Здeсь нaчинaeтся Лa-Мaнчa
В Лa-Мaнчу, рaскинувшуюся oт xoлмoв Тoлeдo дo зaснeжeнныx вeршин Сьeррa-Нeвaды, мoжнo пoпaсть пo Aндaлусскoму шoссe. Дoстaтoчнo oтъexaть oт стoлицы нa дeсятoк-другoй килoмeтрoв, кaк пeйзaж мeняeтся. Нaчинaeтся плoскaя и скупaя нa крaски рaвнинa, кoe-гдe xoлмистaя и усeяннaя вaлунaми. Здeсь нeт пышныx крaсoт, кoтoрыми слaвится Вaлeнсия, Гaлисия аль Aстурия. Нeт лимoнныx и aпeльсинoвыx рoщ, тoлькo выжжeннaя сoлнцeм крaснoвaтo-рыжaя зeмля. Взгoрья, прaвдa, пoкрыты oбширными винoгрaдникaми – в этиx мeстax прoизвoдится пoчти пoлoвинa всeгo испaнскoгo винa. Врeмя oт врeмeни мeлькaют oливкoвыe рoщи, уxoжeнныe пoля, oтaры oвeц, изо мoлoкa кoтoрыx дeлaют мaнчeгo – знaмeнитый лaмaнчский сыр. Прoeзжaeм пoсeлки и нeбoльшиe гoрoдки, въeзжaeм в Тoлeдo – стaрую стoлицу Испaнии, a нынe aдминистрaтивный цeнтр oблaсти Стaрaя Кaстилия, неужто Лa-Мaнчa. Узкиe улoчки, плoщaдь пeрeд здaниeм мэрии, oбязaтeльнaя цeрквушкa и пoчти пaтриaрxaльный уклaд сoннoй жизни. В прoвинции Сьюдaд-Рeaль, килoмeтрax в стa oт Мaдридa, встрeчaeтся пeрвый дoрoжный знaк: «Путeшeствeнник, здeсь нaчинaeтся Лa-Мaнчa». Рядoм – пятимeтрoвaя тумбa, извeщaющaя o «Мaршрутe Дoн Киxoтa» с пeрeчислeниeм мeст, кoтoрыe жeлaтeльнo пoсeтить. A зa нeй, нa гoризoнтe, вeтряныe мeльницы. И нехай бoльшинствo из них гораздо в дочери годится тех, с которыми вступил в борьбу Господин Кихот, приняв их за чудовищных великанов, в этом краю чего (не хватает что изменилось с тех пор, нет-нет да и захудалый идальго Алонсо Кихано (манером) звали Дон Кихота до посвящения в рыцари) отправился для подвиги.
Неподалеку от Кампо дескать Криптаны еще один указатель – «Аргамасилья -де Альба. Эль люгар де ЛаМанча» и насеченный из черной жести двухметровый очертания тощего Дон Кихота. Примерно такие но указатели есть и у городков Педро Муньос, Пуэрто Лапис, Алькасар де Сан Хуан, не менее вместо «Эль люгар де Ла-Манча» написано «Ун люгар дескать Ла-Манча». Отличие, на коренной взгляд, несущественное, однако имеет принципиальное цена: «Ун люгар де Ла-Манча» переводится на правах «Одно из ламанчских сел», а «Эль люгар дескать Ла-Манча» – как «Сердце Ла-Манчи». Аргамасилья дескать Альба, по убеждению местных жителей, то есть то место, откуда легендарный рыцарь начал свое путешествие. Из сердца Ла-Манчи – в бессмертие.
Аргамасилья мол Альба, по испанским понятиям, – в сравнении молодое поселение. Оно было основано в 1531 году. Имя же свое получило по имени замка, построенного в начале ХIII века. В 1545 году Аргамасилью мол Альбу постигло стихийное бедствие – водополь. Ant. засуха, вызванное неожиданными и редкими для сего засушливого региона проливными дождями. Оно в конечном итоге смыло все дома, и деревушку пришлось воссоздавать заново. Во времена Сервантеса тогда проживало около 800 семейств, главным образом потомков морискос – арабов, принявших вера.
Сейчас Аргамасилья де Альба – невнушительный городок, насчитывающий около десяти тысяч жителей, занимающихся виноделием, овцеводством, производством сыра и… прославлением Господин Кихота, то есть туризмом. В этом месте многое напоминает о странствующем рыцаре: скромная дом колхозника «Дон Кихот», площадь Алонсо Киханы, шалаш бакалавра Самсона Карраско, с которым Господин Кихот вел философские беседы. В церкви находится мозаика середины ХVI века, написанная местным художником Родриго мол Пачеко. На полотне изображена Праведница Дева, якобы излечившая живописца ото психического расстройства. Утверждают, что Сервантес на большой (палец) знал и картину, и ее автора, как для местных краеведов служит подтверждением версии о книга, будто именно сумасбродный Родриго мол Пачеко выведен писателем в образе Танаис Кихота. Кстати, сестру художника звали Альдонса. Чернавка именно с таким именем по служила Сервантесу прототипом Дульсинеи Тобосской – возлюбленной Господин Кихота.
Но главная достопримечательность городка – «Беседка Медрано». В подвал этого дома, наподобие утверждают исследователи, в сентябре 1597 возраст писатель был заключен по ложному доносу – кажется бы за связь с замужней женщиной. После этого он и начал писать свой Рома. Есть и другая версия, согласно которой Сервантес попал в Аргамасилью -де Альбу в 1585 году. Он приехал семо с сыном влиятельного магната Диего дескать Одаро, которому было поручено изъять 12 тысяч дукатов налога в королевскую казну. Только у Диего не оказалось соответствующих документов. Воспользовавшись сим, алькальд Аргамасильи, не желавший расплачиваться налог, засадил Одаро, а заодно и сопровождавшего его Сервантеса в сельскую тюрьму, каковой служил склеп в доме некоего Медрано.
Добравшись после Аргамасильи де Альбы, мы за единый вздох отправились в темницу. «Дом Медрано» оказался роскошным двухэтажным светлым зданием. Табличка у входа извещала, почему с 23 ноября 1994 го ага здесь находится «Культурный центр “Дом Медрано”. Застенок Сервантеса». Собственно тюрьма была в глубоком двухуровневом подвале. Комната располагалась на первом «этаже», несравненно вели около десятка ступеней ввысь. Грубо сколоченные стол и табурет, полати, на которые брошен тонкий слабак. Запах сырости. По стенам, подпиравшим циническ потолок, мелкими струйками стекала наледь. Каким же неистощимым оптимизмом нужно обладать, чтобы в этом застенке замыслить искрящуюся юмором книгу!
В первый день-деньской своего путешествия Алонсо Кихана добрался после венты (постоялого двора) близ городка Пуэрто Адский камень. Это одно из немногих мест, без промаха указанных Сервантесом, что вовсе маловыгодный мешает владельцу каждого постоялого двора отстаивать, будто герой романа останавливался вот то-то и есть у него. В одной из таких вент побывали и ты да я. Естественно, она носила имя Танаис Кихота. Ее хозяин, по комплекции напоминавший Санчо Панса, утверждал, яко первую остановку Дон Кихот ес именно здесь. Мы делали очертание, что верим. Он отвел нас к колодцу, получи котором была прибита табличка с надписью: «После этого состоялось посвящение Алонсо Кихано в рыцари Печального Образа». Царек, благодарный за то, что наш брат послушно внимаем его объяснениям и приставки не- перебиваем, подробно пересказал нам главу романа, в которой описывается сие событие. С вдохновением истинного очевидца симпатия выдавал желаемое за действительное. И пишущий эти строки не сознались ему в том, о нежели узнали из обычного путеводителя: в этой местности безлюдный (=малолюдный) сохранилось ни одной венты ХVI века.
Тобосо – Родное пепелище несравненной Дульсинеи
«Уже занималась зимцерла, когда Дон Кихот, ликующий и блаженный, гордый сознанием, что его посвятили в рыцари, с радости подскакивая в седле, выехал с постоялого двора»… Его курс лежал в Тобосо. Дон Николас Санчес, приор Тобосского собора и историограф, подсчитал, в чем дело? это селение упоминается в романе 150 единовременно. Здесь наш герой встретил крестьянскую девушку Альдонсу Лоренсо, ехавшую поверху на ослике, и пылкое рыцарское рисование обратило ее в благородную даму. Сервантес неслучайно избрал Тобосо местом рождения Альдонсы Лоренсо, тут. Ant. там жила его первая любовь – Ана Мартинес Сарко -де Моралес. Отсюда родом и жена писателя Каталина Паласьос, дядю которой звали Находчивый Кихада.
В те далекие времена, кое-когда Сервантес создавал свой роман, в деревушке жили мало-мальски сот человек, в основном гончары, изготовлявшие огромные глиняные чаны на вина и оливкового масла. За цифра века здесь почти ничего отнюдь не изменилось. Лишь население Тобосо увеличилось сам-третей. Но и теперь большинство – гончары.
Пишущий эти строки приехали в Тобосо в воскресный полдень и близ первом знакомстве с ним испытали некоторое сожаление. Ведь Сервантес писал: «…к вечеру открылся вперед ними великий город Тобосо, через этого вида дух Дон Кихота возрадовался». Ничегошеньки подобного мы не увидели. Хотя бы, как свидетельствуют хроники, некогда Тобосо правда был большим шумным городом, кой населяли торговцы, ремесленники, скотоводы, виноделы. А сейчас ничто не напоминало о его былом величии. Тобосо казался спящим. Не долее чем изредка протарахтит повозка, запряженная мулом, как же появятся два-три прохожих, спешащих в костел или в ближайшую лавку. Кое-идеже женщины, традиционно одетые в черное, подметали узкие, в полметра шириной, тротуары пизда своими домами. И только на центральной площади, носящей прозвание короля Хуана Карлоса I, у кафедрального собора Митрополит-Антонио-Абад царило оживление: изо всей) мочи переговаривались туристы, целясь во аминь подряд объективами своих фото- и видеокамер, оживленно смеялась молодежь, ожидавшая у храма жениха и невесту. Другой раз пара вышла из церкви, их по части испанскому обычаю осыпали рисом. Засим молодые, их родители и друзья пили сидр и, на правах принято, били на счастье бокалы о древние камни церкви, у которой Господин Кихот мечтал о свидании с несравненной Дульсинеей. А попозже все фотографировались у памятника Дон Кихоту и его Даме сердца. Ваятель изобразил рыцаря Печального Образа преклонившим коленка перед возлюбленной.
Памятник этот появился в 1988 году и вызвал бурю негодования. Коллажист представил Дульсинею такой, как описал ее Сервантес, – дородной крестьянкой. А народ Тобосо хотели, чтобы их «единоземка» походила на ту, что виделась в мечтах Господин Кихоту, – «достойной быть владычицей всей вселенной». Каждую найт в знак протеста кто-то надевал бери голову Дульсинеи черный пластиковый сак или закутывал ее лицо тряпками. В конце концов, ваятель сдался и «улучшил» свою героиню.
Ее самое дом «несравненной и прекрасной» Альдонсы Лоренсо есть расчет на улице Дон Кихота, в километре ото площади короля Хуана Карлоса I. В орден от героев Сервантеса нынешний турик найдет его без проблем, следуя в области улочкам, названным именами действующих лиц романа. Сверху стрелках-указателях – керамические таблички с цитатами изо романа о красоте Дульсинеи и любви рыцаря. После широкими деревянными воротами с фамильным гербом – безграничный двор и солидный двухэтажный дом. Безотложно здесь краеведческий музей, но большая опилки экспонатов посвящена Дульсинее. Внизу у себя – винный погреб с мощными сводами и огромными глиняными кувшинами, изумительный дворе – колодец: отсюда Прекрасная Тетенька носила воду.
Из проспекта, предоставленного смотрительницей, посчастливилось узнать, что этот дом (иначе говоря. Ant. ошибочнее, точная копия строения XVI века) принадлежал донье Анне Мартинес Сарко мол Моралес. Именно ее, полагают исследователи, хроникер увековечил в образе Дульсинеи, образовав сие имя из двух слов: «дульсе» («нежная») и «Аннуся» – «нежная Анна».
В начале ХIХ века, подчас наполеоновская армия вторглась в Испанию, «Бузан Кихот» спас Тобосо от разрушительного артобстрела. Войска французского генерала Дюпона готовились к штурму городка, артиллеристы зарядили артиллерия, однако команды «Огонь!» так и маловыгодный последовало. Оказывается, генералу доложили, зачем перед ним – тот самый Тобосо, идеже жила возлюбленная Дон Кихота, и некто отказался от обстрела, не пожелав (в)ступить в историю как военачальник, разрушивший кровь от крови город великой литературной героини.
С именем Дульсинеи Тобосской связано и месра Дон Кихота в Сьерра-Морену. Спустя некоторое время благородный рыцарь решил принять схима служения своей Даме сердца. И автор отправились по его маршруту. Сверху площади деревушки Местанса за столом сидела шаражка мужчин со стаканчиками вина – обычная в целях Испании воскресная картинка. Спрашиваем: «Идеже проходил путь Дон Кихота?». Вотан из мужчин вызвался показать с дороги. Через несколько километров наш вольный гид попросил остановить машину. Пройдя чуток пешком, мы оказались на вершине Сьерра-Морены. Отечественный проводник подошел к огромному валуну и во всем параде произнес: «Вот здесь Дон Кихот поначалу написал любовное послание Дульсинее, а затем по примеру всех странствующих рыцарей принял присяга служения. Он прыгал и скакал через радости, даже вставал на голову, возносясь в мечтах к своей Прекрасной Даме…». Нелегко объехать все места, где побывали герои Сервантеса. В одной не менее Ла-Манче их более чеченец. Это и пещера Монтесинос, дорога к которой протянулась повдоль лагун Руидеры – ступенчатой цепи необычайной прелести озер, соединенных небольшими водопадами. Вдоль преданию, это – заколдованные волшебником Мерлином компаньонка Руидера, семь ее дочерей и двум племянницы. Дон Кихот принял пещеру по (по грибы) роскошный подземный дворец, где, наподобие напоминает сейчас деревянная табличка, отощавший дворянин и его оруженосец вели философский толкование о том, что писательское перо может дать в этот мир больше добра, нежели копье самого благородного рыцаря. Сие и постоялый двор – там Дон Кихот вступил в битву с винными бурдюками, приняв их ради великанов-злодеев. Это и холм, в котором идальго встретил отару овец, принял их после вражескую рать, несущую мирному краю обанкрочивание и гибель, и, взяв копье, бросился им встречь. Это и Кинтанар, где Дон Кихот праздник пастушка Андреса от разъяренного хозяина.
И совершенно это только в Ла-Манче! А как-никак герои Сервантеса побывали и в Сарагосе, для реке Эбро, где Дон Кихот потерпел крушение; посетили замок герцога, который помог Санчо материализовать его мечту стать губернатором острова. Были они и в Барселоне… Пишущий эти строки оставили Дон Кихота и его оруженосца держи их нелегком пути и завершили наше дорога в Мадриде, на улице Сервантеса. Тут. Ant. там 19 апреля 1616 года неизлечимо чахлый писатель закончил свое последнее вещь – «Странствия Персилеса и Сихисмунды». Через четверка дня его не стало. Штокверк Сервантеса было погребено в монастыре Тринитариас ради счет благотворительного общества.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.