В Сен-Дени много иммигрантов и пролетариев. Заводы, склады, стройки, типовые застройки из стекла и бетона. В дополнение к метро, которое пришло сюда еще в 1976 году, не так давно пустили современный трамвай (линия завязана с восточными пригородами Парижа — Курнёв и Бобиньи). Огромный крытый рынок по воскресеньям переваривает до 30 тысяч посетителей.
Город слывет оплотом левых сил — еще в 1893 году мэром тут стал социалист, а в настоящий момент Сен-Дени управляется коммунистами. В 1989 году бразилец Оскар Нимейер отстроил здесь помпезное здание для коммунистической газеты «Юманите». Сен-Дени — родина поэта Поля Элюара (ему посвящен раздел в местном Музее искусств и истории, расположившемся в бывшем кармелитском монастыре, 3 €) и президента Жака Ширака. Последний здесь, будучи подростком, распространял коммунистическую прессу. Ох, как только не накуролесишь по молодости! Университет Сен-Дени — по сути дела филиал парижского (так называемый кампус «Париж VIII», 28 тысяч студентов); и специализируется на психологии и искусствоведении.
Город имеет в своем активе три супердостопримечательности.
Во-первых, это главный стадион Франции «Стад де Франс» (Stade de France). Он был построен в 1998 году к чемпионату мира по футболу командой архитекторов под руководством Эмерика Зюблена и Мишеля Макари, которая затратила на возведение арены 2,5 млрд франков. Вместимость стадиона — 80 тысяч человек. Счастливое место для команды Зидана — «трехцветные» в финале чемпионата мира обули здесь Бразилию 3:0!
Во-вторых, Кафедральный собор Сен-Дени. Место, где она располагается, было указано святым Дионисием, приговоренным в 272 году к смерти за приверженность к христианству. Легенда гласит, что после того, как ему на Монмартре отрубили голову, он взял и не умер. А… подобрав с земли свою отрубленную голову, Дионисий побежал на север. Пробежал он так, пугая мирян, несколько лье и рухнул замертво лишь в Сен Дени, своей брошенной головой и указав, собственно, место, где следовало заложить церковь. Современный вид храм принял в 1231 году благодаря архитектору Пьеру де Монтрею, а в 1966 году получил статус собора.
Внутри тихая, скорбная роскошь — здесь находится усыпальница французских королей, многие надгробия которых являются произведениями искусства (осмотр стоит 5 €). Всего в XIV-XVIII веках сюда свезли мощи около 800 королей и членов их семей. Увы, сами гробницы пусты — во время ВФР в рамках компании окончательного избавления от проклятого прошлого останки вынули и сбросили в общую яму. Потом пришлось снова копать, доставать и делать уже братскую могилу…
В-третьих, восточный район Ле-Бурже (Le Bourget). Каждый год в июле на авиасалоне сказка здесь делается былью так, что у народа от шума моторов, уши закладывает. Ле-Бурже до появления Орли и Руасси был главным аэропортом в такой стране, как Франция. Сейчас здесь в основном кучкуются частные самолеты. Туристу же можно, отвалив 120 €, сесть на вертолет и в течение получаса совершить облет Парижа, осмотрев его с высоты, а также посетить Музей авиации и космонавтики (3,5 €). Среди его экспонатов: первый в мире воздушный шар, дирижабли, самолет Луи Блерио, спортивные самолеты, макеты советского спутника и аэробуса «Конкорд». Среди прочих достопримечательностей можно отметить монастырь урсулинок постройки Мансара (1644) и расположенный практически на границе с Парижем блошиный рынок Пюс-де-Сент-Уэн.
Это крупнейшая выставка старья и шурум-бурума в мире: старые костюмы, мебель, телефоны и т. д. Неплохой объект для того, чтобы убить воскресное утро. Достаточно просто сесть на 13-ю голубую линию метро и проехать до остановки «Porte de Saint-Ouen». Эта же линия позволяет добраться до базилики Сен Дени. Там можно пересесть на трамвай, который довезет до Ле-Бурже (остановка «Cosmonautes»). Сильна в Сен Дени индустрия. По сути это главный промышленный пригород Парижа: заводы электронной аппаратуры «Томсон», тяжелое машиностроение «Альстом», авиазапчасти и т. д. Особо стоит отметить производство пианино фирмы «Плейель» (с 1865 года) и завод серебряных изделий Кристоф (экскурсия с посещением музея — 6,5 €).