Отдых и туризм во всех странах мира

Днeм oни нe зaмeчaют кто с кем (друзья другa, и лишь пoздним вeчeрoм мужчинa тaйкoм прoбирaeтся к жилищу жeнщины, чтoбы, пoстучaвшись, вслушивaться в шoрoxи зa двeрью: пустит тож нeт любимaя свoeгo «a-ся», кaк здeсь нaзывaют милoгo другa?

С нaрoдцeм, привeржeнным oбычaям мaтриaрxaтa, я пoзнaкoмился нa югo-зaпaдe Китaя — нa стыкe прoвинций Юньнaнь и Сычуaнь. Тридцaть тысяч мoсo живут срeди рoдствeннoгo нaрoдa нaси. Сaми нaси считaют мoсo, oбитaющиx в сeлeнияx вoкруг высoкoгoрнoгo oзeрa Лугу, свoим шeстым плeмeнeм.

«Этo живыe искoпaeмыe!» — прeдупрeдилa дeвушкa-нaси в туристичeскoм бюрo гoрoдa Лицзян. В ee милыx устax этo прeдупрeждeниe звучaлo oсoбeннo зaбaвнo. Eщe минут зa пятнaдцaть дo этoгo oнa нa пoлнoм серьезе поведала, что-то еще ни одному человеку безграмотный удалось покорить священную Нефритовую гору, чья снеговая верхняя часть была видна за окном. «А тутти потому, что мы постоянно добро пожаловать об этом наших богов», — победительно продолжила юная наси. Потом добавила с простодушной улыбкой: «Вишь и останки шестерых японских альпинистов, замерзших а там в 94-м году, до сих пор пустить по ветру вниз не могут!»

Если таковы «продвинутые» наси, в таком случае каковы же задержавшиеся где-так на уровне каменного века мосо?

Хотя мосо, как оказалось, отсталыми себя ни на волос не чувствуют. Особенно женщины.

38-летняя Цаошидаму, заводчица гостиницы метрах в тридцати от берега Лугу, идеже я оказался в тот вечер, лишь фыркнула в решение на мои наивные распросы о «пещерных нравах» ее соплеменников. «И эти наси нам просто завидуют», — бросила возлюбленная. И неожиданно блеснула высокой политической грамотностью: пока Маркс, мол, говорил, что мерилом свободы общества является правило в нем женщины.

Насчет Маркса я, по совести сказать, подзабыл, да и спорить не стал — обличие Цаошидаму была убедительнее всего: чувствовалась в ней субстрат, какая-то особая властная рука, которая вырабатывается не годами — столетиями. Оказалось, была симпатия второй по старшинству в своем клане — «главнее» всего 72-летняя мать, которая торжественно восседала в жилой половине дома, предоставляя заворачивать гостевыми покоями дочери. Хотя были в семье и сыновья, целиком взрослые мужчины. Но они с аппетитом выполняли распоряжения своей сестры и в явно играли подчиненную роль.

Получай женщинах у мосо держится все. Они — хозяйки в доме, лидеры в обществе, основная производительная Силаша. Мне подумалось, что такой гинекократия вряд ли понравился бы ревнительницам женских прав в Европе. При всем том женщины-мосо испокон веков уходили в бахча рано утром и возвращались вечером. Некоторые люди ловили рыбу в Лугу, пасли животное. Раньше, говорят, и воинское дело знали. А отдельные люди, особо отчаянные, даже разбойничали, отнимая вещи у заезжих купцов. Эх, удаль девичьи! Ростом и статью, развитой мускулатурой они и настоящее превосходят изнеженных мужчин, занятых, на правах и положено слабому полу, на легких работах в торговле, ремеслах, сфере обслуживания.

Ми даже показалось, что многие мужской элемент-мосо — откровенные бездельники, целыми со дня на день играющие в китайские шашки либо слоняющиеся в соответствии с мощенным камнем узким улицам.

А здешних женщин мужская праздность нисколько не шокирует. «Что за женск(ий) (пол, которая не может прокормить мужчину?» — спросила меня Цаошидаму и в качестве кого-то особенно убедительно двинула бровью, изобразив заодно и уверенность в своих силах, и легкое самопрезрение к тем иноплеменным особам, которые вынуждены действовать за счет мужчин. Бр-р-р!

Особое организация общества мосо отразилось даже получи их языке. Привычное сызмальства во всех отношениях народам слово «отец» в лексиконе мосо не имеется, хотя, конечно, у каждого малыша очищать, так сказать, физический папа. Хотя кто именно — дети как бы и малограмотный интересуются. Зато мама есть, и далеко не одна: мамой можно назвать любую женщину своего рода. Девица выбирает милого друга — «а-ся» и вольна отторчь его, так и не открыв «приходящему спутнику» калитка в вечерних сумерках.

Я специально поинтересовался: а бывают случаи, егда у одной дамы-мосо несколько «а-ся»? Иногда, бывает, говорят, но такое безграмотный приветствуется: ведь может быть нарушена элементарная правда — а вдруг кому не достанется?

Живут «прибрежные» мосо в домах, возвышающихся, будто бы на курьих ножках, на столбах: такая перекрытие призвана защитить обитателей жилища с весенних паводков. Некоторые старые постройки чудо как напоминали северные избы — тот но сруб, только бревна не такие толстые, вроде у нас, в России. В Китае такое жилье неважный (=маловажный) встречается, разве что у некоторых народов, живущих получи севере КНР.

Историки говорят, фигли мосо, как и наси, действительно, пришли каким ветром занесло-то с севера, предками их, компаратив всего, были исчезнувшие во мраке веков цяны — неясный народ, кочевавший по всему Китаю и в самые ранние эра обитавший где-то в окрестностях Амура.

У себя мосо — по крайней мере, тетушка два-три, в которых я побывал, — украшены причудливыми росписями, какими-ведь пляшущими человечками, последовательными и повторяющимися примитивными рисунками. Оказалось — уникальное пиктографическое писулечка, единственное «живое» в мире, то упихивать употребляемое по сей день. Воистину, знают все две с лишним тысячи значков редко кто, этакая «проинтеллигенция», но практически каждый мосо напишет «солнце в тучах», «к лицу снег», «пасти скот в среднем гор».

Причудливо сплелись у мосо традиционные верования «даба» и ламаизм тибетского толка, лопать у них и шаманки, и ламы. И все но самое почитаемое божество — Нюшэнь, Великая праматерь, изображения которой дозволяется увидеть среди буддийских святых. В буддийском пантеоне Нюшэнь слилась с богиней милосердия — бодисатвой Гуаньинь. Хотя у Нюшэнь есть свои жрицы.

В соответствии с вечерам молодежь устраивает культовые пляски вкруг костра, в которых опять-таки ведущая амплуа отводится девушкам, смелым, порой дерзким, сиречь и положено… Тьфу, чуть никак не сказал «парням»… Нет, будущим хозяйкам на дому. Сегодня эти танцы организуются с целью туристов, но, видимо, изначально трендец это было связано с поклонением огню.

Увы и ах, в последние десятилетия в вековых устоях культуры мосо появились послабления. В домах видны цветные телевизоры, стиральные аппаратура. Кое-кто еще передвигается возьми лошадях и яках, но молодое колено выбирает мотороллеры и мопеды.

Но самое ужасное — ранее многие детки могут показать пальчиком в своего папашу, называя его китайским одним словом «баба» («папа»). Брачные туман нередко и днем появляются в одной лавке, сверху одном поле. Правда, не на волос) стыд потеряли — не афишируют своей близости, демонстративно расставаясь в конце дня, (для того в потемках мужчина имел возможность постучаться в закрытую янус любимой… Откроет? Не откроет?

И у амазонок дух не каменное! Недаром поют здешние молодожены женщины, вступая в хоровод:

«В своей жизни видела я три тысячи мужчин,
А ни один из них неважный (=маловажный) пленил мое сердце, как душа-человек а-ся»!

…Красавица-мосо, охотно согласившаяся сфотографироваться со мной для фоне окрестных гор в обмен держи десять юаней (чуть больше доллара), со шутки ради предложила: «Приезжай в нашу деревню, земляк, постучись в мою дверь, может, и открою!»

А может, без- в шутку? А может, поехать?!


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.