Отдых и туризм во всех странах мира

Рoссийскиe aрxeoлoги — чeрeз 30 лeт вынуждeннoгo пeрeрывa — внoвь рaбoтaют в Eгиптe нa плaтo Гизы. Им удaлoсь вoсстaнoвить eщe oдну стрaницу дрeвнeй eгипeтскoй истoрии — исслeдoвaть «дoм вeчнoсти» xрaнитeля пирaмиды Xeфрeнa.

Гигaнтский нeкрoпoль

Дoстoпримeчaтeльнoсти Гизы нe свoдятся тoлькo к пирaмидaм и Бoльшoму Сфинксу, сaмoй бoльшoй стaтуe в мирe с ликoм фaрaoнa Xeфрeнa. Плaтo вoкруг пирaмид — гигaнтский нeкрoпoль. Здeсь пoxoрoнeны близкиe рoдствeнники фaрaoнoв, a тaкжe тe, чьими стaрaниями митраизм умeршиx фaрaoнoв пoддeрживaлся стoлeтиями. Eстeствeннo, вeльмoжи стрeмились фигурировать пoxoрoнeнными рядoм сo свoим влaдыкoй — вeрoятнo, нaдeясь рaздeлить eгo высoкую пoсмeртную судьбу и прeбывaть вeчнo срeди бoгoв. Иx грoбницы и пoгрeбaльныe кaпeллы тoжe oбслуживaли спeциaльныe пoминaльныe жрeцы, a рoдствeнники, нaслeдoвaвшиe иx дoлжнoсти, нe зaбывaли зaбoтиться o мoгилax прeдкoв. Тaк вoкруг пирaмид oбрaзoвaлся гигaнтский нeкрoпoль, рaздeлeнный нa сeктoрa с рaзными типaми пoгрeбaльныx сooружeний — ими пoльзoвaлись дo кoнцa сущeствoвaния Дрeвнeгo Eгиптa. Пoзднee здeсь былo устрoeнo и мусульмaнскoe клaдбищe.

Нa aэрoфoтoснимкax xoрoшo виднo: пирaмиды oкружeны прaвильными рядaми прямoугoльникoв. Этo и eсть грoбницы вeльмoж — мaстaбы. Нaзвaниe прoисxoдит oт aрaбскoгo слoвa, oзнaчaющeгo глиняную скaмью рядoм с жилищeм. Грoбницы сии, нaпoминaющиe трaпeции сo скoшeнными стeнaми, стрoились изо привeзeнныx кaмeнныx блoкoв. Нo eсть и скaльныe грoбницы; труднo дaжe прeдстaвить, скoлькo сил, тeрпeния и знaний нaдo былo прилoжить, чтoбы высeчь с грoмaднoгo нeoбрaбoтaннoгo кaмня грoбницу, пoрoй нe уступaющую пo крaсoтe и aрxитeктурнoму рeшeнию бoлee прeстижнoй и бoлee дoрoгoй мaстaбe.

Нe вдaвaясь в истoрию aрxeoлoгичeскиx исслeдoвaний в Гизe, зaмeчу тoлькo, чтo пeрeд пeрвoй мирoвoй вoйнoй плaтo былo рaздeлeнo Службoй дрeвнoстeй Eгиптa нa нeскoлькo зaрубeжныx кoнцeссий и здeсь нaчaли рaбoтaть aмeрикaнскиe, нeмeцкиe, aвстрийскиe учeныe. С 1952 гoдa плaнoмeрныe рaскoпки вeдeт и Службa дрeвнoстeй, кoтoрaя зaрeзeрвирoвaлa зa сoбoй прaктичeски всю oстaвшуюся нeисслeдoвaннoй чaсть нeкрoпoля.

Oднo oткрытиe следовало вслед за другим, но, пожалуй, самым сенсационным была вскрытие остатков поселения и некрополя строителей пирамид. Рассмотрение костных останков, обнаруженных в погребениях рядышком от Сфинкса, показал, что захороненные на этом месте люди занимались тяжелым физическим трудом, многие изо них умерли от полученных присутствие строительстве травм. Эти находки во всем опровергли мнение, что пирамиды воздвигались рабами — кто именно бы стал сооружать некрополь в (видах рабов? Их строили простые египтяне изо окрестных деревень, нанятые для работ, круглым счетом же как сейчас их далекие потомки приходят к археологам в поисках заработка. Не менее теперь они не строят, а расчищают ото песка и наносов то, что было сооружено их великими безымянными предками.

В двух шагах от погребений был найден хороший поселок мастеров, остатки кострищ и хижин простых работников, поскребки гавани и канала, подходившего прямо к строительной площадке. Результаты химического анализа камня показали, чисто строили пирамиды из местного известняка и исключительно для облицовки использовали более роскошный материал из каменоломен Туры, как будто на противоположном от Гизы берегу Нила, а погребальные камеры отделывали привезенным с юга гранитом.

Безотлагательно в Гизе, помимо египетских археологов, работают американцы, которые составляют первую топографическую карту Гизы и занимаются исследованием и реставрацией Большого Сфинкса. А с 1996 лета здесь обосновалась археологическая экспедиция Института востоковедения Российской Академии Наук.

Депозитарий пирамиды Хефрена

В полевых работах экспедиции принимали отношение: Михаил Чегодаев, научный сотрудник Института востоковедения, Олюха Томашевич, старший преподаватель исторического факультета МГУ, ждущий исторических наук и автор этих строк, учитель экспедиции. Пройдя долгий путь поисков, сомнений, томительного ожидания разрешения вперед от Службы древностей, а затем и Министерства безопасности Египта, автор получили право на проведение исследований в гробнице смотрителя второстепенный по величине пирамиды Гизы — пирамиды Хефрена. Блюститель пирамиды — его звали Хафраанх — был погребен в восточной части некрополя Гизы, в одной с скальных гробниц, которая к моменту нашего появления получай плато была почти полностью засыпана песком, и ее форма смутно виднелись на склоне холма, спускающегося к близлежащему поселку. Гробницы соседей нашего смотрителя уж давно скрыты под большим слоем песка, все в XIX веке их еще видел К.Р. Лепсиус, основополагающий ученый, планомерно исследовавший плато Гизы, и отметил сверху топографическом плане.

В начале целью нашей работы было зондирование рельефов и надписей гробницы Хафраанха. Ввод в гробницу был завален песком и камнем. Как для того, чтобы войти в середку, понадобилось несколько недель работы. В правом верхнем углу выступающего с песчаного холма остова гробницы зияло выходной патрубок: увы, это след грабежа. Точь в точь правило, грабители проделывали небольшие отверстия, в которые был в состоянии проскользнуть худенький человек, он-ведь и вытаскивал из гробницы все интересующее торговцев древностями. (во)внутрь нас ожидали новые сюрпризы. Из-за оставшийся после налета лаз в потолке хрящ попал внутрь и засыпал помещение с пола до потолка.

Что а рассказала нам гробница Хафраанха? Позднее расчистки гробницы от песка на пороге нами предстали замечательные творения египетского мастера, запечатлевшего в камне разлюли-малина Хафраанха.

В обязанности Хафраанха, хранителя пирамиды Хефрена, входило регулярное подвод умершего фараона заупокойными жертвами (сие осуществлялось через организацию поминальных служб), провозглашение соответствующих изречений и исполнение ритуалов, которые были ведомы не долее чем специально образованным и посвященным людям. Заняв эту разительно почетную должность — ее наш Хафраанх был в состоянии унаследовать от своего отца разве близкого родственника — он приступил к строительству будущего погребения во (избежание своей семьи. Хафраанх заказал немерено большую усыпальницу — в семь метров длиной с прямоугольной часовней, вытянутой с юга нате север. У входа в гробницу на двух пролетах, ведущих к встарь существовавшей двери в погребальную капеллу, изображены двум фигуры. И обе — хозяина гробницы, о нежели сообщают надписи: слева — это молокосос стройный человек, справа — тучный, в возрасте мужчина, достигший апогея своей карьеры. Звание хозяина гробницы, Хафраанх («Да живет Хафра»), происходит ото Хафра — египетского имени фараона Хефрена. Первая пакет его имени, совпадающая с именем владыки, заключена в картуш, такое а имя носил и один из его сыновей. Популярно, что хранители пирамид были до чрезвычайности высокопоставленными людьми, возможно, даже царской месяцы. Может быть, и наш смотритель был связан кровными узами с Хефреном? Изумительный всяком случае право на вынашивание имени великого фараона передавалось в этом роду по мнению наследству. Изображения человека в разные периоды его жизни, чисто в нашей гробнице, не исключение. В такой мере, в частности, в одной из гробниц намедни открытого некрополя строителей пирамид были найдены фошка статуи одного и того же человека, изображающие его с юности до старости. Умерший не хуже кого бы повторяет в вечности свой теллурический путь…

Как и сейчас, в древности в неравные времена существовала своя мода в прически, одежду, декор мебели. Наподобие и сейчас, когда каждое десятилетие реформируется грамматика языка, появляются новые неизвестные раньше слова и стилистические обороты речи, в Древнем Египте изменялся список и способ передачи тех или иных титулов и религиозных формул, претерпевали изменения и начертания самих иероглифов. Безвыгодный было только одного — датировки точно по годам. Последнее характерно лишь во (избежание анналов и указов фараонов. Только ювелирный. Ant. поверхностный анализ всего изобразительного и письменного материала в сравнении с сейчас известным и опубликованным, а также исследованным получи и распишись месте, в других погребениях Гизы, позволит понести наказание на вопрос, когда жил Хафраанх и руки-ноги его семьи, а стало быть — задолго. Ant. с каких пор функционировал погребальный подле-пирамидный храм великого фараона Хефрена. Данный храм находится рядом с Большим Сфинксом. Квадратные гранитные столпы храма поздно ли-то были до блеска отполированы, а среди ними стояли статуи Хефрена. Радостный свет, проникавший сквозь узкие окошки, играл разноцветьем благородных каменных пород…

Значит, следовало прежде всего изучить сохранившиеся рельефы. Оказавшись в середке, в погребальной капелле, мы как бы окунаемся в ведь далекое время, когда родственники проводили в замогильный мир Хафраанха, не забыв насытить его всем необходимым и приготовив поле для всех членов его семьи, которые в нестандартный день и час также займут участок в погребении. А если нет, отсутствующего заменит его снимок на рельефе. По представлениям древних египтян, пароним и изображение обладали магической силой. Суще запечатленными на камне, рельефы и надписи оживали с через магии произнесенного слова…

Прочитанный писцом Хафра-усер-кау, сыном хозяина гробницы, словник заупокойных жертв попадал в потусторонний круг — хозяину. Пойманная рыба, сжатое и обмолоченное ксенобласт, домашняя птица в клетках, изображенные для шести длинных регистрах восточной стены, становились реальностью в (видах Хафраанха, находящегося в стране мертвых. Такие сцены дозволено встретить и в других гробницах египтян, же изображение несметного количества скота в гробнице Хафраанха — неповторимо. Так, на двух нижних регистрах восточной стены погонщики гонят к Хафраанху 835 быков и 220 коров, 760 ослов, 2235 коз и 974 барана. Контингент скота было аккуратно подсчитано и выведено египетскими цифрами тутовник же около изображений самих животных. Сии фрагменты рельефов видели путешественники, посетившие гробницу Хафраанха в XIX веке и давшие ей прозвание «Гробница чисел».

Верхний регистр восточной стены заполнен изображениями лодок, бери которых умершего доставляют к месту вечного упокоения. А держи южной стене Хафраанх изображен в кругу своей семьи, с женой, которая вдобавок была похоронена в этой гробнице, и дочерью. Изо надписи над их головами пишущий эти строки узнаем, что жену Хафраанха звали Херенка и фигли при жизни она была жрицей двух богинь: Хатхор — владычицы сикаморы, госпожи священного города Дендеры, находившегося держи юге Египта, и богини Нэйт — открывательницы путей. Сверху рельефе Херенка нежно обнимает мужа после плечо. У кресла, поджав ноги, сидит их доченка Уретка. Все необходимое пропитание, которое беспричинно трудолюбиво добывали и готовили их люди, изображенные в соответствующих сценах на восточной стене, сложено держи жертвенный стол перед хозяином гробницы.

Предел погребальных служб и всего погребального культа древнеегипетской капеллы — сие западная стена, имитирующая двери герметически закрытых дворцов. Здесь проходит зримая периметр между миром живых и миром умерших, земные врата в возвышенный мир. За этой стеной и обитал ушедший изо жизни человек, с душой которого дозволительно было общаться и которая выходила минуя нее в капеллу, дабы получить приготовленные подношения. После этого, как правило, находилась статуя умершего, впечатляющий образ хозяина гробницы, вместилище его души.

Курос Хафраанха была вырезана из цельного куска скалы в нише южной стены. В обед сто лет скульптор сумел в полном смысле болтовня оживить бесформенный камень, тонко и метко передав все изгибы и красоту человеческого тела. Грациозность скульптуры, очевидно, смущало грабителей, которые пытались вытащить статую, проделав коловоротом отверстия получи уровне туловища, однако так и без- смогли отделить статую от скалы, с которой она была высечена.

Под рукой западной стены расположены три колодца, ведущие в погребальные камеры. Лучший — глубиной в десять метров принадлежал самому Хафраанху. Двойка других — трехметровые — жене покойного и некой паре — Хермеру и его жене Ишепет, которые пошеве всего приходились родственниками Хафраанху и с целью которых при строительстве гробницы было предусмотрено губерния. На протяжении веков грабители никак не раз проникали в гробницу. Проверяя, в помине (заводе) нет ли за ложной дверью скрытого помещения может ли быть другой гробницы, они частично разрушили ее. Иллюзий у нас отнюдь не оставалось. В поисках ценностей грабители, все конечно же, пробрались в погребальные камеры и, естественно, уже давно вытащили и мумию, и сокровище, находившиеся на ней. Однако, где-то или иначе, но нам следовало горы своротить и этот подземный путь, посмотрев, что такое? осталось внутри на нашу долю.

Кто такой потревожил покой жреца?

Результат превзошел ожидания. Пишущий эти строки раскопали подземные помещения, получив высокий материал для исследования конструкций погребальных камер; нашли вагон глиняной посуды, которая наверняка поможет разузнать время захоронения; обнаружили фрагменты жертвенного стола, остатки деревянного саркофага, в конечном итоге, значительные фрагменты черепа, позволяющие ждать на возможность реконструкции лица, а опять же многое, многое другое.

Некогда прачеди была поистине великолепна: рельефы, кора и ложные двери были раскрашены, и прекрасная существование (бренное) вечно плыла перед каменными глазами Хафраанха, смотрящего с своей ниши. Но вот настал пятница, когда покой Хафраанха и его жены Херенка нарушили гоминиды, искавшие место для погребения своего родственника. Об этом нам поведали отрытие той части гробницы, которая была засыпана песком, проникшим сверх лаз, проделанный ворами. После расчистки всего ((и) делов этого участка обнажился пандус, первостепенной важности в погребальную камеру, а в дальнем северном углу гробницы оказался траурный колодец, некогда служивший последним жилищем чтобы человека, имя которого теперь ранее вряд ли удастся установить. Из чего следует, на самом деле здесь двум гробницы, а не одна, как предполагалось после сих пор.

Как могло такое иметь место? Кто и почему решился потревожить кейф начальника заупокойных жрецов великой пирамиды Хефрена и его родственников, по взаимному соглашению покоившихся в своих погребальных камерах? Да что вы это были те, кто когда-никогда-то служил поминальные службы в гробнице Хафраанха, классно знал ее, имел доступ в гробницу и искал (место)положение для своего погребения в заполненном раньше отказа некрополе Гизы? Хорошо знакомо, что первыми грабителями этих мест были самочки египтяне. Еще в XXII веке раньше н. э. или несколькими веками позже аристократический египетский вельможа Ипусер с горечью произносил: «Ведь, что скрывала пирамида, стоит в эту пору пустым… Владельцы гробниц ВЫКИНУТЫ получай вершины холмов». «Лица жестоки, сердца свирепы… Взрыв хохота забыт, он нигде не слышен… в стране стенания». Сии тексты относятся к смутным временам в истории Древнего Египта, от случая к случаю страна была охвачена волнениями. Что и говорить революции во все времена сопровождаются разрушениями и святотатством по мнению отношению к предкам.

Вряд ли ты да я узнаем, кто совершил это. Рельефно одно, пришедшие в гробницу Хафраанха людское) (со)общество уже не испытывали почтения накануне хранителем пирамиды, умершим, возможно, одну крош сотен, а то и тысяч лет отворотти-поворотти. Не побоявшись угрозы богов и взвевать мумий, они уничтожили северную стену гробницы, идеже был изображен Хафраанх, плывущий в ладье середи зарослей папируса. Эти так называемые сцены болот, возможно ли путешествия умершего в Дельту, хорошо известны в других гробницах периода Древнего царства. Живописные и хорошо исполненные, они представляют великолепный композит для исследования и реконструкции окружавшей египтян природной среды. В гробнице Хафраанха получи и распишись остатках северной стены сохранились единственно изображения папирусов, болотной кошки и редких птиц. Новые хозяева прорубили погребальную камеру, заменили издавна истлевшую дверь, изуродовав остатки рельефов северной стены Хафраанха и похоронили своих близких. Числом каким-то причинам они оставили погребальную капеллу никак не декорированной, хотя само погребение, клеймящий по остаткам красного гранита через саркофага да и по размеру погребальной камеры и ведущего к ней спуска, без- относилось к числу бедных. Впрочем, многое допускается будет сказать после анализа керамики, костных останков и фрагментов каменных блоков с надписями, которые посчастливилось извлечь в ходе работ.

Прошедшие века сделали свое черное случай: рельефы, в особенности со стороны потолка, повреждены подземными водами, которые, проникая семо из года в год, оставляли соляные отложения; деликатный песчаник, на котором выгравированы рельефы, там и сям стерся, превратив некогда прекрасные профили лиц слуг Хафраанха в беспрерывный контур. При этом, однако, остается единственно еще и еще раз восхититься умением и навыками древнего резчика, созидание которого живет и сегодня, спустя почти не четыре тысячелетия после своего создания. Равно как не вспомнить здесь строки древнеегипетского сочинения, ожившего подо пером Анны Ахматовой:

Они ушли,

Имена их исчезли скопом с ними,

Но писания заставляют

вернуться мыслью. Ant. забыть их.

Надо, однако, сохранить во (избежание науки то, что мы сумели различить сегодня, ибо природа беспощадна, естественные разрушения неизбежны, а минута от времени в Египте случаются и землетрясения, которые в могут уничтожить памятники. Итак, по (по грибы) работу.

Дух Хафраанха

Стараясь безвыгодный терять времени, мы снимаем копии рельефов нате кальку, в то время как нанятые египетские рабочие руки расчищают засыпанную часть гробницы и погребальные камеры. Во (избежание того, чтобы передать впечатление через внутреннего облика гробницы — такой, сиречь она предстала перед нашими глазами, — нужны качественные фотографии. И гляди мы отпускаем рабочих на Водан день, чтобы смонтировать искусственное инсоляция и сделать первые фотопробы. С нами остается чуть инспектор Службы древности Санаа Сердце Заки, с которой мы уже успели скорефаниться. Да, непросто даже с хорошей техникой приобрести нужный снимок восточной и западной стен. Их длительность около четырех метров, а хорошей фокусировке до безумия мешает воздвигнутый посередине гробницы стела, который поддерживает поврежденный временем верхушка. К концу рабочего дня нам, вероятно, удается решить все задачи, остается не более чем сделать снимки погребальных колодцев свысока, среди которых и труднодоступный колодец хозяина гробницы. Напоследях кадр выстроен, освещение налажено, остается всего нажать кнопку фотоаппарата — и вдруг, о, видали! Одна из двух осветительных ламп, смонтированная возьми штативе и имеющая внутри компьютерную регулировку параметров освещения, проделав в воздухе капельный пируэт, летит вниз с десятиметровой высоты. (едва хруст прикрывающих фонарь крылышек, которые близ полете задели каменные стены колодца, и спустя время тишина. Наше освещение или лучше его половина, без которой дальнейший фонарь уже никогда не даст нужного эффекта, принесена в жертву Хафраанху. Правда истинная его душа, привыкшая в прошлом стяжать ежедневные подношения, потребовала мзду и через нас, вторгшихся в ее владения…

Почти угрозой оказались работы, на которые уж имелось разрешение и без выполнения которых весна был бы неэффективен. Восполнить а потерю можно было только в Москве, в Каире такого освещения урвать нельзя. Санаа очень близко к сердцу приняла случившееся и старалась уластить нас, что лампу удастся извлечь. Да для того, чтобы проникнуть вовнутрь, нужна специальная раздвижная лестница, так как обычную туда нельзя опустить минуя риска разрушить до основания потолочина и близлежащие рельефы. Но зачем нам осколки фонаря? Излишек дня прошел мрачно, и мы решили стереть из пам о случившемся, понимая, что египетские боги и пачули умерших не простили нам нарушения их покоя.

Наутро бригада рабочих, как всегда, ожидала нас у входа в гробницу. Санаа что же-то быстро объясняет им, и хотя (бы) наших слабых знаний арабского в достаточной степени, чтобы понять их диалог. Египтяне решают помочь нам. В отчёт на наши энергичные возражения получай английском, что, мол, операция рискованна и почто человеческая жизнь дороже всего, пишущий эти строки получаем сдержанные просьбы не беспокоиться. И прежде чем успеваем вмешаться в происходившее, трое уже держат на веревке смельчака — симпатия спускается в колодец, опираясь пальцами босых ног нате едва заметные выступы на его отвесных стенах, которые были сделаны паки (и паки) для рабочих, опускавших когда-так мумию Хаафранха. Повторив путь своих далеких предков, эксплуатационный прикрепил к веревке потерянную лампу, а вмале, благодаря усилиям своих товарищей, тянувших его из всех сил, благополучно выбрался изо погребения. Извлеченная со дна колодца динатрон при подсоединении к электрической розетке издала самовольный звук включившегося компьютера (это основная и самая хрупкая ее отруб), а потом загорелась и сама. Сломалась не более чем пластмассовая ручка, с помощью которой динатрон крепилась к штативу.

Возблагодарив богов вслед за свершенное чудо, мы прежде сумме взялись за расчистку колодца. Тихе с лампой показал, что там, получи глубине, перед входом в погребальную камеру, лежит неимоверный слой песка, иначе нашей лампе ни в жизнь бы не уцелеть, а значит, ради ним есть еще что-ведь. И действительно, целая корзина погребальной утвари была поднята вверх, а затем были полностью очищены погребальные покои самого хозяина, спланированные и ориентированные по-другому, чем все остальные колодцы в исследованных нами помещениях.

В настоящий момент слово за специалистами: топографами, керамологами, антропологами, эпиграфистами… А сколько стоит еще надо провести кабинетных и полевых исследований, дай тебе датировать гробницу, материал которой дает в этот счет весьма противоречивую информацию. Все же мы сделали уже много в целях того, чтобы Хафраанх пережил свое новое деторождение, а значит, верно, что похороненному в соответствии с египетскому обряду суждена жизнь вечная…


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.