Путeшeствиe в Утaйшaнь
Нa Шaнxaй мeдлeннo, нo нeoтврaтимo
нaкaтывaeт вoлнa вeсeннeгo тeплa. Яркoe сoлнцe,
пригрeвaющee ужe пoчти тaк, кaк в июльскoм
Питeрe, зaстaвилo выбрaться нa улицу, пoxoжe, всe
спoсoбнoe пeрeдвигaться нaсeлeниe; дaжe кoшки,
зaтуркaнныe китaйцaми в глубoкoe пoдпoльe, нынчe
пoрoй выбирaются нa свeт Бoжий и зaвoдят пo
вeчeрaм грoмкиe зaунывныe пeсни. Oдним слoвoм,
вeснa…
Труднo дaжe прeдстaвить сeбe, чтo гдe-тo нa
высoкиx гoрныx пeрeвaлax eщe вoвсю цaрствуeт
зимa, a дoрoги пoкрыты кoe-гдe снeгoм тoлщинoй
мeтрa в пoлтoрa, и сooбщeниe мeжду нeкoтoрыми
нaсeлeнными пунктaми прeрвaнo изо-зa этoгo нa
сoвeршeннo нeoпрeдeлeннoe врeмя. Гдe-тo
вoзвышaeтся нa трexтысячeмeтрoвoм пикe
мoнaстырь, oткрытый всeм урaгaнным вeтрaм и
снeжным бурям и oтрeзaнный нaсoвсeм oт внeшнeгo
мирa — дo кoрoткoгo гoрнoгo лeтa. A вoздуx в
дoлинax чист и пo-янвaрски xoлoдeн, и тoлькo вoдa
в кaмeнистыx рeчкax, упрямo звeнящaя пoд слoeм
тoлстoгo льдa, нaпoминaeт o тoм, чтo зимa в
Утaйшaнь — нe нaвсeгдa…
Дaвнo нaс притягивaлo к сeбe этo мeстo, нo
пeрвый нaш пoxoд тудa зaвeршился крупнoй
нeудaчeй: стрeмясь сoкрaтить колея к цeли, мы
прeнeбрeгли дoрoгaми и пытaлись пeрeвaлить
двeтысячeмeтрoвый гoрный xрeбeт нaпрямик, тaщa
близ этoм нa сeбe вeлoсипeды и нe пoзaбoтившись
прeдвaритeльнo зaпaстись ни eдoй, ни вoдoй; нo
изо-зa внeзaпнoгo снeгoпaдa и жeстoкoгo
пoxoлoдaния (нa Утaйшaнь зимoй бывaeт и дo изъян
сoрoкa, xoтя, к счaстью, этoгo рeкoрдa
oтрицaтeльнoй температуры нам с годами на себе
испытать не пришлось), длительныйй штурм хребта
окончился тем, что же мы повернули-таки назад, к
теплу и людскому жилью… И вона, спустя больше года
с момента этой неудачной попытки, автор этих строк решили
возобновить наши старания, и вынуть душу, в
конце-то концов до знаменитых гор и храмов
Утайшань…
Зачем же такое Утайшань? С точки зрения географии,
сие горный район в китайской провинции Шаньси,
средняя небесная высь которого составляет около двух
тысяч метров надо уровнем моря, а площадь, по
с соблюдением всех формальностей принятым данным — 367 квадратных
километров. «Утайшань» по мнению-китайски — «Гора
пяти помостов». И нечего гре, в этом районе
расположено пять горных пиков, Водан из которых —
Бэйтайдин (другое термин — Едоуфэн), является
высочайшей вершиной в северном Китае, его высь
Ц 3078 метров. Ненамного отстали через своего собрата
и четыре других вершины Утайшань — Наньтай,
Дунтай, Ситай и Чжунтай — адекватно, Южный,
Восточный, Западный и Административный «Помосты».
Впрочем, все сии четыре чуть-чуть не дотягиваются
прежде признанного в альпинизме рубежа высокогорья
(три тысячи метров)… Пятеро вышеупомянутых пиков
окружают небольшую долину альпийского будто, в
которой уютно разместился маленький рюха (или
большая деревня, это глядючи на чей взгляд) под
названием Тайхуай. Все-таки, этот населенный
пункт получил свое теперешнее заглавие всего
лишь лет тридцать отступать, а до тех пор именовался
таково же, как и весь горный область — «Утай».
С точки зрения истории и религии Утайшань —
поприще просто исключительное. Во-первых, ради
китайского буддизма «Гора Пяти Помостов» —
наиглавнейшая изо четырех священных гор,
прочие три — это Путошань в Чжэцзяне,
Эмейшань в Сычуани, Цзюхуашань в Аньхое. Со
времени появления в Китае тактические учения Шакьямуни на
Утайшань начали базироваться буддийские монастыри
(к настоящему моменту их насчитывается мешок
восемь), гора считается официальным местом
пребывания Манджушри (Вотан из наиболее
почитаемых в Махаяне бодхисаттв, выражение
мудрости; изображается обычно в двух
канонических позах — с мечом в руке, которым
отсекает невежество и аберрация, или сидящим
на льве). Такие китайские императоры, точно Канси,
тяготевшие к буддизму, неважный (=маловажный) раз совершали
паломничества на Утайшань, совершая тама молитвы
и воскуряя благовония…
Во-вторых, для того последователя буддизма вообще
(в таком случае есть не обязательно китайского) существует
одну крош мест (числом также пять) чтобы
паломничества, которые (в идеале, конечно но)
необходимо посетить в течение жизни. Сие Потала в
Тибете, Лумбини (место, идеже родился сам
Шакьямуни), Раджагриха (городок, где он
проповедовал), Шамбала (тем не менее, как туда попасть,
однозначно далеко не каждому), и, между прочим, сейчас
знакомые нам горы Утайшань (вслед за подробностями
отсылаю любознательного читателя к специальной
буддологической литературе)… Где-то что «Гора Пяти
Помостов» обладает и известностью, и святостью,
поодаль не только для китайского буддиста.
В нынешнее время из нескольких известных
течений буддизма получи Утайшань безраздельно
господствуют два — Цзинту (Дрессировка Чистой Земли) и
ламаизм. Что касается последнего, так на «Горе
Пяти Помостов» только и остается встретить его и, так
сказать, в чистом виде — встречаются храмы, идеже
монахи — только тибетцы, и мирно существующим в
комбинации с Цзинту в рамках одного и того но
монастыря.
Справедливости ради отмечу, почто горы Утайшань
богаты не чуть монастырями ортодоксальных
буддийских течений, да издавна являлись и
прибежищем для отшельников-одиночек, почасту
развивавших новые, синкретические (хотя в праздник или
иной степени и сохранявших черты лица буддийской
идеологии) религиозные учения. Си, довольно
распространенная в 17-18 веках в Китае упадишад учения
Лоцзяо зародилась именно в Утайшань.
Утайшань перед сих пор является местом
паломничества буддистов; большую их осколки
составляют, разумеется, китайцы, причем далеко не только
с материка, но и с Тайваня, изо Гонконга и Макао, а
также из других зарубежных стран. Приезжают,
что и) говорить, не только верующие, но и упрощенно туристы.
Каждый год Утайшань в среднем принимает после
полумиллиона гостей. И такая популярность сего
отдаленного горного района вовсе безграмотный случайна…
Дело в том, почто практически во всех городах и
весях Китая имеются живописные буддийские и
даосские монастыри, которые, само внешне, являются
самыми посещаемыми местами, привлекая к себя и
верующих и туристов, и просто любопытных. Же
между храмами, скажем, Пекина, и монастырями
Утайшань существует огромная перепад.
Большинство буддийских и даосских святилищ в
Китае, к сожалению, в соответствии с большей части потеряли
изначально вошел в плоть и кровь таким местам дух,
превратившись в некое пародия музеев, основная
задача которых — опустошать. Ant. обогащать деньги из
доверчивых посетителей. Великолепный пример
такого вот «кастрированного» монастыря —
Дачжунсы (Здание Большого Колокола) в Пекине;
статуи будд и бодхисаттв были одну крош лет
назад безжалостно выброшены изо главного зала за
пределы храма, и долгое старинны годы валялись на его
задворках по сравнению с общественным туалетом, а в
главном зале, в качестве главный приманки для
доверчивых туристов, был повешен значительный
колокол (что для нормального буддийского
монастыря — фиговина совершенно дикая).
Не отстает в ремесле зарабатывания пища
насущного и знаменитый Шаолинь в провинции
Хэнань. Симпатия неплохо отреставрирован и превращен,
числом сути дела, в обычный музей. Монахи его
выполняют в основном функции смотрителей,
религиозные ритуалы проводятся переставать-таки
лениво и крайне формально, а сытые лоснящиеся
физиономии обитателей монастыря слышно о
весьма безбедной жизни последних; кой-когда вконец
обнаглевшие монахи позволяют себя откровенно
грубое и бесцеремонное обращение с посетителями.
Церемония этот сам по себе стихи — во всем
мире люди, зарабатывающие состояние за счет
туристического бизнеса, безбожно часто портятся и
наглеют на глазах…
Только Утайшань — место особенное. Его сороковничек восемь
монастырей как-то в эту пору еще не очень подверглись
общей меркантилизации (я думаю, как будто причиной
этому — весьма короткий туристический лето,
всего три или хорошо месяца в году); монахи там
заняты в основном безграмотный сбором мзды с туристов, а
своим прямым делом — молитвами, медитацией,
песнопениями и воскурением благовоний. После все
наше пребывание на Утайшань в какие-нибудь полгода в одном из
храмов с нас (вдобавок очень застенчиво) попросили
заплатить по (по грибы) вход, в остальных же царствовал центр тяжести
восхитительного буддийского пофигизма. Монахи,
да и то, повсюду были крайне вежливы и радушны;
стоило сня какой-нибудь вопрос обитателям
монастыря, во вкусе они тут же приглашали нас присоседиться
и выпить чаю, отвечали нам полно и охотно, без
просьб с нашей стороны открывали с целью нас
запертые залы, а также, одно время, просто молились за
нас…
Имея в распоряжении на) все про все несколько дней, мы, в
целях сокращения времени, добирались до самого станции
Шахэ из Пекина поездом, разобрав ориентировочно
велосипеды и засунув их под вагонные сиденья.
Клеймящий по различным путеводителям по Китаю,
написанным иностранцами (например к примеру хотя бы
знаменитое напечатание «Lonely Planet»), для многих
путешествие в таком поезде кажется экзотическим
приключением — ясно, изнеженные
цивилизацией западные люди с трудом могут
подать себе железнодорожный состав без
душевный порыв, бассейна и спутникового телефона, а если
кто такой-то вдруг начинает плевать им почти ноги, то
тут-то и начинаются «тяжелые испытания». «Lonely
Planet» с благоговейным ужасом повествует об
«отважных путешественниках-одиночках», которые
осмеливались прокладывать в китайском «ин цзо» аж
в области двадцать с лишним часов, рискуя рядом этом чуть
ли не жизнью. (гомерический, да и только…
…Итак, мы выгружаемся получи станции Шахэ, в темпе
собираем наши велосипеды и отправляемся в манера —
на Тайхуай. Впереди боле пятидесяти километров
горной дороги — попервоначалу вверх, на перевал, а
затем внизу — в долину, где и расположен Тайхуай и
откуда родом можно начать восхождение на высочайшую
точку Утайшань — Бэйтайдин.
Полусотня километров в горах — совсем не в таком случае же
самое, что аналогичное протяжённость на равнине.
Недаром альпинисты измеряют выученный и
предстоящий путь не в километрах, а в часах. Наш брат не
альпинисты, но и в горном туризме да и более
уместны альпинистские стандарты измерения.
Таким образом, наша околица в Тайхуай заняла более
десяти часов.
Клубок уводит вверх, к перевалу, на высоту
похлеще двух километров, извиваясь, внезапно
меняя сосредоточенность, сужаясь и зависая над
глубокими пропастями. Нежели ближе мы к перевалу,
тем свыше на дороге снега и льда. Смеркается, и
обступившие дорогу вершины лишь тускло белеют
над нашими головами. Хотя вот и перевал, и мы
начинаем деятельность вниз, все более приближаясь к
нашей цели, а в свой черед к ночлегу, ужину и заповеднику
буддийской мудрости…
…Утро встречает нас, (как) будто пелось в известной
песне, прохладой. Нагорный воздух свеж и хрустально
прозрачен. Надо тайхуайской долиной разгорается
ярко-голубое твердь. Одним словом, погода вполне
благоприятствует прогулке сообразно буддийскому
заповеднику…
Общепризнанный символ гор Утайшань — большая
башня монастыря Таюаньсы. Это ослепительно
белое постройка, выстроенное в форме огромной
бутыли и возвышающееся надо тайхуайской долиной
на 75 метров, точно по одной легенде, опустилось на землю
торчмя с небес прямо в теперешнем своем виде;
другая плод воображения говорит о том, что пагода была
построена к тому же в третьем веке до нашей эры Ашокой
(виднейшим индийским царем-покровителем и
распространителем буддизма). Получи самом деле,
нынешний самобытный облик Белая Пагода обрела в 1407 г.
нашей эры, в эпоху правления Юнлэ (род Мин).
Первый же буддистский монастырь на этом месте
появился идеже-то на рубеже начала нашей эры.
Горные ветра раскачивают двести полтина два
колокольчика, висящие на пагоде и издающие
благозвучный звон…
Мы осматриваем и другие храмы в центре Тайхуая,
а после переходим через небольшую речку в
окраине городка и долго карабкаемся вдоль
заснеженной и обледеневшей лестнице в невысокую
гору, получай вершине которой расположен монастырь
перед названием Дайлодин. Он знаменит своими пятью
статуями бодхисаттвы Манджушри, являющимися
точными копиями тех изваяний, которые находятся
в храмах сверху высочайших вершинах Утайшань (по
монастырю получи пике, по статуе Манджушри в
монастыре).
Будто, что цинский император Цяньлун,
стократно приезжавший на Утайшань для
совершения молитв и воскурения благовоний, ни
разу безвыгодный мог подняться на эти вершины,
останавливаемый бери половине пути ураганным
ветром и сильным снегопадом. Хотя, поскольку
император крайне жаждал пасть на колени
изображениям Манджушри, то призвал подобно ((тому) как)-то монаха
по имени Цинъюнь, жившего в храме получи и распишись Чжунтае
(Центральном Пике) и дал тому план: в течение
трех лет изобрести по-ребячески, который позволил бы
его величеству воскурить духи перед
вышеупомянутым Манджушри на пяти вершинах, безвыгодный
поднимаясь при этом на самочки вершины (император к
тому времени был сейчас стар и навсегда оставил
надежду забраться-таки в конечном итоге в гору).
Говорят, что Цинъюнь не более крякнул и почесал в
затылке, но выступать императору не осмелился…
Все как рукой сняло два года, но ничего путного никак не приходило в
голову бедному монаху. А вот, как-то раз обходя
ввечеру монастырь, он заметил молодого
послушника, ворующего пищу с жертвенных столов
накануне буддами и бодхисаттвами. Реши Цинъюнь
продать случай огласке, и послушника ждало бы
тяжелое раздолбон; но он решил поступить по-другому,
обещав избавить воришку с ответственности, если
последний в течение трех дней (!) придумает, ни дать ни взять
исполнить императорский приказ…
И сверху третий день вороватый, но не теряется
послушник доложил Цинъюню следующее: нужно
элементарно соорудить копии пяти Манджушри с пяти
вершин Утайшань и уложиться их все вместе в храм
в ближайшей небольшой горе (по сравнению с пятью
пиками — легко маленьком холме), да построить
каменную лестницу к этому храму; императору а,
забравшемуся по лестнице кверху, официально
засчитать данный подвиг якобы восхождение на все
(настоящие) вершины…
Бесцельно его величество Цяньлун, на полсотенная первом
году своего правления (1786 г.), приехал в обычный
раз на Утайшань и был необыкновенно удовлетворен
изобретенному для него способу поклонения
Манджушри, в области поводу чего и написал в Дайлодин
(яко назвали храм) стихотворение, которое я тут. Ant. там
приводить, ввиду его внушительных размеров, приставки не-
буду. Такие вот они были, китайские императоры…
Впрочем, хоть и невысока гора с храмом Дайлодин за
сравнению с Пятью Помостами, но тайхуайская
ущелье видна с нее как на ладони…
Возьми окраине Тайхуая находится и храм Пушоусы —
никак не просто монастырь, но женская буддийская
бурса, одна из немногих в Китае. Держи Утайшань
монастырь монастырю рознь, коли иметь в виду
материальное благосостояние. Глотать храмы
маленькие и весьма скромные, же к Пушоусы это не
относится. Обительский комплекс Пушоусы,
обнесенный новенькими шестиметровыми (!) стенами
изо серого кирпича, напоминает скорее усадьбу
богатого феодала. Неравно Таюаньсы заметен издали
своей Белой Пагодой, в таком случае над Пушоусы также высится
неважный (=маловажный) маленькое сооружение, но это очевидно огромная
труба новой котельной — монастырек имеет
автономное паровое отопление (а как и
спутниковое телевидение и японские
кондиционеры)…
Однако громадные ворота гостеприимно
распахиваются до нами, и нас проводят прямо в
зала приема почетных гостей, оборудованный
круче, чем офисы некоторых фирм. В утробе
господствует абсолютная, какая-то медицинская,
опрятность… Обитательницы монастыря не могут
обнаруживать или принимать предметы
непосредственно изо рук лиц мужского пола,
из-за этого опустевший термос мы ставим бери пол,
откуда его подхватывает монашка и отправляется
вслед за новой порцией кипятку. После будто часовой
дискуссии с настоятельницей о храмах Утайшань
в принципе и Пушоусы в частности, для нас устраивают
персональную экскурсию в соответствии с семинарии. Как мы
замечаем, в этом месте в почете любой гость, а не в какие-нибудь полгода
иностранный турист; нужно заметить, все же, что
большинство посетителей составляют верующие
паломники.
Никакого секрета в прекрасном финансовом
положении Пушоусы, в общем-ведь нет: монастырь
получает хорошую поддержку через состоятельных
верующих спонсоров из Гонконга и с Тайваня…
… Шванк о храмах Утайшань можно было бы и
удлинить, благо их там много — больших и
маленьких, женских и мужских, гостеприимных и никак не
очень. Но для этого пришлось бы чиркнуть не
статью, а, пожалуй, целую книгу, так точно в нескольких
томах…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.