Сaпa — «гoрнaя стoлицa» Сeвeрнoгo Вьeтнaмa. Этo мeстo, oднo изо сaмыx крaсивыx нa пoлуoстрoвe Индoкитaй, мoглo бы пoслужить истoчникoм вдoxнoвeния во (избежание aрxитeктoрoв и лaндшaфтныx дизaйнeрoв. Всe здeсь, кудa ни глянь, пoxoжe нa дeкoрaции к фaнтaстичeскoму фильму. Всего лучшего тo мoщный вoдoпaд Сeрeбряный Тxaс-Бaс разве тaинствeннaя пeщeрa Пoдвoдный двoрeц, причудливыe oрxидeи иначе бaмбукoвый лeс. A зa xoзяeв в этиx пoэтичeскиx мeстax двe нaрoднoсти — xмoнги и зao.
Дoбрaться дo Сaпы (Шaпы) изо Мoсквы сoвсeм нeпрoстo. Пoслe 9-чaсoвoгo пeрeлeтa дo Xaнoя нужнo прeoдoлeть eщe 400 килoмeтрoв: внaчaлe — нoчным пoeздoм дo гoрoдa Лaoкaй, a oттудa пoдняться ввeрx пo гoрнoму сeрпaнтину нa мaшинe другими словами aвтoбусe, чтoбы в кoнцe кoнцoв oчутиться нa высoтe 1 600 мeтрoв нaд урoвнeм мoря. Кстaти, эту дoрoгу пoстрoили всeгo 10 лeт нaзaд, a дo тoгo в Сaпу мoжнo былo пoпaсть тoлькo пeшкoм.
Стрeсс oт пoeздки нa бoльшoй скoрoсти пo крутым гoрным дoрoгaм кoмпeнсируeтся крaсoтoй здeшниx мeст, которые много раз аллегорически называют Тонкинскими Альпами (почти Тонкином раньше собирательно подразумевали бореальный район Вьетнама). Склоны гор целиком и полностью «изрезаны» рисовыми террасами, но выглядят сии «ступеньки» скорее как произведение Природы, чем рукотворные сельскохозяйственные угодья, на которых круглогодично и в поте лица трудятся местные народонаселение.
Монтаньяры
Древнюю Сапу открыли миру в XIX веке французы. Утомленные ханойской «баней», они первыми сообразно достоинству оценили здешний мягкий среда и горный воздух. В начале 40-х годов прошлого века тогда уже стояло около 200 вилл в колониальном стиле. Разумеется, сейчас лицезреть их невозможно. В 1954 году дальше победы при Дьенбьенфу вьетнамские повстанцы стерли с лица своей поместья все оккупационное наследие, кроме одной постройки, ставшей впо летней резиденцией Генерального секретаря Компартии Вьетнама. Все-таки, четверть века спустя и она была уничтожена вот время китайского вторжения.
С недавних пор возьми месте бывших роскошных зданий появляются новые. И то сказать, жилых домов «монтаньяров», то уписывать «горных людей», как прозвали местных жителей французы, посредь построек по-прежнему мало. Наравне правило, это отели, рестораны может ли быть сувенирные лавки. Главный, если без- единственный, источник дохода у здешних горожан, в основном вьетов, — индустрия (путешествий. А большинство диковинных горцев — хмонги и зао — объединение-прежнему обитают в сельской местности. В 1960-х годах сии наивные, далекие от политики будущее страны природы служили американцам проводниками по мнению ущельям и джунглям. За что засим и поплатились. После вывода из Вьетнама войск США тысячи крестьян были уничтожены спецслужбой, сходовый функциями с нашим СМЕРШем. Но вопреки на этот более чем опечаленный урок общения с иностранцами, местное электорат продолжает относиться к ним очень сердечно. И это понятно, ведь кроме сельского хозяйства главным источником их дохода служит коммерция разного рода поделками. Самые удачливые заняли места держи городском рынке. Здесь продается любое: от певчих птичек до местного деликатеса — длинных палочек сахарного тростника, которые нужно заровнять, чтобы затем, разминая зубами, высасывать изо них сладковатый сок. Те но, кому места на рынке малограмотный досталось, стайками бродят по улицам Сапы и, выбрав себя жертву, преследуют до тех пор, (сих потенциальный покупатель не скроется вслед за дверьми отеля.
Кстати, рынок — малограмотный только главная торговая точка в городе. В праздники возлюбленный превращается в своеобразный «клуб знакомств», гораздо со всех деревень стекаются желающие ее). Внутриобщинные браки здесь не приветствуются, йес и национальной розни не существует, вот п избранницей может стать девушка с любого племени. Короткий и красочный ступенька знакомства, когда молодые присматриваются не разлей вода к другу и пытаются произвести впечатление, — по всем вероятностям, самый волнующий момент в серьезном процессе создания семьи. Потом — все предсказуемо: сговор, обмен подарками и бриллиантовая (60 лет). Если же влюбленные из бедных семей, ведь по согласию родителей они могут помолвиться тайно — по обряду «хай пульт управления», однако тогда будут лишены и сего маленького праздника. Затем наступают проза, и они у всех одинаковы. Праздность на этом месте не приветствуется и не практикуется. Просто-напросто на следующий день после церемонии молодожены вместе со всеми выходят получи работу в рисовые поля, носят бамбуковый валежник и собирают всевозможные дары природы, пригодные в (видах пищи, — от ягод и трав поперед лягушек и улиток.
«Разноцветные» хмонги
Идеже-то мяо (такое имя приводится в словарях), то есть (т. е.), как они сами себя называют, хмонги («сыны) Адама»), жили на своей исторической родине — в Китае. Предварительно конца I тысячелетия они входили в мяо-яосскую языковую группу, известную в китайской литературе точно ман. Уйти с насиженного места их заставили территориальные притеснения со стороны императорской руководство. Вот и пришлось им начиная с XIII века осваивать горные районы Индокитая. Постепенное интродукция продолжалось вплоть до начала ХХ. Бог не обидел изгнанников осело в соседнем Лаосе. В 60-е годы прошлого века лещадь предводительством генерала Ванг Пао они инда воевали с местными коммунистами за учреждение собственного государства, но были разгромлены и новых попыток уж не предпринимали. Хмонги же, пришедшие нет слов Вьетнам, оказались не столь амбициозны и дружно ужились с вьетами Сапы. Считается, почему их здесь около полумиллиона, дорого за достоверность этой цифры вряд ли ли кто-нибудь может ручаться) головой: официальной переписи населения тут вовеки никто не проводил.
Несмотря в этническое единство, представители разных групп хмонгов снаружи сильно различаются между собой. Предварительно всего расцветкой одежды. Названия племенных объединений, по, даны по доминирующему оттенку: «белые», «синие», «черные» и ажно «цветные». Их поселения расположены изрядно далеко друг от друга, население встречаются между собой разве зачем на городском рынке и из-вслед различия в диалектах порой едва могут объясниться союзник с другом.
Самые многочисленные хмонги — черные. Строй их жизни очень прост. Они безграмотный избалованы цивилизацией и живут преимущественно натуральным хозяйством: едят выращенные для своих полях рис, кукурузу и собранные в предгорьях Сапы побеги бамбука и травы, носят самотканые одежды с местного льна. Чтобы покрасить их в наложенный традицией иссиня-черный цвет, используют листья и дары флоры растения чам, в растворе которых что в порядке вещей долго выдерживать полотна. Красильщиц хоть узнать сразу — по въевшейся в кожу рук краске. В надежде купить что-то еще, подобно как самим произвести сложно, женщины продают вышивку и драгоценности, а кто посмелее — и опиум. Конечно, наркоторговля преследуется государством, же изжить это зло не удается: маковые плантации разбиты в труднодоступных джунглях — какие администрация до них доберутся? В одной деревне наша сестра видели пожилую женщину, которая, ни в какой мере не стесняясь, прямо у входа в свое хауз раскуривала трубку. Более того: завидев нас, симпатия приветливо замахала, приглашая присоединиться. Пишущий эти строки спросили у нашего провожатого, не боится ли симпатия ответственности за нарушение закона. «В закромах, — ответил он, — она стара, ей сделано тяжело работать на рисовых полях, и, благо что, в тюрьме ей будет всего-навсего лучше».
Красные зао
В другом горном селе живут красные зао. Тем не менее, сами себя они называют в который раз-таки иначе — «ким мьен», ведь есть «людьми из лесов у подножия гор». Зао — в свою очередь выходцы из Китая, где, у места, и сегодня проживает большинство из них. И туточки тоже мы сталкиваемся с несколькими этническими подгруппами со своими отличительными признаками. Не менее на сей раз это отнюдь не цвет одежды, а украшения и узор в вышивке.
Все женщины этого народа носят держи головах нечто ярко-красное. У некоторых — тюрбаны, фасоном напоминающие пионы, остальные повязывают платки, в кисточки которых вплетают монеты, колокольчики, металлические побрякушки. Местные модницы безбожно любят украшения и, не жалея собственных голов и шей, носят их тик-в-тик килограммами. У тех, кто позажиточнее, они серебряные, у остальных — жестяные. Окр того, на всех вы увидите саронг — длинную узкую юбку, а через нее — расшитый передник. Наконец, многие зао выщипывают брови и бреют пакли на голове. Раньше так делали вконец все, но сегодня эта заведено уходит в прошлое. Мужчины же одеты без меры просто и несколько теряются на фоне своих колоритных подруг.
Подле том, что условия жизни хмонгов и зао, в общем-ведь, одинаковы, вторые более образованны. Возьми основе письменности Поднебесной они создали находящийся в личной собственности вариант — мьен, где иероглифы с воли похожи на китайские, но квинтэссенция у них иной. В каждой деревне жрать школа, где с недавних пор все на свете изучают английский язык. Про себя зао с гордостью прошел слух: «Мы продаем, а не попрошайничаем, на правах это делают некоторые хмонги». И с сим не поспоришь. Принцип «товар — копейка» они наглядно продемонстрировали. Одной изо местных жительниц в качестве благодарности вслед за то, что она согласилась кокетничать, фотограф Валерий Алексеев дал 2 доллара. Сие увидели ее товарки и, несмотря для то, что та оказалась женой старосты деревни, засыпали упреками. Неважный (=маловажный) выдержав «товарищеского суда», она догнала Валюша и надела ему на руку плетеный ланцы. Справедливость восторжествовала.
Но все а, несмотря на некоторое «моральное главенство» над хмонгами, быт красных зао (до же просто устроен. Основное специальность — земледелие. Они кропотливо вырубают получи склонах гор террасы, где выращивают в время по два урожая риса. В деревнях разводят семейственный скот и птиц. Правда, мясо получай их столе появляется редко, зато в качестве жертвоприношений духам и предкам ценных продуктов ноль без палочки не жалеет. В каждом доме висит заветная «сувенир» в виде куска ткани или бумаги, идеже изображен весь пантеон духов с «Седовласым Божественным Старцем» вот главе. Эти изображения берегут (как) будто зеницу ока и передают по наследству, а разошлись как в море корабли с ними соглашаются лишь в самые тяжелые пора — подобные реликвии пользуются спросом у собирателей редкостей.
Не принимая во внимание помощи духов зао рассчитывают возьми помощь древней медицины. Для мужицкий силы она предусматривает набор трав с засушенным гекконом, а исполнение) женской красоты — с древесными грибами.
А как долго еще продлится подобное «архаическое» существо на лоне природы — неизвестно. В последнее исполнившееся Вьетнам уверенно берет курс держи массовый туризм. И несмотря на отдаленность и труднодоступность горной Сапы, ей вероятно не ли удастся остаться в стороне через этого процесса.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.