Вoйнa, oбъявлeннaя влaстями Пeкинa «xутунaм» (стaрым oднoэтaжным зaстрoйкaм бeзo всякoгo нaмeкa нa дoстижeния цивилизaции), близится к пoбeднoму кoнцу. Тaм, гдe eщe гoд нaзaд мoжнo былo зaплутaть в лaбиринтe узeнькиx улoчeк, прoлoжeны ширoкиe прoспeкты, упирaются в нeбo зaкoвaнныe в брoню с стeклa и бeтoнa нeбoскрeбы и тoргoвыe цeнтры.
Oблик сoврeмeннoгo Пeкинa, кoтoрый в 2008 гoду примeт Oлимпийскиe зрелище, дoлжeн быть бeзупрeчным, считaют гoрoдскиe чинoвники. И тысячи житeлeй xутунoв пeрeсeляются в нoвыe блaгoустрoeнныe мнoгoэтaжныe дoмa, прaвдa, ужe нa oкрaинe стoлицы. И eсли мoлoдeжь oтнoсится к пeрeeзду с рaдoстью, тo интересах пoжилыx людeй пoкинуть дoм, гдe oни рoдились и гдe жили нeскoлькo пoкoлeний иx прeдкoв, бывaeт дoвoльнo тяжeлo.
Oбитaтeли xутунoв квaртaлa Наньлогусяна, надо думать, одни из немногих, кого происходящие перемены чего (не хватает тревожат. Они спокойно взирают, ровно бульдозеры утюжат последние развалины соседних трущоб — их область сносу не подлежит. Главная поделом в этом принадлежит старинным талисманам «мэньдуням». Сие — небольшие (около полуметра) каменные стелы с различными изображениями, установленные присутствие входе во внутренние дворики. Цветки лотосов, львы, драконы, олени, персонажи древней китайской мифологии, что, например, знаменитый царь обезьян изо «Путешествия на Запад», уже многие десятилетия охраняют Наньлогусян.
Чисто мэньдунь в виде колокола с изображениями бабочек и «оружия богов»: бамбуковой флейты, опахала с листьев пальмы, тыквы-горлянки, посоха и корзины цветов. В стародавние время считалось, что подобная символика подле входе в дом отпугивает злых духов, приносит удачу, безмятежность и благосостояние. Многие из сегодняшних старожилов Наньлогусяна да уверены в их чудодейственной силе.
По чести говоря, в чем-то они правы. Каменные стелы были созданы в эпоху династии Цин (1644—1911), временами во многих здешних домах — в тетуня времена считавшихся роскошными — проживала пекинская быть au c. Сегодня именно старинные изваяния, признанные историческими реликвиями, спасли участок от печальной участи соседних хутунов. Нужда в том, что согласно постановлению городских властей, места, представляющие историческую достоинство, перестройке не подлежат. Поэтому местные домишки были прощай лишь отштукатурены и покрашены заново, заменена электропроводка и дренаж. А вот «талисманы» даже реставрировать малограмотный стали, хотя многие из них перепавшее сильно потрепало. «Пусть стоят, какие они подчищать, — говорят местные жители. — Благовония не любят, когда их беспокоят».
А не касаясь частностей снос классических китайских хутунов с их каменными двориками вызывает ложечка сожаления по поводу их безвременной кончины и побуждают опять-таки раз покопаться в прошлом.
История самого фр «хутун» уходит своими корнями в 1271 бадняк, когда кочевые племена монголов сокрушили династию Цзин и обосновались в Пекине. Слово «хутун» предварительно обозначало колодец или родник. Напиток была жизненно важным компонентом в жизни кочевого народа, вследствие этого селились монголы преимущественно в районах, близких к родникам. Образовавшиеся впо улочки переняли название «хутун».
В прошлом Пекин служил столицей пяти могущественным династиям — Ляо (916—1125), Цзинь (1115—1234), Юань (1271—1368), Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911). В итоге названия многих столичных закоулков оказались напрямую связаны с древними органами управления. Хоть бы, хутун Хубу означает в переводе Отдел государственных сборов. Другой пример — хутун имени Министерства войск и конницы, находящийся в районе Дунчхэн, идеже ранее и располагался древний аналог современного Минобороны. А хутун Цзяньчхан в являлся в старые времена закрытой военной зоной, потому здесь располагалась фабрика для изготовления стрел — главного оружия стражей империи. Строго говоря, это становится очевидным уже с названия Цзяньчхан, переводящегося на домостроевский язык как «фабрика по изготовлению стрел».
Рынки и базары и играли не последнюю роль в жизни китайцев прошлых времен, того и названия многих улочек напрямую связаны со специализацией праздник или иной торговой точки. Гуляя сообразно пекинским закоулкам, вы наверняка наткнетесь возьми хутуны с названиями Янши (рынок баранов), Чжуши (свинячий рынок), Люши (рынок ослов), Денши (рыночек ламп) и т.д.
Среди переулков, названных в потерять честь разных храмов и монастырей, наиболее популярны у местных жителей хутуны Храма священной лошади — улиц с таким названием насчитывается числом всему Пекину порядка 20. Желание и поклонение перед четвероногим животным передались китайцем через монголов, осевшим в Пекине в 1271 году. Наравне любой кочевой народ, монголы считали коней главным средством передвижения. И хоть обосновавшись в городах, не отбросили привычку галопировать на лошадях. «Всемогущая божественная коняга» так и оставалась для них объектом поклонения и обоготворения. А улицы, идеже были возведены храмы священной лошади, получили одноименные названия хутуны Машеньмяо. Со временем многие с храмов пришли в упадок, но улицы и ровно по сей день сохраняют старые названия.
Принадлежащий смысл имеют и такие названия, т. е. «карман» и «тыква-горлянка». Последняя, есть расчет отметить, использовалась в недалеком прошлом в качестве сосуда во (избежание жидкостей. Китайцы, одарившие улочки такими названиями, были жестоко логичны. И карман, и бутылеобразная тыква имеют всего лишь одно отверстие, так оказалось и с одноименными хутунами: видеовход одновременно служил и выходом. Пожелав удостовериться в этом лично, мы попытались освоить сквозь три различных хутуна с названием «приёмник» и каждый раз в конце улицы натыкались получи и распишись тупик.
Названия практически всех старинных пекинских улиц несут в себя качественную характеристику. К примеру, длинные и узкие улицы частенько получали название Несущий столб, улицы извилистые, полные поворотов и изгибов, именовались Хала. Наибольшим количеством поворотов — их 13 — знаменит старосветский закоулок в районе Чхунвэнь, названный, что ни говорите, хутуном Девяти дуг. Число 9 со времен адама считалось наисчастливейшим, видимо, поэтому одиннадцать поворотов, обозначенных в названии, решено было понизить. Ant. увеличить с действительных 13 до 9.
Иногда иногда и так, что хутун не имел какой-никакой-либо отличительной черты, и, чтобы отнюдь не оставлять улицу безымянной, названия брали «с потолка» — беспричинно появились хутун Собачий хвост, хутун Бычья экстравазат, хутун Куриная лапа. Однако с течением времени многие из оригинальных названий китайским властям неблагозвучными. Наступил век переименования хутунов. Так появился получи свет хутун Великолепие (по-китайски Ланьмань). Изначально но он назывался Ланмянь, что переводится ни дать ни взять «переваренная лапша». По одной изо версий, в старину в этом районе Пекина существовало великое много харчевен, коронным блюдом которых монотонно была лапша. В те времена что ни попадя блюдо готовили в железных сковородах, подогреваемых получи и распишись огне. А лапша частенько получалась переваренной.
Другая поверие гласит, что своим именем хутун обязан некоему Ю Дэсяну. Таковой шеф-повар намеренно переваривал лапшу, стараясь оказаться пожилым клиентам, которые давно лишились зубов и невыгодный могли пережевывать пищу. Популярность заведения Ю Дэсяна побудила владельцев других закусочных собезъянничать трюк конкурента, и с тех пор переваренная вермишель стала главным блюдом района. Имя сохранялось вплоть до 1950 лета, когда улица и стала хутуном Красота.
Подобная судьба постигла и хутун Гаоибо (хутун правильного мужа), называвшийся дотоле Гоуиба (буквально «собачий хвост»). А Ябаолу (корсо утонченности и изящества), на которой расположен видный на весь Китай русский толчок, в старые времена именовалась улицей немых (хутун Яба).
Видоизменение в названиях китайских улиц и закоулков вызывает явное протест многих исследователей старины; многие изо них считают, что с изменением имен получай более благозвучные, но менее колоритные, а опять же со сносом огромного числа хутунов в преддверии будущей Олимпиады Пекин растрачивает свое культурное наследство. Никто, кроме старенького обветшалого хутуна, малограмотный поведает вам так ясно об истории и культуре города, поелику хутун и есть сама «энциклопедия» Пекина.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.