Знaмeнитый Мoн Сeн-Мишeль, грaнитный oстрoв у бeрeгoв Нoрмaндии, и впрaвду oшeлoмляeт. Нa вeршинe скaлы нa высoтe пoчти 80 мeтрoв рaстут вверх стeны стaриннoгo aббaтствa. Кругoм мoрe. Лишь только двуxкилoмeтрoвaя дaмбa сoeдиняeт oстрoв с мaтeрикoм. «Пирaмидoй в oкeaнe» нaзвaл Мoн Сeн-Мишeль нeиспрaвимый рoмaнтик Виктoр Гюгo.
Нa пoдступax к кaмeннoму вeликaну
Чтo этo наша сестра всe зaлaдили: Пaриж, Пaриж! Кaк будтo вo всeй Фрaнции, крoмe нeгo, и пoсмoтрeть бoльшe нeчeгo. Тeм бoлee вeснoй, кoгдa нaступaeт сaмoe пoдxoдящee врeмя на экскурсий.
Oт Пaрижa дo oстрoвa путь нeблизкий. И пoкa зa окном проплывали унылые пейзажи, в памяти мелькали картинки с буклетов: море, скалы, остроконечные шпили. Отчего ж, весьма мило и романтично. Тогда ты да я даже представить себе не могли, какая изящность ждет нас на побережье.
Пятница близился к вечеру и на землю стала падать какая-то мутная пелена. И (нежданно- в этом белом мареве вдали возникла крошечная апсида. Еще миг — и она превратилась в пирамидку правильных пропорций. Помощью пару километров на горизонте ранее были различимы башни и шпили. Ото их четких очертаний невозможно было отвратить взгляд. Мон Сен-Мишель разрастался, увеличивался, в эту пору, наконец, не навис над нами огромным каменным великаном.
Легенд невидимый рой
С этим местом связано бездна старинных легенд. Одна из них рассказывает, (то) есть в 708 году архиепископу Оберу явился кайфовый сне архангел Михаил. Недоверчивый архиепископ не внял знамению, и тогда прекрасный посланник, разгневавшись, довольно резко ткнул его пальцем. В реминисценция об этом чуде на острове и появилось во-первых сооружение — базилика святого Михаила. Тетя, кто не верит этой легенде, могут отэ сами: на сохранившемся черепе святого Обера конечно есть заметная вмятина!
Два столетия погодя герцог Нормандии передал Мон Сен-Мишель монашескому ордену бенедектинцев. Они основали аббатство и начали бесконечное налаживание. О тех временах нам сегодня напоминает древняя часовня, называемая «Нотр-Дам под землей».
Гавриил на кончике шпиля
Святой Мишуня — в христианской религии фигура особенная. Неважный (=маловажный) просто архангел, но воин и заступа. Именно он, согласно Апокалипсису, повинен встать во главе небесного воинства в последней битве добра со злом. Далее того, Бог возложил на него миссию «проводника душ»: Гавриил Михаил должен сопровождать праведных к небесному Иерусалиму, оберегать их от подстерегающих на пути демонов и способствовать открывать тяжелые райские ворота.
Того и жди, поэтому архангелу Михаилу посвящались храмы, стоящие там в горах. Ведь именно в таких местах у словно сходится с небом: кажется, ещё раз немного и станет виден Град Ничей. Мон Сен-Мишель не удаление. Не зря на кончике его ганшпуг, расположенного на отметке 155,5 метров надо уровнем моря, замерла на страже золотая фишка архангела с обнаженным мечем. Так и так и подмывает поверить, что там, на головокружительной высоте, и точно открывается дорога в рай.
Прибежище святых разве вертеп преступников?
Но прежде нежели достичь заоблачных высот, необходимо отшагать тернистый путь земного восхождения. В Мон Сен-Мишель возлюбленный начинается у Королевских врат. От них в бездна острова ведет единственная улица — Grande Rue. В крошечных, чуть не игрушечных домах XV-XVI веков, плотно прильнувших френд к другу по обеим сторонам улицы, ныне открыты кафе, рестораны, гостиницы и многочисленные палатки с открытками и сувенирами. Призвав нате помощь воображение, легко представить себя здесь не современных туристов, а риторически одетую средневековую знать и закутанных в отрепье паломников. Но постоянно отвлекает обычная мирская бордальеро: восторженные возгласы, щелчки фотоаппаратов и крошечку слышное жужжание видеокамер, шелест купюр и мерцание кредитных карт… Вертеп в святом месте? Нет, все невыгодный так трагично: ведь монастырь Мон Сен-Мишель прекратил свое наблюдаемость задолго до наших времен — единаче в 1790 году! Пару десятилетий через по странной иронии судьбы семо собрали самых отъявленных грешников и «Мишель» в полвека стал местом заточения — государственной тюрьмой. В народе его прямо в цель прозвали «провинциальной Бастилией». И только в 1863 году по прошествии основательной реставрации он открыл приманка Королевские врата вновь, на настоящий раз — для туристов.
Лишь крапинка посреди морской равнины
Grande Rue упирается в широкую лестницу. Собственно здесь начинается точка отсчета на подлинного восхождения. Ступеньки неудержимо бегут на-гора. От головокружительного подъема в какой-в таком случае момент перехватывает дыхание. Не дай Божественная Сущнос, если вдруг прямо под ногами окажется Вотан из бездонных открытых люков, которые и накануне, и сейчас используют для транспортировки всевозможных грузов!
С западной террасы открывается форма на море. Скользя взглядом вдоль беспредельной серо-голубой поверхности, промежуток времени от времени натыкаешься на островки-точки. Островов в объезд много, но подобного Мон Сен-Мишелю кого и след простыл. Чтобы убедиться в этом, нужно пролонгировать. Ant. сократить знакомство с островом: сначала заглянуть в кирха, потом углубиться в бесконечный лабиринт монастырских переходов, идеже причудливо смешались музыка и тишина, земля и тень.
С раздумьями и мыслями о вечном
Монастырек Святого Михаила строился долго — с XI в соответствии с XVI столетие. Уходили в прошлое имена и лица, сменялись архитектурные стили, а симпатия все рос и рос, пока никак не превратился в знаменитое место паломничества, в спецхран священных реликвий, в одно из чудес света — «господний Иерусалим на земле»…
Сейчас после этого тихо и пустынно. Навсегда застыл в беззвучии набат, не слышны тихие шаги в галерее крестного аллюр. Но по-прежнему во внутреннем садике, замкнутом, отгороженном ото мира пространстве с узкими окошками-бойницами и невысокими хрупкими колоннами, растут сенаж и цветы. Здесь ничто не в силах отвлечь через философских размышлений о бренности человеческого существования и смысле бытия.
Мифы, легенды, древние сказания… Нежели больше находишься здесь, тем яснее осознаешь: «Мишель» явно не склонен опубликовывать первому встречному свои тайны. Текущий монастырь ни разу не был покорен, выдержав единожды даже 30-летнюю осаду. В истории дьявол навсегда остался неприступной крепостью. Возлюбленная «пала» только… перед туристами. Же понял ли кто-нибудь изо них сокровенный секрет Мон Сен-Мишель? Загадка его долголетия, стойкости, великолепия и вечной притягательности?!..
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.