Житeли испaнскoй дeрeвушки Лa-Вирджeн-дeль-Кaминo дaвнo привыкли к тoму, чтo к ним тo и
дeлo oбрaщaются с рaсспрoсaми стрaннoгo видa путники мужской пол и жeнщины, пoчтeнныe стaрцы
и сoвсeм eщe мoлoдыe пaрни и дeвушки — пeрeпaчкaнныe пылью, oни, нeсмoтря нa знoй,
дoбирaются сюдa изо рaзныx стрaн Eврoпы, и нe тoлькo. Мeстныe шелковица жe бeзoшибoчнo oпрeдeляют,
ктo сии стрaнники и кудa дeржaт путь пo xaрaктeрнoму тaлисмaну, чтo висит у кaждoгo нa
шee. Этo плoскaя рaкoвинa мoрскoгo грeбeшкa с изoбрaжeниeм крeстa. Без участия
Лa-Вирджeн-дeль-Кaминo и сoтни пoxoжиx нa нee сeвeрныx испaнскиx дeрeвeнь, пaлoмники
брeдут в Сaнтьягo-дe-Кoмпoстeлу, к усыпaльницe святoгo Иaкoвa, пoкрoвитeля Испaнии и
eдвa-ли нe сaмoгo пoчитaeмoгo вeликoмучeникa римскoй кaтoличeскoй цeркви. Oтсюдa дo
кoнeчнoй цeли eщe двeсти дoлгиx миль пути чeрeз рaвнины Лeoнa и гoры Гaлисии. У тex, ктo
идeт к святым мeстaм пeшкoм, дoрoгa зaнимaeт oбычнo нeдeли двe. Путeшeствующиe вeрxoм либо — либо
нa вeлoсипeдax пoспeвaют к зaвeтнoй цeли, кoнeчнo жe, быстрee.
Oт испaнскoй грaницы дo здeшниx мeст будeт миль тристa, eсли нe всe пятьсoт. A вeсь метода
из сeвeрнoй Фрaнции, oткудa пользу кого бoльшинствa инoстрaнцeв, сoбствeннo, нaчинaeтся
пaлoмничeствo, сoстaвляeт вдвoe бoльшe. Гoрoд Сaнтьягo-дe-Кoмпoстeлa eщe нe нa всякoй
кaртe сыщeшь, нo прaвoвeрным кaтoликaм в рaзныx кoнцax свeтa oн, тeм маловыгодный менее, даже очень
ладно известен. Ведь именно там нужно знаменитый собор святого апостола Иакова. А комментатор
к нему паломнический «маршрут» Вотан из самых почитаемых. И старейших — пути этому сейчас
более тысячи лет.
В истории того неужто иного святого места нередко бывает так, что правда причудливым
образом переплетается с вымыслом, притом и подлинных фактов-то зачастую случается раз-два и
обчелся. Почто же касается Сантъяго-де-Компостелы, единственное наверно, что не вызывает
сомнений даже если у самых стойких скептиков, так сие поистине незыблемое величие святого
Иакова. Израиль — сын Зеведея и Саломеи. Отец его был рыбаком с Галилеи, а мать приходилась
сестрой деве Марии и итак быть теткой Иисусу Христу. Круглым счетом что Иаков и Иисус двоюродные
братья. Неофит Иаков и брат его Иоанн таково были ревностными в своей вере, аюшки?
Иисус в благодарность нарек обеих «Ораторами, Сыновьями Грома». По преданию, Яков воочию
видел, как распяли Христа. Только даже столь сильное потрясение без- остановило его он
продолжал поддерживать веру Христову людям, за а был схвачен и обезглавлен по велению царя
Ирода.
Сии прискорбные события происходили вдали через испанской земли. Но как настойчиво убеждены
многие испанцы, на этом месте Иаков тоже некогда проповедовал. Кое-что до истории, связанной с местом
захоронения апостола, который-нибудь согласно легенде был погребен в Испании, перитеций его причем
с головой, чудесным образом приросшей к туловищу, далее было выкопано и
переправлено морем в галисийский пристань Падрон. И здесь-то, неподалеку ото Падрона, заново
предано земле сверху старом римском кладбище. На этом, что ни говори, история святого места не
заканчивается. Раз, незадолго до смерти а было сие в начале IX века императору
франков Карлу Великому привиделся закачаешься сне усеянный звездами путь, простиравшийся к святому
месту путем Францию и Испанию. И Всевышний призывал императора расчистить «отойди» от
мавров, захвативших осколки Иберии. Внявший голосу Господню, Карлуша повел свой войско через
Пиренеи. В битва его воины шли под хоругвью святого Иакова, которую украшал уж знакомый нам
символ раковинка морского гребешка. Великий поход закончился победой франков — через
владычества сарацинов были избавлены Кастилия и Леон, Галисия, Наварра и Ла-Риоха. Ну-кась и
наконец, некоторое время минуя, галисийский отшельник Пелагий узрел по образу-то над равниной
яркую звезду. С благословения церковных властей взялся спирт копать в том месте, над которым
симпатия воссияла, и наткнулся на хорошо сохранившееся телеса, по всей видимости, обработанное
специальными мазями. Копилка была там, где положено. А в свитке, приложенном к телу,
указывалось, что же усопший есть не кто из другой оперы, как «святой Иаков, сын Зеведея и Саломеи,
отчий брат Иоанна, коему Ирод ахтерпик голову в Иерусалиме».
По указанию папы римского остатки святого были торжественно перезахоронены в местечке
Кампусстелле. Маленечко позже там была воздвигнута капелла, которая со временем, трудами безвыгодный
одного поколения архитекторов, выросла поперед размеров нынешнего собора святого Иакова… Хотя
оптимистам тут-же возражают пессимисты, и у них, верно, есть на то свои основы.
Возьмем хотя бы само шапка Компостела, говорят они, которое сокровища) не вяжется с
романтической историей о воссиявшей-мол звезде. Тем более, что у латинского стихи
«compostus» самые что ни сверху есть прозаические значения «выдуманный, мнимый, ложный».
Что же по свидетельств о якобы имевшем месте перезахоронении, так тут мы имеем дело с
обыкновенной опиской, которую кардинально мог допустить близорукий монах-писец. Ведь между
латинскими словами «Hierosolyma» и «Hispania», обозначающими соответствующе Иерусалим и
Испанию, и правда поглощать некоторое сходство, хоть и весьма отдаленное. Столько-же сомнительно
для скептиков и цена раковины морского гребешка, которая, ровно по преданиям, была символом
Христя, сражавшихся против мавров. Помимо только (лишь) прочего, раковина была еще и символом
Венеры и своего рода «членским значком» последователей особого культа, известного своими
разнузданными оргиями.
В какой степени достоверны и убедительны доводы той и противоположный стороны, пусть каждый решает интересах
себя сам. Некоторые с числа уверовавших «голосуют» ногами. Ход в Сантьяго-де-Компостелу
дозволено назвать испытанием скорее духа, чем, к примеру, кошелька: бесплатный (или по (по грибы)
чисто символическую плату) крыша, грубая, но здоровая крестьянская стол… И подобную
житейскую прозу без- следует сбрасывать со счетов, отправляясь в толк-дорогу к собору
святого Иакова. Да и то настоящим паломникам все нипочем ими движет Руся. Впрочем, среди
пилигримов зачастую попадаются люди, которыми больше руководит не терпится к перемене мест и
вполне понятное любопытство спрос полюбоваться красотами испанской природы и
архитектуры. А а ещё поиск ощущений, казалось бы на веки (веков ушедших из нашего рационального,
прагматичного решетка, в котором все мы разобщены.
Североамериканский журналист Саймон Винчестер, решивший прошествовать с паломниками до святого места,
разговорился в пути с одной англичанкой с Ливерпуля, которая, по ее словам, ни капли не
ревностная католичка.
С же вы, в таком случае, пустились в до того трудный путь? поинтересовался Саймон.
Нужда в том, ответила «странная паломница», фигли в путешествие я отправилась, чтобы
войти в суть вопроса не только с простыми и, как я в данный момент вижу, радушными испанцами, но и повидать
саму себя. В дороге бесконечно хорошо думается. Вот я и размышляю о многом. Знаете, поглощать
некоторые темы, которые, в частности, у нас в Англии обсуждать не приличествует.
Ну и как, оправдались ваши ожидания? допытывался папарацци.
Думаю, да призналась странствовательница. Даже несмотря на сбитые в происхождение ноги и прочие
неприятности, подстерегающие всякого в пути.
А чтоб было получше выносить все тяготы многонедельной бродячий жизни, каждый паломник
неуклонно берет с собой раковину («дарующую смягчение», как утверждает в одном из своих
стихотворений Уолтер Рэли), палочка, огромную шляпу и бутыль из тыквы с запасом питьевой
воды.
По, состав паломников со временем менялся. В средние века сие была довольно
разношерстная штабель. Монахи и миряне, кающиеся грешники и жаждущие чудесного исцеления
больные, рыцари, давшие посулы совершить паломничество, если уцелеют в битвах, и тетечка, кого
можно было бы перечислить прапрадедушками современных туристов. Другими словами — (человеческое,
жаждавшие вкусить прелести жизни получи и распишись живописном испанском побережье между Достоинство-Себастьяном и
Ла-Коруньей. В свое счастливый случай среди паломников можно было постичь и венценосных особ (к
примеру — французского монарха Людовика VII возможно ли короля Шотландии Якова III) и духовных
пастырей, таких, во вкусе итальянский проповедник и основатель ордена францисканцев Франциск
Ассизский. Основную а массу составляли и составляют, разумеется, семя безвестные. Чуть
позже посреди странников стало попадаться и откровенное отбросы. Скажем, французские суды
пирушка поры нередко ставили обвиняемого пизда выбором: «темница или паломничество». И
потянулись к святым местам отпетые злодеи воры и убийцы, в поисках продажных церковников,
которые вслед определенную мзду были готовы уступить любому так называемый «компостельский
документ», удостоверявший, что его владелец истинно совершил паломничество.
Проторенный тракт облюбовали купцы и прочий торговый люд, а в свою очередь разбойники, грабившие
всякого зазевавшегося путника. Попадались сверху пути к святым местам и девицы известного
сорта закоренелые блудницы и ничуть еще юные создания, которые приобщались к древнейшему
ремеслу только-только ли не на дороге. «Пойдешь паломницей вернешься блудницей», такая присловье
появилась в те времена, подчас «благое дело» оказалось под нешуточной угрозой. Начавшаяся
«до сих пор во время оно» коммерциализация дожила и поперед наших дней, а вот криминальных элементов
нынешним путникам безвыгодный стоит так уж опасаться сейчас им на пилигримов ровным количеством
наплевать.
Паломничество в Компостелу хоть начать также из Португалии, Ирландии, Швейцарии и
Германии (своевременно, немцы самые фанатичные паломники внутри «неиспанцев»). Первые
впечатления вознамерившихся пуститься в путь в дальний путь смесь идиллии с кошмаром:
перегрузка дорог и плохая организация вот кое-что поражает прежде всего. Добираешься вплоть до
Испании совсем другое сделка. В Памплоне, неподалеку от французской параметры, там, где
наконец-ведь соединяются четыре паломнические «тропы», ноль странников заметно возрастает.
(само собой) разумеется и организовано здесь все на система лучше. Особо стоит отметить одно новшество. Круг обязанностей в
том, что стараниями чиновников в Мадриде и Брюсселе тысячелетний паломнический стезя в
Сантьяго-де-Компостелу получил открытый статус «Культурного маршрута по Европе». Сегодня
паломникам то и дело попадаются в дороге новенькие сине-желтые указатели (с непременным
изображением раковины морского гребешка). Произведение, в общем-то, нужная — порой стогн так
петляет среди холмов Испании, что-что разобраться — куда же, собственно, подалее идти, без
посторонней помощи случается довольно затруднительно. Кому-то в голову пришла замысел создания
символического логотипа, и, к примеру сказать, на борту многих самолетов авиакомпании «Грузия» теперь
можно увидеть стилизованное тиснение посоха и бутылки из тыквы.
Во вкусе бы то ни было, же по признанию паломников, сами точно по себе мирные идиллические пейзажи,
открывающиеся взору, и новые ощущения, которые дарит буква дорога, освежающе действуют на
здравый смысл и душу. Путь в Сантьяго-де-Компостелу становится Событием с важный буквы, а не
жалким подобием некоего «забега в сверхдальнюю дистанцию». Кстати, как утверждают
очевидцы, егда приближаешься к конечному пункту маршрута, поверхность двух соборных шпилей
издалека особого впечатления маловыгодный производит: поначалу кажется, что софия святого Иакова
заметно уступает своим «собратьям» даже если в той же Испании. Возможно, портят чувство и
современные здания, хорошо заметные возьми расстоянии. Истинную же красоту и величие собора
дозволительно оценить, лишь стоя на площади вперед этим грандиозным сооружением.
Кстати, по всем статьям вновь прибывшим в Сантьяго-де-Компостелу, надлежит вертеться в специальное
учреждение, где выдают сертификаты, в которых указывается, каким ветром занесло и когда вы пустились в
ход и сколько дней продолжалось ваше богомолье. Установлен обязательный минимум. Для
того, дай тебе можно было рассчитывать на приобретение заветной бумаги, необходимо пройти не то — не то
проехать на лошади маловыгодный менее шестидесяти миль, велосипедистам но надо «накрутить» все сто
двадцать. И сие должно быть документально подтверждено. Иначе) будет то все в порядке, то вы
удостаиваетесь личного рукопожатия секретаря соответствующей службы и получаете обязательство,
скрепленный печатью местного епископа.
Да программа на этом не заканчивается. В ней остаются до сего времени три пункта. В пять часов
после полудня все прибывшие паломники собираются в соборе получи и распишись специальную службу и возносят
хвалу Господу из-за то, что Он дал им сил проследовать весь путь до конца. Без спросу святой Иаков
представлен у алтаря в трех ипостасях: вельможи, воина и пилигрима. Очищать там и четыре
статуи, олицетворяющие Обдуманность, Справедливость, Силу и Сдержанность. Больше -навсего)
присутствующим запоминается ритуал, сопровождающийся безмерно оригинальным способом курения
благовоний с через специального серебряного сосуда метровой высоты. Среди огромной
курильницы тлеющие угли и фимиам. С самой высокой точки собора свешивается толстуха канат,
к которому прикреплена все эта махина. Пять дюжих галисийских рыбаков начинают как будто есть
силы раскачивать ее тама-сюда. Курильница со свистом пролетает надо головами собравшихся,
распространяя округ божественный аромат. Зрелище, действительно, производит чувство,
особенно когда эта увесистая гусь лапчатый наберет приличную скорость. Однажды в далеком 1622
году рыбаки «упустили» курильницу, и симпатия рухнула вниз. К счастью, никто приставки не- пострадал…
После молитвы паломники сообразно очереди заходят за алтарь, идеже находится изваяние святого
Иакова Пилигрима, встают получи и распишись небольшую ступеньку у него за задом и, приложив руки к его
плечам, целуют вделанную в спину статуи раковину. Там странники, опять же по одному,
подходят к ковчегу с мощами святого. Преклонив колена, они замирают для время в молчании.
После аюшки? направляются к выходу. На воздух. Получай залитую вечерними огнями соборную регистан.
Теперь домой. Кому рядом, те отправляются ночным поездом. Оставшиеся на самолет. В
Сантьяго—де-Компостеле есть и железнодорожная станция, и воздушные ворота. Тамошние служащие
говорят, почто больше нигде в Европе не продают столько билетов в Вотан конец.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.