера Приу. «Изба капитана, новенький, расположенный в белом лабиринте арабских домиков, прилепился к мечети Удайи, — пишет 21-холодный ровестник ХХ века Сент-Экс. — Минарет возвышается по-над его открытым внутренним двориком, и вечере, когда мы переходим из гостиной в столовую, задирая голову к звездам, автор слышим пение муэдзина и смотрим, как бы он размахивает руками, словно юнга на корабле».

По пяти ежедневным намазам (молитвам) Антуан определял минувшее суток. Атмосфера мусульманского мира привела его позже к созданию так и незаконченного философского эссэ «Кремль», которое первоначально называлось по-арабски «Каид» (заправила). Как удалось установить, в том но Рабате Сент-Экс, у которого поваром был общероссийский эмигрант, впервые посетил русский христианин храм Воскресения Христова. Там спирт на всю жизнь полюбил церковные литургия россиян, построивших этот храм нате побережье Аталантики после бегства изо большевистской России. После успешной сдачи экзаменов в Рабате для военного летчика и первых полетов получи и распишись военном тихоходе времен Первой прославленный биплане «Брегет-14» Антуан возвращается умереть и не встать Францию, а затем часто летает держи французской почтовой линии «Аэропосталь» в Касабланку и впоследствии времени через испанский форт Кап-Джуби (Тарфаю) в сенегальский Дакар и в Латинскую Америку.

Спирт писал там письма и отчеты

Тогда же недалеко от мастерской Альбера Пило сажусь в электричку и путем 50 минут — в 4-миллионной Касабланке. В 15 минутах ходьбы ото ее порта сижусь за мензула крохотного кафе «Ле Пти Пусэ» («Мальчишка-с-пальчик»). Сюда почитатели таланта Экзюпери ходят т. е. в музей. Здесь он любил обманывать время и работать в двадцатые и тридцатые годы.

Сие французское кафе, где подавались креветки, жареные сардины и красненькое вино, считалось «буржуазным уголком» в бывшем протекторате Марокко. Скудно кому известный тогда молодой человечек, летавший на почтовых самолетах изо Тулузы в Касабланку, Агадир, Кап-Джуби и Дакар, в соответствии с нормой останавливался рядом с кафе в гостинице «Эксельсиор».

Сегодняшний хозяин «Ле Пти Пусэ» Прославленный Иссауи считает, что, возможно, а именно здесь родился образ златокудрого малыша — родственный Мальчику-с-пальчику. Экзюпери в ожидании запчастей интересах самолетов писал на террасе видеокафе письма друзьям и отчеты в авиакомпанию «Аэропосталь». Любимым занятием Антуана было писать (картину) на листочках меню «Ле Пти Пусэ» своих друзей после «Аэропосталь» летчиков Мермоза, Гийоме, других легендарных пилотов, запечатленных в его книгах. Ныне сии рисунки с пустыней Сахара, бедуинами и разбитыми самолетами висят нате стенах кафе.

Сент-Экс провел в Касабланке медовой месяцочек после свадьбы с Консуэло, с которой был написан облик капризной розы в «Маленьком принце». С этой женщиной с ветреным характером Антуан прошел путем всю жизнь, неся ответственность по (по грибы) то, что, по его словам, приручил ее раз как-то. В Касабланке он с друзьями праздновал домашние летные успехи и молча глотал горечь поражений, от случая к случаю пилоты полевой авиапочты гибли в океане неужели африканской пустыне.

Вдыхая воздух океана и пустыни

«…И вишь шесть лет назад пришлось ми сделать вынужденную посадку в Сахаре. Который-то сломалось в моторе моего самолета: В ключевой вечер я уснул на песке в пустыне, идеже на тысячи миль вокруг безвыгодный было никакого жилья вокруг», — пишет в «Маленьком принце» Антуан мол Сент-Экзюпери. Эту удивительную обошедшую огульно мир историю про малыша едва никто не читал в затерянном в кругу песчаными дюнами и Атлантическим океаном трехтысячном городишке Тарфая (Болона-Джуби), что на самом юге Марокко. Хотя его жители наперебой рассказывали ми, как великого французского писателя и летчика Сент-Экса спаситель в пустыне от мавров друг-туарег.

Однажды Сент-Экзюпери потерпел аварию неподалёку от испанского форта на Атлантике Нарост-Джуби, рассказывают в Тарфае. На него напало одно с маврских племен, но летчика никак не дал в обиду его верный доброжелатель. Он сумел уговорить кочевников неважный (=маловажный) трогать Хозяина пустыни или Белого Марабу (мусульманского святого) Сент-Экса, затем чтоб не наслать на себя порчу. Скажем летчик был спасен, а в благодарность спирт прославил землю Кап-Джуби, которую ныне знают повсюду.

Этот изустный цзюань не столь далек от истины. Нечего гре, писателя не раз спасали бедуины в Ливийской пустыни и в самом округе Наплыв-Джуби, ныне Тарфая, что в 1200 километрах через столичного Рабата.

Вот туда-так я и отправился, чтобы вдохнуть воздух океана, звезд и пустыни, вследствие которым, как вспоминал Антуан, возлюбленный медитировал, вдохновлялся и прошел «сквозь горячие бури авантюр». Из-за 300 километров до Тарфаи автобусик резко сбросил скорость со 100 перед 60 километров в час (кстати, «Бригетты» Антуана летали малограмотный быстрее этого автобуса) и пошел краем океана в соответствии с дороге между огромными барханами. Так и дело встречались дорожные знаки с предупреждением об опасности столкновения с верблюдами возьми скользкой от мелкого песка дороге, источенной ветрами Сахары. Вконец исчезли птицы в жарком запыленном небе, и нечаянно вспоминаешь «кукурузники», на которых воевали французы в Первую мировую и которые с основные положения двадцатых годов стали использоваться ради переправки почтовых грузов на воздушной абрис «Аэропосталь». Одним из пионеров получай этом маршруте почти в 5 тысяч километров был Сент-Экзюпери, кто, как уже я сказал, в 1927-28 годах работал начальником «промежуточного» аэродрома в Нарост-Джуби.

На военном джипе с разрешения главы жандармского гарнизона проскакиваем сообразно улочкам Тарфаи к песчаной косе. Держи ней прямо рядом с океаном есть расчет памятник Антуану де Сент-Экзюпери — нате покрытом зеленой плиткой квадратном постаменте установлена железная трафарет антуановского биплана «Брегет-14». Незначительно поодаль — заброшенные здания вытянутого испанского форта, а недалеко в океане, за 200 метров с берега, — «Каза мар», кутузка бывших испанских конкистадоров, где содержались непокорные вожди берберских племен.

Тута все дышит живой историей. Особенно сие чувствуется на аэродроме, рядом с фортом. Симпатия условно действующий. И до сих пор получи и распишись его взлетно-посадочной полосе, обозначенной авиапокрышками, отдельный год осенью в Тарфае приземляются дыхалка самолеты, участвующие в авиаперелетах «По следам Сент-Экзюпери». В видеопамять о великом авиаторе и писателе летчики в 1987 году привезли в Тарфаю лекало «Брегета-14» и поставили там, идеже 60-ю годами ранее находился хибара начальника аэродрома Сент-Экса, идеже им была написана повесть «Жаркий почтовый». Здесь, в «уголке пустыни», соответственно словам писателя, «Маленький принц впервой появился на Земле, а потом исчез».

«Всмотритесь чутче, чтобы непременно узнать это поляна, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню, — обмолвился Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». — И на случай если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, коль (скоро) он будет звонко смеяться и ни плошки не ответит на ваши вопросы, ваша сестра, уж, конечно, догадаетесь, кто симпатия такой».

А в жизни будущего писателя было шабаш на первый взгляд прозаично. Поздно ли бросаешь взгляд на Кап-Джуби двадцатых годов, вспоминают его старожилы, данный островок жизни кажется унылым и безрадостным местом — местом ссылки, идеже будет трудиться только раб, потерявший надежду в освобождение. Население форта было штрафным батальоном.

И конец же ни дощатая постель, ни с палец соломенный тюфяк, ни налеты мавров далеко не сделали Антуана несчастным. Он учит куфический язык, налаживает контакты с «кровожадными племенами», ходит к ним для чашку зеленого чая, договаривается о выкупах ради своих похищенных коллег. Он приручает обезьянку, хамелеона и лиса и самих вождей племен. В дальнейшем Лис способен одним из героев в «Маленьком принце» со своим знаменитым изречением о дружбе и человеческих взаимоотношениях: «Благословенно, — сказал Лис Маленькому принцу. — Видишь мой секрет, он очень прост: бдительно одно лишь сердце. Самого главного глазами малограмотный увидишь».

Его домом была все Западная Сахара

Вся эта общежитие в Кап-Джуби графа Сент-Экса через некоторое время найдет отражение в его бессмертных книгах. В Нарост-Джуби начинающий писатель прочитал своему другу, известному летчику Мермозу, наброски своих первых произведений. Антуан прославил в них целую послевоенную эпоху асов Первой межнациональный, направивших свои «Брегеты» к людям поуже не с бомбами, а с мешками писем с Европы в Африку и Латинскую Америку.

Бульон, что приходит на ум, как-нибуд попадаешь на юг Марокко в городишко Тарфая, — а это Богом забытое место. Пропорционально, в переводе на русский «Тарфая» означает «место». И сегодня, спустя почти 90 планирование после того, как великий преподаватель отслужил там 18 месяцев начальником аэродрома, в Тарфае скудно что изменилось. Появилось лишь одну каплю улиц, а на их пересечении — чепок «Кап-Джуби», получившее название в целомудрие испанского форта. Чуть поодаль, получи берегу Атлантики, все так но величественно стоят заброшенные испанские казармы, а в центре — перепачканный кинозал, где мы с моим гидом Мухаммедом спугнули летучих мышей. А в некоторых случаях-то здесь все было наполнено испанскими песнями, фламенко, вином и танцами шпрот и офицеров штрафной роты Кап-Джуби.

Авиатор «Аэропосталь», преемницей которой стала «Эр-Франс», Сент-Экзюпери ее самое избрал себе в 1927-1928 годах сие место для обеспечения маршрутов легких почтовых самолетов, летавших ото Тулузы во Франции до Касабланки, Агадира и Тарфаи и вслед за этим — до столицы Сенегала Дакара, а с Тарфаи в Латинскую Америку. В Тарфае происходили дозаправка самолетов и близ необходимости — ремонт, осуществлялись связи с соперниками французов ровно по колонизации — испанцами, а также племенами мавров. «Я, — вспоминал Антуан, — вместе с тем занимал три должности — летчика-механика, командира полетов и дипломата».

Образованность и навык общаться с маврами на арабском языке, какой-либо он быстро выучил, превратили его в своего рода посла Франции в Тарфаи. Вожди мавров паки (и паки) до приезда Антуана поняли, (то) есть выгодно похищать белых чужеземцев и возвращать их по (по грибы) выкуп. Когда же в небе появлялись хрупкие самолеты французов, они что есть силы палили по ним из своих допотопных ружей. Сказка (жизненная) текла в гарнизоне, как в тюрьме, — разобщенно, на скудном пайке, в окружении враждебных аборигенов. Только лишь два раза в месяц с Канарских островов приходило в пристань Кап-Джуби суденышко со «вкусненьким и горячительным», которым Антуан сроду не брезговал, как и все его братья соответственно авиации. Но, несмотря на спартанские кондиция жизни, начинающийся писатель был счастлив. Его домом, словно он вспоминал, были вся Западная Сахара и усыпанное звездами высота поднебесная. Он жил в бараке с окнами чистосерде на безбрежный океан. Во старинны годы прилива вода подходила к ступенькам. Под рук с зубчатыми стенами испанской крепости хибара Сент-Экзюпери казался игрушечным. Спирт не сохранился: его давно смыли волны. А во испанский форт все стоит. Имеет смысл поодаль в океане и похожая на лькасар Ив испанская тюрьма «Каза Дымка», в которой томились непокорные мавры.

В домике были дощатая койка с соломенным матрацем и положенная на двум пустые бочки из-под керосина калитка, служившая письменным столом, за которым была написана записки «Южный почтовый» и родился замысел «Маленького принца». Приблизительно каждая строка последнего проникнута воздухом Болона-Джуби, простотой и философией летчика-романтика. Неважный (=маловажный) проходило и дня, чтобы Сент-Экзюпери неважный (=маловажный) вылетал на своем самолетике в сторону океана неужто не спешил охранять подлетавших французов с кочевников.

Великий белый дервиш

Антуан безостановочно писал матери. Он рассказывал, на правах приручил гиену и хамелеона. В их окружении возлюбленный забыл, что на самом деле Нарост-Джуби — не столько форт, как долго испанская тюрьма. Антуана радовало, почто он научился понимать «тайный речь Сахары, читать гнев пустыни в трепещущих крылышках стрекозы». Экзюпери мавры запомнили и ни дать ни взять первого Белого Марабу, выкупившего изо рабства черного раба. Мавры в конце концов приняли Сент-Экзюпери не хуже кого своего и нередко пили с ним грязно-зеленый чай. Бедуины до сих пор поклоняются «великому белому дервишу» и кладут колючие дары флоры Сахары к памятнику в виде самолета «Брегет», для котором летал Сент-Экзюпери. Временами рано утром стоишь у этого самолетика, а окр нет ничего, кроме океана, песка и красного солнца в белесом небе, тяжело отделить образ Маленького принца, одинокого держи своей планете и каждый день поливающего розу, через Сент-Экзюпери, встречавшего три раза в неделю в Тарфае «Брегеты» изо далекой Тулузы.

Из-под колес марокканского автобуса поднялись змейки сахарской пыли — я возвращаемся в Рабат с крейсерской скоростью «Брегета-14». Кзади остается форт Сент-Экса и приблизительно 3 тысячи километров изматывающей дороги изо Рабата и обратно.

Совсем недавно с Парижа пришла весть, что в Средиземном град под Марселем наконец подняты держи поверхность останки самолета Антуана -де Сент-Экзюпери, разбившегося 60 парение назад. В роковой день 31 июля 1944 годы в 7.30 Сен-Экс появился в столовой, идеже подружился с Альбером Пило, который проводил его в тяга, ставший последним. Антуан был неразговорчив, не долее чем поинтересовался погодой. Она была великолепна. Высота поднебесная — бездонно голубым под стать волнам Средиземного моря. Машинист заранее разогрел машину. Убрали стопоры с-под колес. В 8.30 Антуан до-английски запросил разрешения на вылет. В 8.45 оторвался с планеты Земля…

Десятки лет энтузиасты и почитатели мол Сент-Экзюпери искали следы самолета «Лайтнинг Р38». И только лишь в 1998 году французский рыбак Жан-Клод Бьянко вытащил сетью изо моря близ острова Риу серебряную цепочку с именным браслетом. Держи ней было выгравировано имя Антуана дескать Сент-Экзюпери и его жены Консуэло. Настоящая не житье выпала на долю французского ныряльщика Люка Ванрелла, тот или иной сообщил, что на глубине 70 метров находятся обломки самолета. Они были разбросаны ровно по площади полтора квадратных километра. Голову) многие склонились к версии, что сие останки сбитого немецкого самолета. Да спустя какое-то время несхожий фанат авиации — историк Филипп Кастеллано выступил в защиту версии о томишко, что на дне покоятся обломки самолета Сент-Экзюпери. В конце прошлого возраст они были подняты на индикатриса и исследователи получили главное доказательство: бранный регистрационный номер 42-68223. Именно получи и распишись этом одноместном самолете в последний тяга отправился знаменитый писатель-летчик.

Рисуя дюна пустыни Сахары, Антуан де Сент-Экзюпери писал, зачем это «самый грустный пейзаж получай свете. Это здесь появился нате Земле Маленький принц и затем исчез». И потом сказал Маленький принц: «Когда твоя милость утешишься (в конце концов всегда утешаешься), твоя милость будешь рад, что знал меня подчас-то…»


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.