«Кoгдa прoбилo сeмь чaсoв, рaзнoликaя путeшeствующaя публикa Нью-Йoркa, скoпившaяся в нeскoлькиx тoчкax oт Сити-xoллa дo пeрeсeчeния Брoдвeя и 145-й улицы, кaк пo мaнoвeнию вoлшeбнoй пaлoчки, исчeзлa с лицa зeмли», — сooбщaлa гaзeтa «Нью-Йoрк тaймс», oписывaя нa слeдующee утрo сoбытиe, прoизoшeдшee вeчeрoм 27 oктября 1904 гoдa. В тoт вeчeр, кoтoрый нaвсeгдa измeнил биография гoрoдa нa Гудзoнe, с нью-йoркскиx улиц прoпaли 150 тысяч чeлoвeк! Нo, пo зaкoнaм физики, eсли гдe чeгo-тo убылo, тo в другoм мeстe стoлькo жe и прибылo. Прибыли сии 150 тысяч ктo кудa, нo нeпрeмeннo нa oдну с 28 нoвeнькиx стaнций нью-йoркскoй пoдзeмки, кoтoрoй нынчe испoлнилoсь стo лeт.
Всe стaнции были рaзнoцвeтными: oднa oтдeлaнa зeлeным кaфeлeм, другaя — гoлубым, трeтья — жeлтым, чeтвeртaя — бeлo-гoлубым и тaк дaлee. Рaсцвeтили иx, oднaкo, нe стoлькo исполнение) крaсoты, скoлькo из сooбрaжeний сугубo прaктичeскиx: чтoбы пaссaжир, прoглядeв нaзвaниe стaнции иль прoпустив мимo ушeй oбъявлeниe кoндуктoрa, мoг лeгкo узнaть ee пo цвeтoвoй гaммe. Нынe стaнций 468 (пo их числу нью-йоркская метро держит первое место в мире), и получи и распишись все цветовой гаммы не полно. А если и хватило бы, при таком количестве аминь равно не запомнишь, какой избранные какой станции соответствует.
В тот самый важнейший день подземки (кстати, это ее вполне официальное название — subway) произошли три действие, которые с тех пор повторяются опять двадцать пять и снова. «Нью-Йорк таймс» одновременно поняла их значимость и утром 28 октября сообщила, что-нибудь накануне некий Ф.Б.Шипли стал первым мужчиной, тот или иной уступил место женщине. Судя точно по тому, что газета обратила тщательность на этот благородный жест и хотя (бы) донесла до своих читателей титул джентльмена из Филадельфии, его конкретика не носил массового характера даже если в те, более романтические времена. Маловыгодный носит и сейчас, но у филадельфийца Шипли, должно признать, есть последователи.
Второе сенсация связано с Генри Барретом, проживавшим в волюм далеком 1904 году в доме 348 до 48-й западной улице Манхэттена. При помощи три минуты после того, словно означенный житель главного района Нью-Йорка вошел сверху станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, отчего из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. С-за пропажи Баррет, конечно, расстроился, так следует признать, что, не стань дьявол первой жертвой ограбления в нью-йоркской подземке, ой ли ли история сохранила бы его псевдоним, да еще и с адресом впридачу. В нынешние Век Петра писать о тех, у кого на что за-то станции или в поезде который-то там стянули, не приличествовавший: места в газетах не хватит.
Да что ты а третьим событием, о котором поведала «Нью-Йорк таймс» сто полет назад, стало опоздание на одну с 28 станций экспресс-поезда с-за неисправности тормоза. Увы, поезда опаздывают и сообразно сей день и, что хуже, застревают, несмотря на то и редко, прямо в туннеле по причинам, пассажирам неведомым, а ибо особенно неприятным. Как-то по-под Бруклином (еще один из пяти районов Нью-Йорка) состав, в котором я ехал, простоял почти дни, а в московских туннелях поезд дольше, нежели на 15 минут (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб малограмотный сглазить) пока ни разу безграмотный застревал.
«Нью-Йорк таймс» ото 28 октября 1904 года привела и провидческие трепология пассажира, имя которого репортер безвыгодный удосужился узнать: «Помяните мое партитив, подземка обернется бумом для газетного бизнеса. В некоторых случаях едешь в поезде, смотреть совершенно никак не на что, кроме как бери пассажиров, а это быстро надоедает». В туннеле подо Бруклином газеты у меня, к сожалению, с с лица не было.
Но вернемся получай один абзац назад, где упомянут стрела-поезд, какие совершенно не ведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее невыгодный о двух путях, как наши контур (одни поезда — «туда», кое-кто — «обратно»), а о четырех. Двоечка пути — для составов, которые делают остановки бери каждой станции, два — для экспрессов с минимальным в количестве остановок и соответственно со средней скоростью без (малого вдвое большей, чем у «медленных» поездов. Сие удивительно удобно, хотя по незнанию позволяется, конечно, перепутать поезда и проехать мимо нужной станции. Хотя для этого нужно сильно не пожалеть сил: у экспрессов свои собственные платформы.
«За пределами всяких сомнений, у Нью-Йорка в данное время самая совершенная и самая современная концепция быстрого транспорта, какой нет с походом нигде в мире. И это благодаря тому, почему планировалась она с размахом, а инженеры отнюдь не были связаны какими-то соображениями экономии и обладали тем преимуществом, словно могли учесть опыт Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина», — писал в своем номере с 29 октября 1904 года книга «Сайентифик Америкэн». Лондонская подземка, о которой ты да я рассказывали в номере за 12-18 сентября прошлого лета, была открыта в 1863 году, подземный дворец Будапешта — в 1896-м, Парижа — в 1900-м, Берлина — в 1902 году. Благодаря этому журнал счел, что опыт Город ветров и Бостона, где подземные магистрали появились в соответствии с в 1892 и 1897 годах, учитывать безграмотный стоило, я, честно говоря, не знаю.
Первая цепь подземки вместе с поездами и всем оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. С целью пересчитать эту сумму на нынешние наличные, нужно умножить минимум на 20: покупательная жилка тогдашнего «Джорджа Вашингтона» была крошку больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джэксона. Начав придавать законченность вложенные в нее миллионы, подземка возила пассажиров ради 5 центов. При входе на станцию нужно было нарыть билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали «никели», делать за скольких называют пятицентовые монеты. Такая выплата за вход продержалась до 1948 лета, когда увеличилась сразу вдвое — после одного «дайма» (десятицентовик). А когда в 1953 году холл. Ant. выход стал стоить 15 центов, придумали «токены», в области-нашему — жетоны, так как автоматы безвыгодный умели принимать больше одной монеты, а 15-центовых маловыгодный существует.
Сейчас проезд в подземке целесообразно 2 доллара. Много это или один-другой? Если считать по официальному курсу, наше метрополитен покажется куда более доступным. Хотя зарплаты в США и в России, как не секрет, немножко разные, и вести пересчет сообразно курсу не стоит. Будем вычислять иначе. Наш МРОТ — 600 рублей в диск), а вход в метро — десятка (с 1 января МРОТ увеличится после 720 рублей, но, надо не далеким от какой мысли, что и метро подорожает). Значит, человеку, какой живет (вернее прозябает) на нынешний самый МРОТ, нужно отработать три с лишним часа, пусть войти в метро. В США минимальная заработная уплата — 5,15 доллара в час (собираются взвить до 6,65). Значит, ньюйоркцу, который-нибудь живет на такую зарплату, нужно попотеть чуть больше 23 минут. И из этого следует, что нью-йоркская подземка в вроде раз дешевле московского метро.
Около этом она гораздо разветвленнее, удобнее (экспрессы), не в такой степени. Ant. более забита в час пик, работает круглосуточно и, опять же ко всему, она честнее. Скорее не она, а вся система городского общественного транспорта. Иначе) будет то в Москве, чтобы добраться с работы на родину, вам нужно сначала ехать сверху метро, а потом еще сесть в сарай или троллейбус, то вы, известно, платите дважды — за метро и из-за наземный транспорт. Естественно? Противоестественно, скажет жилец Нью-Йорка. Он пересаживается с подземка в автобус бесплатно. Два доллара — сие плата за проезд из какой приглянется точки А в любую точку Б, а будете ваш брат при этом пользоваться одним транспортным средством иль несколькими — не важно. Честнее? Числом-моему, честнее.
От нашего подземка нью-йоркское отличается еще и тем, что-нибудь оно проходит совсем неглубоко. «Подле строительстве подземки было решено, ровно станции должны быть как разрешается ближе к поверхности, — рассказывал Вотан из ее создателей Джон Хетрик читателям журнала «Индепендент» в октябрьском номере из-за 1904 год. — От старого подобно глубоких туннелей, таких, как в Лондоне, отказались изо-за неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. За большей части подземка Нью-Йорка находится около улицами на глубине всего четырех — пяти футов (1 фут = 30,48 сантиметра. — Прим.ЭП), и точно, что спускаться на платформу приставки не- долго и не утомительно». А когда идешь в области улицам, под которыми проходят силуэт метро, можно услышать его еле слышный грохот, который доносится сквозь вентиляционные решетки. Зимою оттуда идет тепло, поэтому в решетках любят спать бездомные.
В подземке позволено перекусить и безалкогольно выпить, купив в автоматах постоянно, что настоятельно не рекомендуют люди в белых халатах-диетологи, а можно и приобщиться к пищи духовной. Сверху многих станциях висят знаки «Блюз под Нью-Йорком», а под ними играют музыканты, имеющие сверху то официальное разрешение властей. Держи остановке под Рокфеллеровским центром, к примеру (сказать), струнное трио молодых женщин усладит ваш чувство классической музыкой. Поездка на подземке — а ещё и неплохой способ осмотреть город, поелику что многие линии, вопреки своему названию, выходят изо-под земли и идут над улицами.
В подземке хоть совершить путешествие во времени, воистину, только в дни празднования юбилея. Бери одной из линий пустили порожняк 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами взамен кондиционеров и рекламными объявлениями тех парение. Пустить поезд 1904 года приставки не- смогли: таких, да еще затем чтоб на ходу, не осталось.
Подземная дорога преобразила город. В первые годы ее девизом было «Ото Сити-холла до Гарлема ради 15 минут». До этого через нью-йоркской мэрии до северной оконечности Манхэттена не грех было добираться часами: и расстояние немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке значительно раньше автомобилей. Сами жители города утверждали, точно за то время, что доедешь с юга возьми север острова, можно проделать полдороги до Филадельфии. Население Нью-Йорка, в начале ХХ века второго согласно численности населения города мира, составляло без участия малого 3,5 миллиона человек, и большая деление ньюйоркцев сгрудилась на Манхэттене, какой-либо давал им работу. Добираться накануне работы из других районов было хитро и немыслимо долго. Там шла близко сельская жизнь. Развитие метро связало сии районы с центром и сделало возможным их быстрое поселение.
Кстати, за 100 лет, «наравне по мановению волшебной палочки, с лица владенья исчезли» в Нью-Йорке уже превыше 135 миллиардов человек, чтобы неусталыми, только довольными (или совсем наоборот) истощиться из одной из станций подземки.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.