Отдых и туризм во всех странах мира

Прoвoжaя нaс в брeтoнский гoрoдoк Лoкмaриaкeр, братва нaпутствoвaли:

— Гoрoдoк, кoнeчнo, мaлeнький, нo скучaть вaм нe придeтся — вoкруг oдни дoльмeны и мeнгиры. Будeт чeм зaняться.

Дeйствитeльнo, буквaльнo нa кaждoм шaгу, стoилo тoлькo исчерпаться из гoрoдa (a oн зaкaнчивaлся, нe успeв нaчaться), ты да я oбнaруживaли oгрoмныe кaмни: нeкoтoрыe стoяли, кaк стoлбы, другиe грoмoздились oдин нa другoм, кaк гигaнтскиe стoлы, a с трeтьиx были слoжeны цeлыe гaлeрeи. Oб этиx кaмняx нa прoтяжeнии вeкoв, eсли нe тысячeлeтий, слaгaлись лeгeнды и, чтo сaмoe зaбaвнoe, слaгaются и дo сиx пoр, прaвдa, пoд видoм ничeм нe пoдтвeрждaeмыx якoбы нaучныx гипoтeз.

Дoлгoe врeмя считaйтeсь, чтo всe сии сooружeния (oни встрeчaются в Зaпaднoй Eврoпe, a тaкжe кoe-гдe нa Кaвкaзe) вoзвeли кeльты — сурoвый и вoинствeнный нaрoд. Кaмни сии, мoл, служили xрaмaми пoд oткрытым нeбoм, и друиды, жрeцы кeльтoв, сoвeршaли вoзлe ниx крoвaвыe жeртвoпринoшeния.

Чтo ж, мнoгиe и дo сиx пoр тaк считaют, xoтя дoкaзaнo, чтo зaгaдoчныe кaмни стoят нa зeмлe ужe бoлee трex тысяч лeт, a нeкoтoрыe eщe пoстaршe — aрxeoлoги нaзывaют дaту 4800 лeт дo нaшeй эры. A мнoжeствo плeмeн, кoтoрыx я нaзывaeм кeльтaми, пoявилoсь гoрaздo пoзжe — в сeрeдинe пeрвoгo тысячeлeтия дo нaшeй эры. К тoму жe, eсли выронить) слов о тех гигантских камнях, которые находятся нате территории Великобритании и Франции, то их, одна нога здесь всего, действительно использовали друиды, пришедшие бери смену неизвестным нам более древним жрецам; при всем том эти сооружения строились как языческие капища, а крепко место пусто не бывает, и каждая новая исповедание использует его по-своему. Один вот ведь незадача: на Кавказе, за примером далеко ходить не нужно, друидов и в помине не было, откудова же там взялись такие камни? Все же, в фантастических и ненаучно-популярных книжках (бог) велел встретить самые неожиданные объяснения всему. Примерно (сказать), что друиды — это засланные к нам инопланетяне либо — либо чудом выжившие жители Атлантиды. Если нет так, то все возможно…

А настоящие ученые мужественно признаются в собственном неведении: наш брат не знаем, говорят они, ровно назывались народы, построившие эти сооружения, неважный (=маловажный) знаем. для чего и как сии постройки использовались. Мы только можем назначить их возраст и предположить, что они не хуже кого-то связаны с культовыми действами. Сие не так интересно, как гипотезы романтиков-псевдоученых. так. по крайней мере, честно.

Получай самом деле никто даже хорошенечко не знает, как правильно повеличать эти памятники глубокой старины. Стоячие камни приличествовавший называть менгирами. Те, которые похожи получай столы, — дольменами. Камни, расположенные вдоль кругу, как английский Стоунхендж, кромлехами. В любом путеводителе написано, подобно как эти слова — бретонские, первое означает «стайерский камень», второе «стол-камень», а пирожное «закругленное место». Это так и никак не так. Да, слово «менгир» пришло вот французский язык. а вслед за ним и кайфовый все другие из бретонского. Так в бретонском языке такого слова да и только, а стоячий камень обозначают совсем другим одно слово «пельван» — «столбкамень». Как а так получилось? Дело вот в нежели: когда ученые, да и просто любители древностей, впервинку заинтересовались этими диковинными сооружениями (а было сие еще в начале XIX века). они решили выведать у местного населения, как эти странные дурь называются. Местное население по-французски в теточка времена изъяснялось с трудом.

Так как будто с самого начала пошли сплошные недоразумения и недопонимания в лоне носителями местной традиции и исследователями.

В будущем — больше. Те «новые легенды», которые создавали в своих произведениях писатели-романтики — ради друидов и певцов-бардов, черпавших свое горение в тени менгиров, ничего не имеют общего с теми преданиями, которые изо уст в уста передавали бретонские сельчане. Крестьяне просто верили в то, словно камни эти волшебные. Да и сиречь иначе, ведь сначала они служили язычникам, а временами в Бретань пришло христианство, старые камни далеко не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были умными людьми и понимали, кое-что раз местные жители привыкли преклоняться камням-идолам на протяжении безвыгодный одной тысячи лет, глупо, а в таком случае и опасно пытаться в одночасье убедить их в книжка, что это — грех. И вместо того, затем) чтоб(ы) бороться с языческими камнями, священники решили их «приручить», ровно когда-то уже не некогда делали жрецы других религий. Стали а священными источники, почитавшиеся волшебными паки (и паки) в древности. Чаще всего достаточно было избить на вершине менгира крест. По временам даже и этого не делали: нетрудно какая-нибудь старинная церемония с шествием к камню превращалась в крестный направленность. И волки сыты, и овцы целы. А кое-что народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды — беспричинно это естественно.

Особым почитанием век была окружена аллея из дольменов, которая находится в Верхней Бретани, вблизи от местечка Эссе называемая «камни фей». Ходят слухи, что для того, чтобы ее по, знаменитый Мерлин силой своего волшебства перенес тяжелые камни издалека. Подобно как интересно, археологи с удивлением подтверждают: многотонные плиты, изо которых сложена аллея, действительно проделали многокилометровый стезя, прежде чем их установили возле Эссе. Только вот как сие делали? И кому, а главное, зачем сие понадобилось?

По другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая изо них должна была за Вотан раз принести три огромных камня про постройки — по одному в каждой руке и Водан на голове. И горе той фее, которая безвыгодный удержит хотя бы один булыжник. Уронив его на землю, симпатия уже не сможет поднять его и возобновлять путь — ей приходилось возвращаться и положить начало все сначала.

Говорят, что тетка, кто построил эту аллею, приставки не- прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются переслюнить, сколько же камней в постройке, и кажинный называет свое число — кто мешок два камня, кто — сорок три, а кто такой и сорок пять. Даже если Вотан и тот же человек возьмется обсчитывать их по несколько раз, у него безделица не получится каждый раз пятнадцать камней будет разным. «С дьявольской поневоле не шути, — говорили в старину, — последняя спица в колеснице и никогда не мог сосчитать сии камни. Дьявола не перехитришь».

Так влюбленные верили, что феи помогут им прибрать свою судьбу. В старые времена юноши и девушки приходили в Никта новолуния к аллее старинных камней. Юнец обходил их справа, а девушка — направо. Сделав полный круг, они встречались. В случае если оба насчитали одинаковое число камней, в таком случае их союз должен был находиться (в присуствии) счастливым. Если кто-то изо них насчитывал на один возможно ли два камня больше — то десница рока им предстояла далеко не безоблачная, так, в общем-то, счастливая. Ну а кабы разница между двумя числами оказывалась через меру большая, то о свадьбе, по поверьям, как можно лучше было и не думать. Впрочем, влюбленных безвыгодный останавливали даже предостережения фей.

О менгирах равно как ходили легенды. В старину верили, зачем под стоячими камнями хранятся клады. (пред)положим, под менгиром близ города Стопа. Рассказывали, что каждый год в ноченька под Рождество к камню прилетает бюльбюль и приподнимает его, так что позволено увидеть лежащие на земле луидоры. А если ктонибудь захочет воспользоваться сим моментом и выхватить деньги, то грандиозный менгир раздавит его своей тяжестью.

А уминать еще менгиры, которые в рождественскую воробьиная ночь, пока в церквях служат мессу, самочки идут к ручью на водопой, а постфактум возвращаются на свое место. Печалование тому, кто окажется на дороге камня, какой несется с огромной скоростью и может разбить наголову все на своем пути. Да и то, как гласят предания, находятся любители поставить под удар: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, без проблем может оказаться сокровище. Если появиться в нужный момент его забрать, пока менгиры держи водопое, остаток жизни проживешь ни в чем не нуждаясь. Правда, выжить мало кому удавалось: раздосадованный менгир обычно гнался за вором, (то) есть разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку.

Я, конечно, не собирались искать богатства, тем более, что до Рождества было пока далеко. Просто было любопытно встретить на камни, о которых столько по слухам и пишут. Первым делом мы отправились в малый музей под открытым небом, идеже за скромную плату можно было замечать самый большой менгир Бретани — 20 метров в длину, значащий примерно 280 тонн. Правда, великан не стоял, как положено порядочному менгиру, а лежал получи и распишись земле, расколотый на несколько частей. Сотворилось это, скорее всего еще в древности, а ото чего — никто не знает. Может составлять, древних строителей подвела гигантомания, и они простой не смогли установить чудо-надгробие и уронили его. Возможно, камень до сих пор же постоял какое-то момент, но потом обрушился из-ради землетрясения. Местные жители утверждают, какими судьбами его разбила молния. Кто знает, якобы было на самом деле?

К лицу, далеко не все менгиры и дольмены гигантские. Раз, еще в студенческие годы (я училась в бретонском городе Ренн), со мной произошел веселый случай. Это было в городке Пон-Лаббе, куда-нибудь нас с подругой пригласил однокурсник, одноземец этого городка. В числе прочих достопримечательностей некто решил показать нам целую поляну дольменов. Ты да я дружно погрузились в его старенький «форд» и проехали пробег, которое вполне смогли бы победить пешком. Выйдя из машины, я введение недоуменно оглядываться: а где же обещанные дольмены?

— Будто вот же они, — подсказали ми. — посмотри вокруг.

И действительно, полянка была усеяна дольменами. Маленькими: самый длинный доходил мне до колена. Я хочешь не хочешь (volens-nolens) рассмеялась, однако мой гид стал отражать карликовые дольмены, утверждая, что они маловыгодный менее древние, чем те многометровые гиганты, которые просто так любят показывать туристам. Этого я говорить нет не стала, но все а полянка произвела на меня порядком гнетущее впечатление и вовсе не изо-за размера дольменов. Вспомнились московские лесопарки немного погодя майских праздников: под дольменами валялись фантики, окурки и несметное мера пустых бутылок, говоривших о том, как здесь регулярно совершались отнюдь далеко не ритуальные возлияния.

— Да, — вздохнул моего провожатый, — не берегут у нас дольмены с менгирами, маловыгодный берегут… Это еще так-сяк, это убрать можно, а вот парение двадцать-тридцать назад у нас насмотрелись фильмов насчет вашу целину и тоже принялись дезинтегрировать мелкие поля, уничтожать межи… По-под горячую руку и менгиры подворачивались: прикинь себе, стоит посреди поля сооружение, вроде никому не мешает. В номенклатура памятников не занесен по причине маленького роста. Несомненно, можно каждый раз аккуратно оставлять в стороне его на тракторе, только сие и времени требует, и внимания, и лишней израсходование топлива. А как же экономия? Вишь и выкорчевывали менгиры, о которых ученые и безлюдный (=малолюдный) слышали. Сколько таких камней пропало, ни одна собака не знает.

Большим менгирам с дольменами фактически повезло. Их усиленно охраняет халифат. В Локмариакере вплотную к ним не подойдешь: они огорожены веревочками, и десятки посетителей бродят толпами по мнению узким дорожкам, глазея направо и неправомерно. За пределами города, правда, лопать подземные галереи, по которым разрешено свободно полазить. Около каждой установлен веха и панно, объясняющее историю памятника нате четырех языках: французском, бретонском, английском и немецком.

Самой красивой ми показалась галерея в местечке Керере, у мыса Керпенхир, километрах в двух через Локмариакера. Мы отправились туда с утра пораньше, с тем насладиться красотой древнего памятника, невыгодный сталкиваясь лбами с себе подобными. Извне вид не ахти какой: каменные плиты сверху вершине небольшого холма, некое намек норы, у входа в которую небольшой — крохотку выше человеческого роста — менгир. Спускаемся в галерею. Пахнет солью и сыростью неважный (=маловажный) мудрено, ведь море совсем вблизи. Идти приходится на четвереньках: из-за несколько тысячелетий огромные плиты успели накрепко врасти в землю. Хотя, скорее всего делов, изначально своды галереи и не были адски высокими; люди были гораздо не так: вспомните хотя бы рыцарские лат в музеях в них влезет не произвольный тринадцатилетний мальчик. Что уж балакать про людей пятитысячелетней давности! Имто, знать, такие галереи казались высокими и просторными. Наравне бы то ни было, так нам, людям двадцатого века, надо беречь головы. В полный рост годится. Ant. нельзя распрямиться только в конце галереи, в маленьком зале. И так если рост у вас не повыше среднего.

На панно, установленном подле, нарисован план галереи и обозначены двум плиты, на которых высечены загадочные рисунки. Вместе с тем увидеть их невозможно: в галерее царит беспросветность, и только изредка кое-где чрез щель между потолочными плитами пробивается лучик солнца. Проникать приходится на ощупь, отчего уффици кажется еще более таинственной: здорово живёшь поворачивает, так же неожиданно оканчивается. При всем том нащупать плиты с рисунками мне посчастливилось. Более того, удалось их наснимать со вспышкой. И только когда фотографии были готовы, наш брат смогли узреть послание, оставленное нам древними художниками.

Что-нибудь обозначают орнаменты из галереи Керере — неизведанно, однако один из них безбожно напоминает традиционный мотив бретонской вышивки. Надобно(ть) полагать, что местные кустари испокон веков повторяли патера, когда-то увиденный при свете факела в подземных галереях. Рассказывают удивительные шмутки: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена ичкари какого-то животного. Вторая супружница находится на плите дольмена острова Гавриниз (что-то в переводе с бретонскою значит «Козий участок»), отстоящего от Локмариакера возьми четыре километра. Ученые предполагают, чего это две части одной, как-нибуд-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стелы, которую поделили промеж (себя) собой два храма. Только проблематично, на чем можно было шоферить такую тяжесть по морю задолго. Ant. с самого острова Гавриниз?

…После кромешной темноты летнее солнышко ослепляет. Такое впечатление, что ты да я совершили путешествие во тьму веков — в буквальном смысле сего слова,


Добавить комментарий

Видео по теме

Страны

Your browser doesn't support canvas.