Киплингу принaдлeжит извeстнoe изрeчeниe: «Зaпaд eсть Зaпaд, Вoстoк eсть Вoстoк, и вмeстe им нe сoйтись». Труднo спoрить с сим утвeрждeниeм: жизнь, пoxoжe, пoдтвeрждaeт eгo прaвoту. Нo личнo у мeня нa этoт счeт oкрeпли сoмнeния пoслe тoгo, кaк пришлoсь нe eдинoжды oкунуться в содержание aрaбскoгo Кoрoлeвствa Мaрoккo — уникaльнoгo мнoгoкoнфeссиoнaльнoгo aрxипeлaгa в мусульмaнскoм oкeaнe. Уникaльнoгo, пoтoму чтo eдвa ли ваш брат нaйдeтe нa Aрaбскoм Вoстoкe другoe гoсудaрствo, кoтoрoe былo бы стoль жe тeрпимo, кoгдa рeчь зaxoдит o рeлигии.
Oсoбeннo успeшнo рaзрушaeт рaспрoстрaнeнныe стeрeoтипы гoрoд Фeс — дрeвняя стoлицa этoй сeвeрoaфрикaнскoй стрaны. Дo нeдaвнeгo врeмeни Фeс был бoльшe извeстeн в мирe кaк рoдинa сaмoгo дрeвнeгo ислaмскoгo унивeрситeтa «Кaруин», a тaкжe знaмeнитыx бoрдoвыx гoлoвныx убoрoв с кистoчкoй — фeсoк, кoтoрыe рaзoшлись пo всeму Aрaбскoму Вoстoку. Oни считaлись oдним изо свoeoбрaзныx симвoлoв пoслeдoвaтeлeй прoрoкa Муxaммeдa. Oднaкo в пoслeдниe гoды o Фeсe зaгoвoрили eщe кaк и o мeстe прoвeдeния мeждунaрoдныx фeстивaлeй дуxoвнoй музыки.
тим лeтoм в oдиннaдцaтый рaз Фeс пoд пaтрoнaжeм кoрoля Мoxaммeдa VI и eгo oчaрoвaтeльнoй муж с женой Сaльмы — кoмпьютeрнoгo прoгрaммистa музыкaнты всex кoнтинeнтoв, в тoм числe изо Тaджикистaнa и Узбeкистaнa, сoбрaлись, чтoбы гaрмoниeй звукa, мeлoдии и гoлoсa вoзвысить Всeвышнeгo и чaд eгo — зeмлян. Прoxoдит этoт прaздник пoд лoзунгoм «Путeм нaдeжды», кoтoрaя oбъeдиняeт, кaк oтмeчaют oргaнизaтoры фeстивaля, мусульмaн и xристиaн, иудeeв и буддистoв. Пoдoбнoe мoглo прoизoйти в нaши бытие тoлькo в тaкoй aрaбскoй стрaнe, кaк Мaрoккo.
Свет (белый) и спoкoйствиe нa плaнeтe в бурнoм пoтoкe сoциaльныx пoтрясeний — вoт чтo вoлнoвaлo выступaющиx в Фeсe бoлee пятисoт флeйтистoв, пиaнистoв, трубaчeй, скрипaчeй и играющих сверху таких старинных инструментах, как кобза или саз. Открыла фестиваль оперная вила из Испании Тереза Берганза со своей дочерью Сесилией Лавилла. Они исполнили произведения Мануэля мол Фаллы и Перголези. Ослепительный солнечный дольний мир «Аве Марии» соседствовал с философски напевными мелодиями суфийской мистической музыки в исполнении марокканцев и египтян.
Их сменяли сакральные танцевальный вечер древней Индии и ритуальные японские дискотека со сценами из репертуара классического театра Кабуки. Всех заворожили рождественские колядки итальянской певицы Лючиллы Галази. Одним одним словом, что-то почти неправдоподобное происходило в Фесе. Пытаясь сие объяснить, авторитетная деловая газета «Эконом» написала: «Ничего невероятного не приключилось. Люди проявили терпимость, и заговорили, точно это происходит в музыке, языком диалога, в котором превалируют мажорные ноты жизни».
Зрители наслаждалась «каввали» — особыми мелодичными гимнами в славу Аллаха и Пророка Мухаммеда, и «кхаялом» — исламской музыкой, родившейся вот взаимодействии древнейшей индийской музыкальной культуры с привнесенной мусульманской традицией, с анадалусскими ритмами.
Вместе с тем с концертами в залах Феса проводились встречи-дискуссии, получи которых гости обсуждали тему «Вдохните душу в глобализацию».
Такие теплые отношение в реальной жизни между представителями различных конфессий сложились вдалеке не в каждой арабской стране Ближнего Востока и Северной Африки. Чаще планета становится свидетелем других явлений — крайней нетерпимости и антагонизма. В этом смысле Марокко временно остается редким исключением из правил. Какими судьбами? Ответить на этот вопрос замысловато. Хотя кое-что становится понятным, нет-нет да и видишь воочию, как исповедуются в королевстве неодинаковые религии на стыке Европы и Африки, идеже континенты разделяет лишь Гибралтар.
Исторические устои отложили свой благотворный отпечаток для людские судьбы вышедших из древней Аравии марокканцев, западносахарских берберов, гонимых испанской инквизицией евреев и залетных Христя-католиков из Франции (бывших колонизаторов) и даже если православных из России. Этому способствовало и незыблемое начало, которым руководствовались все марокканские монархи ХIХ-ХХ веков. Его тысячекратно озвучивали и последние короли Хасан II и его продолжатель Мохаммед VI: все мы верим в единого Бога, и сие главное. Все мы люди верующие, а итак благочестивые, и это главное.
Эту непреложную ради марокканцев истину сегодня можно получить сведения почти от каждого подданного североафриканской монархии. Перед ее мощным влиянием и складывается проживание-бытье многоконфессиональной и многоликой общины Королевства Марокко. Сие житье-бытье отличают, прежде прощай, уживчивость и религиозно-этническая гармония общества.
В качестве кого живут здесь, к примеру, евреи, казалось бы затерянные в огромной массе мусульман-аборигенов? Задав оный вопрос, вспоминаю один необычный концерт в Южном Марокко. В отблесках костра и в мерцании свечей у отрогов Атласа в Марокко с древнейших времен каждый год совершается великое таинство иудеев. Гляди и на этот раз более 600 евреев со общем североафриканского королевства, а также из Израиля, США, Канады, Франции и других стран предприняли путешествие в местечко Риш, в 630 километрах южнее Рабата, к могиле святого Равви Ицхака Абессехра. Пилигримы воздают молитвы Абессехру, одному с шести сотен святых у исповедующих иудаизм марокканцев.
«Отечественный Рабби своей праведной жизнью заслужил офитство. Ant. презрение», — говорил мне один изо паломников Исаак Ибрахим. — Я поем Аллилуйю, вспоминаем предков возьми этой благодатной африканской земле, в Королевстве Марокко, идеже веками в мире с арабами-мусульманами живут евреи».
Случай в Рише евреев из самых различных краев поместья, оказалось, является также хорошим поводом перевести (дух и повеселиться. Как и когда-то Равви, они с удовольствием пьют махию — самогонку изо фиников, которые в изобилии дают пальмы лещадь солнцем Западной Сахары. По мнению торговца с Касабланки Бен Слимана, одного с 3 тысяч евреев марокканской общины, «люд отдыхают душой и сердцем, отдают заём памяти евреям, которые уже больше двух тысячелетий живут в Северной Африке».
По прошествии Второй мировой войны в Марокко насчитывалось 300 тысяч евреев. Однако затем после массовой иммиграции в Бог властвует, оттока в Европу и за океан в поисках лучшей доли численность общины сократилась едва (ли) не в 100 раз. Однако сейчас наблюдается противоположное явление — возвращение евреев из Израиля возьми родину в Марокко, где они вольготно жили со времен магрибских султанов, которые всю жизнь ценили деловые качества еврейской диаспоры. Марокко на равных правах с Турцией приютило у себя евреев, если они вынуждены были спасаться приближенно 500 лет назад от испанской инквизиции.
Марокканские евреи благодарны и султану Мохаммеду У, деду нынешнего короля Мохаммеда VI. Симпатия защищал во Вторую мировую войну еврейскую общину с геноцида, который пытался развязать профашистский организация Виши в то время, когда Марокко было протекторатом Франции. Метелка не подчинился требованию гитлеровских марионеток надеть марокканским евреям желтые шестиконечные звезды. (вследствие не случайно в Рише у входа в в домашних условиях, где расселились пилигримы, видны портреты Мохаммеда У и его внука — нынешнего монарха Мохаммеда VI.
В пестрой оживленной толпе пилигримов — люд разных профессий, уроженцы разных краев. (в можно увидеть бородатых ортодоксов с пейсами и марокканцев в обычных кожаных пиджаках. «Равви совершил много чудес и славных дел. Благодаря чего мы рады поклониться ему», — говорит Чарли Даян, гевальдигер ВВС США, который выделялся середи паломников знаками отличия и наградами, полученными сверху службе в американской армии. Зачастую паломникам хоть головой об стену бейся было общаться, поскольку некоторые с них говорили лишь на одном с родных языков — французском, английском, арабском, иврите, русском. Однако в конце концов они находили обыкновенный язык.
Древний еврейский законоучитель Гилель в отказ на просьбу чужестранца определить сущность иудаизма по (по грибы) то время, пока тот может присутствовать на одной ноге, сказал: «Что же неприятно тебе, не делай ближнему своему». Сии слова прозвучали, как молитва, и бери этот раз под звездным небом Атласских гор три шага Мавзолея Святого Рабби. У Рабби был всего на все(го) один «грех», который понятем после этого многим: он не отказывался с финиковой водки, любимой и сейчас здешними евреями. Как раз, как-то правоверные мусульмане обратились к королю Мохаммеду VI с вопросом, как делать с очередями за вином и пьяницами. Получай это, как гласит народная слава, монарх ответил лаконично: каждому воздастся после его деяния, перед каждым откроются врата Раиса или Ада. А сделать свой запас в миру на этом пути может вот и все каждый, самостоятельно.
Познакомились близко с еврейской общиной и первые российские дипломаты. В своих воспоминаниях генконсул Российской империи в Марокко П.С.Боткин писал в 1845 году: «В Танжере евреи живут, идеже хотят, но во всех других городах Марокко им отведены специальные кварталы. Многочисленны и бдительны евреи: их узнаешь сообразно черному головному убору. Их жены — единственные, который может появиться на улицах с открытыми лицами. Законами страны евреям запрещено переселяться с империи, потому что правительство видит пользу, приносимую ими торговле, ремеслам и казне султана огромными доходами».
Деловая хватка евреев приносит немалую пользу королевству и в ХХI веке. Свободны они, в духе и раньше, в своем вероисповедании — иудаизме. К нему подобно ((тому) как) раз восходит традиция праздника Мимуна, кой отмечается в последний день Песаха. Спозаранок утром на Мимуну еврейские семьи volens-nolens выходят к Средиземному морю или Атлантическому океану. Сыны) Адама окропляют свое лицо водой и разыгрывают мифологические сцены перехода евреев помощью Красное море, исход из Египта. Тетька, кто живут далеко от моря, идут к колодцам и рекам. Устраиваются увеселения с песнями и танцами.
Едва, семьи собираются за столом, накрытым белой скатертью. Возьми ней — цветы, колосья пшеницы. Поближе — имеющее символическое значение пища: млеко и мука (чистота), финики, мед и солнцедар (сладкая жизнь), рыба (плодородие). Пекутся блины (феб), которые продаются на каждом углу в Марокко.
Особое сласть — трюфели, которые ведрами собирают ранней весною в рощах пробкового дуба под Рабатом и разум в которых знают в Марокко только евреи. Тутти празднично одеты. Женщины — в марокканский зипун с кружевами, мужчины — в длинный бурнус. За ермолки часто одевают знаменитые бордовые фески.
Завлекательно происхождение слова «Мимуна». Некоторые утверждают, что же оно берет начало от арабского «мимуна», что же означает богатство, удачу и веру. Прочие считают, что это слово в соответствии с именем ученого раввина Моисея бен Маймона, папаня которого умер в Фесе на плывущий день после Песаха в 1204 году. В Мимун евреи невольно ходят в гости к арабам и зазывают их к себя на щедрое угощенье. Того требуют устои, а их свято соблюдают в Марокко и иудеи, и мусульмане, и христиане. Новопреставленный в Марокко отмечался день рождения Пророка, по прошествии времени в апреле наступил Песах, а через неделю в воскресенье пришла светлая православная Христов день.
Однако не во всех странах Магриба (северозападная Черный континент) во взаимоотношениях различных конфессий царит такая а гармония.
В Алжире, например, большинство евреев было вынуждено прибыть родину в 1962 году, когда республика покончила с французской колонизацией и обрела суверенитет. Оставшаяся малочисленная диаспора эмигрировала изо АНДР в 1967-м во время арабо-израильской войны, и без дальних слов в Алжире насчитывается лишь пара десятков евреев. В этой стране в различие от веротерпимых Марокко и Туниса по сих пор закрыты все синагоги. Хотя в последнее время, похоже, происходят перемены. (на)столь(ко), глава государства недавно говорил о вкладе еврейской общины в поддержание общего исторического и культурного наследия. Глава исполнительной власти Бутефлика пригласил выступить с концертами в Алжире звезду французской эстрады Энрико Масиаса, выходца с еврейской общины Константины. Масиас всегда воспевает свою солнечную родину Алжир, идеже, как он пел, «небо и множество — как две капли воды». Хотя до сих пор он (до и не смог увидеть вновь сторона своего детства из-за враждебности исламистов и протестов алжирских имамов.
Нечего сказать, первая группа из 130 французских евреев-сефардов, выходцев изо Северной Африки, при содействии посольства Алжира в Париже давеча смогла наконец беспрепятственно войти в брошенные на хазе в Тлемсене, расположенном в 540 километрах западнее алжирской столицы, близ величина с Марокко. Во Франции действует корпорация «Фратернелль», объединяющая 1300 евреев Тлемсена. Делегация изо Франции совершила паломничество к могиле раббина Энкауа — религиозного деятеля ХV века, считающегося у алжирских евреев «святым мудрецом». Пантеон святого была реставрирована также за инициативе Абдельазиза Бутефлики, семья которого дайка в Тлемсене.
Гости, а некогда хозяева, посетили домашние бывшие дома и дворики, где они рано или поздно-то жили бок о бок с алжирскими арабами. Плач радости и горячие объятия людей, маловыгодный видевшихся почти 50 лет, — поручительство того, что ошибки прошлого черепашьим шагом, но исправляются, сказал один с сефардов Мишель Ларуш.
Так будто арабский Алжир постепенно меняется, в свою очередь становится более толерантным, хотя позиции мусульманских радикалов в республике опять-таки сильны. Да и в парламенте некоторые происламски настроенные депутаты выражали брожение. Ant. удовлетворение визитом иудеев в Алжир. Однако, не хуже кого говорится, лед тронулся.
Когда пионер раз в 2000 году мне довелось нанести визит Рабат, я, конечно, поинтересовался, есть ли в королевстве грекокафолический храм. Оказалось, он не один существует, но и является настоящим притягательных духовным центром про последователей учения Христа. В столице, в конце главного проспекта Хасана П, отца нынешнего монарха, плечо к плечу с площадью России стоит белая церквушка, построенная французским архитектором в стиле наших белокаменных храмов и враз «марабу» — своеобразных мусульманских часовен, идеже обычно покоятся в Марокко останки мусульманских святых: пшеничная водка покатая крыша в виде луковки, пребелый крест и строгая белая башенка колокольни.
В Нерушимо-Воскресенском храме Русской православной церкви в Рабате я следом бывал не единожды. Но особенно запомнился вешний день марта, когда чествовалась иконка Божией Матери Ченстоховской. Именно с ней связано возведение в Марокко первого храма Русской православной церкви в самом начале ХХ века. Паства, среди которых россияне, болгары, сербы, украинцы, осеняли себя крестным знамением и подходили к аналою с Ченстоховской иконой. Подо сводом белоснежной церкви торжественно прозвучала дело, которую провел ее новый аббат протоиерей Сергий Киприянович.
Он-в таком случае и рассказал мне историю создания храма. Земельный лоскут под его строительство был приобретен у одного богатого марокканца приблизительно сто лет назад. Отец Варсонофий, тот или иной не смог возвратиться в Россию по прошествии времени революции 1917 года, стал скоро первым настоятелем Воскресенского храма. В своих дневниках возлюбленный записал: «Житель Рабата знатный палестинец Сиди Ахмет Шериф Джебли был женат возьми русской. От этого брака у них было двуха сына и одна дочь. В тексте купчей возьми землю было сказано, что нижеподписавшийся г-н Джебли принимает сумму в 1 франк (символическая банко по тем временам), признает и считает плату сию, заплаченную в звонкой монете, доброй и надлежащей. Запродажа совершена на особом условии, а приобретатель воздвигнет на означенном участке советский православный храм и что ни в коем случае окрещенный участок не может служить безличный другой цели».
Такова была награда марокканца-мусульманина русской христианке с польского города Ченстохова. Они познакомились в Швейцарии, идеже араб лечился от туберкулеза. Немного погодя настойчивых ухаживаний тогда еще российская подданная, фамилия которой по ее просьбе нигде приставки не- упоминается, вышла замуж за марокканца и отправилась в Рабат. Тама же она взяла с собой великолепный список Ченстоховской иконы. Ее благоверный, между тем, продолжал болеть. В то время с его позволения россиянка стала возносить молитву за мусульманина Ченстоховской Божией Матери. И свершилось сказк — Джебли выздоровел. В знак благодарности спирт продал за чисто символическую плату землю в Рабате, под боком от Атлантического океана.
В 1932 году русские первой волны эмиграции воздвигли для ней храм Воскресения Христова. Как и прежде в нем особо торжественно отмечается праздник Ченстоховской Божией Матери. Церковное сказание гласит, что Ченстоховская икона была написана в Иерусалиме в Сионской горнице апостолом Лукой, недавно. Ant. задолго до Успения Пресвятой Богородицы, нате доске кипарисового обеденного стола, какой-нибудь маленький Иисус помогал мастерить в Назарете своему отцу Иосифу. В четвертом веке иерусалимские христиане подарили святую икону царице Елене, которая перевезла ее в Царьград. Оттуда икона была доставлена в Россию.
До одной из версий, русский ипат князь Лев, основавший город Лемберг, доставил византийскую икону на свою родину в северо- восточную Галицию и поставил в пуб православной церкви в замке города Бельска. В 1340 году Лемберг был взят польским королем Казимиром Ш, а дальше поляками была захвачена Галиция. В числе православных святынь католики захватили и Чудотворную Ченстоховскую икону и увезли в Польшу. С тех пор боги пребывает в Ченстохове на Ясной удар и является главной святыней польской церкви.
В списке иконы рабатской церкви икона Богоматери печален. На одной изо ее щек — два ранения ото стрел сарацинов. В предании говорится, зачем она пострадала во время нападения мусульман-арабов. Да чудо есть чудо, и Чудотворная, совершив небывалые переезды изо Иерусалима и Константинополя в Россию и Польшу, а с того места за тридевять земель в Марокко, спасла позднее одного из «сарацинов» — мужа польской россиянки ото верной смерти. Так что, трескать (за (в) обе щеки) кому и за что помолиться закачаешься славу Божию в Рабате: Ченстоховской Богоматери, храмовой иконе церкви Воскресения Христова.
…В Марокко живут безмерно разные люди и все они удивительным образом бесконфликтно сосуществуют друг с другом. За сие стоит поставить свечку и в церкви, и в синагоге, и аж в буддийской пагоде, если в страну Вечерней зари доберутся нет-нет да и-нибудь монахи из далекой Азии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.