Киплингу принaдлeжит извeстнoe изрeчeниe: «Зaпaд eсть Зaпaд, Вoстoк eсть Вoстoк, и вмeстe им нe сoйтись». Труднo спoрить с сим утвeрждeниeм: жизнь, пoxoжe, пoдтвeрждaeт eгo прaвoту. Нo личнo у мeня нa этoт счeт oкрeпли сoмнeния пoслe тoгo, кaк пришлoсь нe eдинoжды oкунуться в дни aрaбскoгo Кoрoлeвствa Мaрoккo — уникaльнoгo мнoгoкoнфeссиoнaльнoгo aрxипeлaгa в мусульмaнскoм oкeaнe. Уникaльнoгo, пoтoму чтo eдвa ли вас нaйдeтe нa Aрaбскoм Вoстoкe другoe гoсудaрствo, кoтoрoe былo бы стoль жe тeрпимo, кoгдa рeчь зaxoдит o рeлигии.
Oсoбeннo успeшнo рaзрушaeт рaспрoстрaнeнныe стeрeoтипы гoрoд Фeс — дрeвняя стoлицa этoй сeвeрoaфрикaнскoй стрaны. Дo нeдaвнeгo врeмeни Фeс был бoльшe извeстeн в мирe кaк рoдинa сaмoгo дрeвнeгo ислaмскoгo унивeрситeтa «Кaруин», a тaкжe знaмeнитыx бoрдoвыx гoлoвныx убoрoв с кистoчкoй — фeсoк, кoтoрыe рaзoшлись пo всeму Aрaбскoму Вoстoку. Oни считaлись oдним изо свoeoбрaзныx симвoлoв пoслeдoвaтeлeй прoрoкa Муxaммeдa. Oднaкo в пoслeдниe гoды o Фeсe зaгoвoрили eщe кaк и o мeстe прoвeдeния мeждунaрoдныx фeстивaлeй дуxoвнoй музыки.
тим лeтoм в oдиннaдцaтый рaз Фeс пoд пaтрoнaжeм кoрoля Мoxaммeдa VI и eгo oчaрoвaтeльнoй муж с женой Сaльмы — кoмпьютeрнoгo прoгрaммистa музыкaнты всex кoнтинeнтoв, в тoм числe с Тaджикистaнa и Узбeкистaнa, сoбрaлись, чтoбы гaрмoниeй звукa, мeлoдии и гoлoсa вoзвысить Всeвышнeгo и чaд eгo — зeмлян. Прoxoдит этoт прaздник пoд лoзунгoм «Путeм нaдeжды», кoтoрaя oбъeдиняeт, кaк oтмeчaют oргaнизaтoры фeстивaля, мусульмaн и xристиaн, иудeeв и буддистoв. Пoдoбнoe мoглo прoизoйти в нaши время тoлькo в тaкoй aрaбскoй стрaнe, кaк Мaрoккo.
Космос и спoкoйствиe нa плaнeтe в бурнoм пoтoкe сoциaльныx пoтрясeний — вoт чтo вoлнoвaлo выступaющиx в Фeсe бoлee пятисoт флeйтистoв, пиaнистoв, трубaчeй, скрипaчeй и играющих в таких старинных инструментах, как мандола или саз. Открыла фестиваль оперная вила из Испании Тереза Берганза со своей дочерью Сесилией Лавилла. Они исполнили произведения Мануэля -де Фаллы и Перголези. Ослепительный солнечный земная юдоль «Аве Марии» соседствовал с философски напевными мелодиями суфийской мистической музыки в исполнении марокканцев и египтян.
Их сменяли сакральные танцулька древней Индии и ритуальные японские поп-танцы со сценами из репертуара классического театра Кабуки. Всех заворожили рождественские колядки итальянской певицы Лючиллы Галази. Одним словом сказать, что-то почти неправдоподобное происходило в Фесе. Пытаясь сие объяснить, авторитетная деловая газета «Плановик» написала: «Ничего невероятного не случилось. Люди проявили терпимость, и заговорили, на правах это происходит в музыке, языком диалога, в котором превалируют мажорные ноты жизни».
Народ наслаждалась «каввали» — особыми мелодичными гимнами изумительный славу Аллаха и Пророка Мухаммеда, и «кхаялом» — исламской музыкой, родившейся умереть и не встать взаимодействии древнейшей индийской музыкальной культуры с привнесенной мусульманской традицией, с анадалусскими ритмами.
Враз с концертами в залах Феса проводились встречи-дискуссии, нате которых гости обсуждали тему «Вдохните душу в глобализацию».
Такие теплые счеты в реальной жизни между представителями различных конфессий сложились неблизко не в каждой арабской стране Ближнего Востока и Северной Африки. Чаще сферы становится свидетелем других явлений — крайней нетерпимости и антагонизма. В этом смысле Марокко до этого (времени остается редким исключением из правил. На хрена? Ответить на этот вопрос хитро. Хотя кое-что становится понятным, эпизодически видишь воочию, как исповедуются в королевстве небо и земля религии на стыке Европы и Африки, идеже континенты разделяет лишь Гибралтар.
Исторические устои отложили свой благотворный отпечаток для людские судьбы вышедших из древней Аравии марокканцев, западносахарских берберов, гонимых испанской инквизицией евреев и залетных Хрися-католиков из Франции (бывших колонизаторов) и аж православных из России. Этому способствовало и незыблемое шест, которым руководствовались все марокканские монархи ХIХ-ХХ веков. Его не раз озвучивали и последние короли Хасан II и его правопреемник Мохаммед VI: все мы верим в единого Бога, и сие главное. Все мы люди верующие, а из этого следует благочестивые, и это главное.
Эту непреложную исполнение) марокканцев истину сегодня можно получить сведения почти от каждого подданного североафриканской монархии. Подина ее мощным влиянием и складывается житуха-бытье многоконфессиональной и многоликой общины Королевства Марокко. Сие житье-бытье отличают, прежде целом), уживчивость и религиозно-этническая гармония общества.
Ни дать ни взять живут здесь, к примеру, евреи, казалось бы затерянные в огромной массе мусульман-аборигенов? Задав нынешний вопрос, вспоминаю один необычный праздник местного значения в Южном Марокко. В отблесках костра и в мерцании свечей у отрогов Атласа в Марокко с древнейших времен каждогодно совершается великое таинство иудеев. Видишь и на этот раз более 600 евреев со токмо североафриканского королевства, а также из Израиля, США, Канады, Франции и других стран предприняли хадж в местечко Риш, в 630 километрах южнее Рабата, к могиле святого Равви Ицхака Абессехра. Пилигримы воздают молитвы Абессехру, одному с шести сотен святых у исповедующих иудаизм марокканцев.
«Свой Рабби своей праведной жизнью заслужил адорация», — говорил мне один изо паломников Исаак Ибрахим. — Автор поем Аллилуйю, вспоминаем предков держи этой благодатной африканской земле, в Королевстве Марокко, идеже веками в мире с арабами-мусульманами живут евреи».
Свиданка в Рише евреев из самых различных краев поместья, оказалось, является также хорошим поводом перевести (дух и повеселиться. Как и когда-то Равви, они с удовольствием пьют махию — самогонку изо фиников, которые в изобилии дают пальмы по-под солнцем Западной Сахары. По мнению торговца с Касабланки Бен Слимана, одного с 3 тысяч евреев марокканской общины, «людишки отдыхают душой и сердцем, отдают кто (кому сколько должен памяти евреям, которые уже сильнее двух тысячелетий живут в Северной Африке».
В дальнейшем Второй мировой войны в Марокко насчитывалось 300 тысяч евреев. Да затем после массовой иммиграции в Безарабия, оттока в Европу и за океан в поисках лучшей доли численность общины сократилась почитай в 100 раз. Однако сейчас наблюдается противоположное явление — возвращение евреев из Израиля бери родину в Марокко, где они вольготно жили со времен магрибских султанов, которые вечно) что-то делает ценили деловые качества еврейской диаспоры. Марокко наравне с Турцией приютило у себя евреев, как-нибуд они вынуждены были спасаться около 500 лет назад от испанской инквизиции.
Марокканские евреи благодарны и султану Мохаммеду У, деду нынешнего короля Мохаммеда VI. Спирт защищал во Вторую мировую войну еврейскую общину через геноцида, который пытался развязать профашистский работа Виши в то время, когда Марокко было протекторатом Франции. Столб не подчинился требованию гитлеровских марионеток надеть марокканским евреям желтые шестиконечные звезды. Почему не случайно в Рише у входа в на флэту, где расселились пилигримы, видны портреты Мохаммеда У и его внука — нынешнего монарха Мохаммеда VI.
В пестрой оживленной толпе пилигримов — сыны Земли разных профессий, уроженцы разных краев. Тута можно увидеть бородатых ортодоксов с пейсами и марокканцев в обычных кожаных пиджаках. «Равви совершил много чудес и славных дел. Отчего мы рады поклониться ему», — говорит Чарли Даян, штабист ВВС США, который выделялся середь паломников знаками отличия и наградами, полученными нате службе в американской армии. Зачастую паломникам хоть в гроб ложись было общаться, поскольку некоторые с них говорили лишь на одном изо родных языков — французском, английском, арабском, иврите, русском. Да в конце концов они находили коллективный язык.
Древний еврейский законоучитель Гилель в отчет. Ant. вопр на просьбу чужестранца определить сущность иудаизма по (по грибы) то время, пока тот может пребывать на одной ноге, сказал: «В чем дело? неприятно тебе, не делай ближнему своему». Сии слова прозвучали, как молитва, и бери этот раз под звездным небом Атласских гор неподалеку Мавзолея Святого Рабби. У Рабби был один один «грех», который понятем тогда многим: он не отказывался ото финиковой водки, любимой и сейчас здешними евреями. В (свое, как-то правоверные мусульмане обратились к королю Мохаммеду VI с вопросом, что же делать с очередями за вином и пьяницами. Получи и распишись это, как гласит народная кривотолки, монарх ответил лаконично: каждому воздастся следовать его деяния, перед каждым откроются врата Раиса или Ада. А сделать свой избрание в миру на этом пути может опять же каждый, самостоятельно.
Познакомились близко с еврейской общиной и первые российские дипломаты. В своих воспоминаниях генконсул Российской империи в Марокко П.С.Боткин писал в 1845 году: «В Танжере евреи живут, идеже хотят, но во всех других городах Марокко им отведены специальные кварталы. Многочисленны и бдительны евреи: их узнаешь после черному головному убору. Их жены — единственные, кто такой может появиться на улицах с открытыми лицами. Законами страны евреям запрещено переселяться изо империи, потому что правительство видит пользу, приносимую ими торговле, ремеслам и казне султана огромными доходами».
Деловая хватка евреев приносит немалую пользу королевству и в ХХI веке. Свободны они, по образу и раньше, в своем вероисповедании — иудаизме. К нему т. е. раз восходит традиция праздника Мимуна, какой-либо отмечается в последний день Песаха. Прежде) (времени утром на Мимуну еврейские семьи волей-неволей выходят к Средиземному морю или Атлантическому океану. Человек окропляют свое лицо водой и разыгрывают мифологические сцены перехода евреев вследствие Красное море, исход из Египта. Тетушка, кто живут далеко от моря, идут к колодцам и рекам. Устраиваются увеселения с песнями и танцами.
Наконец-то, семьи собираются за столом, накрытым белой скатертью. Получай ней — цветы, колосья пшеницы. По сравнению — имеющее символическое значение пища: молочишко и мука (чистота), финики, мед и уксус (сладкая жизнь), рыба (плодородие). Пекутся блины (паргелий), которые продаются на каждом углу в Марокко.
Особое сласть — трюфели, которые ведрами собирают ранней по весне в рощах пробкового дуба под Рабатом и путь в которых знают в Марокко только евреи. Целое празднично одеты. Женщины — в марокканский архалук с кружевами, мужчины — в длинный бурнус. За ермолки часто одевают знаменитые бордовые фески.
Испытующе происхождение слова «Мимуна». Некоторые утверждают, что-нибудь оно берет начало от арабского «мимуна», какими судьбами означает богатство, удачу и веру. Часть считают, что это слово адекватно с именем ученого раввина Моисея бен Маймона, папундер которого умер в Фесе на увязывающийся день после Песаха в 1204 году. В Мимун евреи невзирая ходят в гости к арабам и зазывают их к себя на щедрое угощенье. Того требуют устои, а их свято соблюдают в Марокко и иудеи, и мусульмане, и христиане. Давеча в Марокко отмечался день рождения Пророка, позднее в апреле наступил Песах, а через неделю в воскресенье пришла светлая православная Христов день.
Однако не во всех странах Магриба (северозападная Черный континент) во взаимоотношениях различных конфессий царит такая но гармония.
В Алжире, например, большинство евреев было вынуждено оставить родину в 1962 году, когда отечество покончила с французской колонизацией и обрела объективность. Оставшаяся малочисленная диаспора эмигрировала изо АНДР в 1967-м во время арабо-израильской войны, и незамедлительно в Алжире насчитывается лишь пара десятков евреев. В этой стране в разность от веротерпимых Марокко и Туниса давно сих пор закрыты все синагоги. Хотя в последнее время, похоже, происходят перемены. Эдак, глава государства недавно говорил о вкладе еврейской общины в оставление общего исторического и культурного наследия. Директор Бутефлика пригласил выступить с концертами в Алжире звезду французской эстрады Энрико Масиаса, выходца изо еврейской общины Константины. Масиас непрерывно воспевает свою солнечную родину Алжир, идеже, как он пел, «небо и видимо-невидимо — как две капли воды». Как ни до сих пор он эдак и не смог увидеть вновь палестина своего детства из-за враждебности исламистов и протестов алжирских имамов.
И то сказать, первая группа из 130 французских евреев-сефардов, выходцев изо Северной Африки, при содействии посольства Алжира в Париже а уже что-л. делает смогла наконец беспрепятственно войти в брошенные на хазе в Тлемсене, расположенном в 540 километрах западнее алжирской столицы, близ норма с Марокко. Во Франции действует братство «Фратернелль», объединяющая 1300 евреев Тлемсена. Делегация изо Франции совершила паломничество к могиле раббина Энкауа — религиозного деятеля ХV века, считающегося у алжирских евреев «святым мудрецом». Гроб святого была реставрирована также вдоль инициативе Абдельазиза Бутефлики, семья которого сквалыжник в Тлемсене.
Гости, а некогда хозяева, посетили близкие бывшие дома и дворики, где они иным часом-то жили бок о бок с алжирскими арабами. Деньги радости и горячие объятия людей, неважный (=маловажный) видевшихся почти 50 лет, — аттестат того, что ошибки прошлого медленным темпом, но исправляются, сказал один с сефардов Мишель Ларуш.
Так что-что арабский Алжир постепенно меняется, равным образом становится более толерантным, хотя позиции мусульманских радикалов в республике паки (и паки) сильны. Да и в парламенте некоторые происламски настроенные депутаты выражали роптание визитом иудеев в Алжир. Однако, что говорится, лед тронулся.
Когда первейший раз в 2000 году мне довелось побывать Рабат, я, конечно, поинтересовался, есть ли в королевстве грекокафолический храм. Оказалось, он не всего только существует, но и является настоящим притягательных духовным центром чтобы последователей учения Христа. В столице, в конце главного проспекта Хасана П, отца нынешнего монарха, по сравнению с площадью России стоит белая церквушка, построенная французским архитектором в стиле наших белокаменных храмов и вдруг «марабу» — своеобразных мусульманских часовен, идеже обычно покоятся в Марокко останки мусульманских святых: белая головка покатая крыша в виде луковки, смерть крест и строгая белая башенка колокольни.
В Крепко-Воскресенском храме Русской православной церкви в Рабате я засим бывал не единожды. Но особенно запомнился ранневесенний день марта, когда чествовалась боги Божией Матери Ченстоховской. Именно с ней связано устройство в Марокко первого храма Русской православной церкви в самом начале ХХ века. Паства, среди которых россияне, болгары, сербы, украинцы, осеняли себя крестным знамением и подходили к аналою с Ченстоховской иконой. Около сводом белоснежной церкви торжественно прозвучала песнопения, которую провел ее новый кюре протоиерей Сергий Киприянович.
Он-в таком случае и рассказал мне историю создания храма. Земельный отдел под его строительство был приобретен у одного богатого марокканца едва сто лет назад. Отец Варсонофий, некоторый не смог возвратиться в Россию по времени революции 1917 года, стал вмале первым настоятелем Воскресенского храма. В своих дневниках некто записал: «Житель Рабата знатный мудехар Сиди Ахмет Шериф Джебли был женат для русской. От этого брака у них было чета сына и одна дочь. В тексте купчей в землю было сказано, что нижеподписавшийся г-н Джебли принимает сумму в 1 франк (символическая расценка по тем временам), признает и считает плату сию, заплаченную в звонкой монете, доброй и надлежащей. Сбывание совершена на особом условии, подобно как приобретатель воздвигнет на означенном участке кацап православный храм и что ни в коем случае вышеприведенный участок не может служить слабый другой цели».
Такова была награда марокканца-мусульманина русской христианке с польского города Ченстохова. Они познакомились в Швейцарии, идеже араб лечился от туберкулеза. Со временем настойчивых ухаживаний тогда еще российская подданная, звание которой по ее просьбе нигде мало-: неграмотный упоминается, вышла замуж за марокканца и отправилась в Рабат. Тама же она взяла с собой волшебный список Ченстоховской иконы. Ее консорт, между тем, продолжал болеть. В те поры с его позволения россиянка стала творить молитву за мусульманина Ченстоховской Божией Матери. И свершилось восьмое чудо света — Джебли выздоровел. В знак благодарности дьявол продал за чисто символическую плату землю в Рабате, около от Атлантического океана.
В 1932 году русские первой волны эмиграции воздвигли в ней храм Воскресения Христова. По сю пору в нем особо торжественно отмечается день-деньской Ченстоховской Божией Матери. Церковное поверье гласит, что Ченстоховская икона была написана в Иерусалиме в Сионской горнице апостолом Лукой, вскоре до Успения Пресвятой Богородицы, держи доске кипарисового обеденного стола, какой маленький Иисус помогал мастерить в Назарете своему отцу Иосифу. В четвертом веке иерусалимские христиане подарили святую икону царице Елене, которая перевезла ее в Стамбул. Оттуда икона была доставлена в Россию.
Соответственно одной из версий, русский диадох князь Лев, основавший город Лемберг, доставил византийскую икону на свою родину в северо- восточную Галицию и поставил в манс православной церкви в замке города Бельска. В 1340 году Лемберг был взят польским королем Казимиром Ш, а дальше поляками была захвачена Галиция. В числе православных святынь католики захватили и Чудотворную Ченстоховскую икону и увезли в Польшу. С тех пор деисус пребывает в Ченстохове на Ясной препятствие и является главной святыней польской церкви.
В списке иконы рабатской церкви внешность Богоматери печален. На одной с ее щек — два ранения с стрел сарацинов. В предании говорится, почто она пострадала во время нападения мусульман-арабов. Однако чудо есть чудо, и Чудотворная, совершив небывалые переезды изо Иерусалима и Константинополя в Россию и Польшу, а оттоле за тридевять земель в Марокко, спасла позже одного из «сарацинов» — мужа польской россиянки с верной смерти. Так что, (за)грызть кому и за что помолиться закачаешься славу Божию в Рабате: Ченстоховской Богоматери, храмовой иконе церкви Воскресения Христова.
…В Марокко живут безумно разные люди и все они удивительным образом миролюбиво сосуществуют друг с другом. За сие стоит поставить свечку и в церкви, и в синагоге, и ажно в буддийской пагоде, если в страну Вечерней зари доберутся поздно ли-нибудь монахи из далекой Азии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.