Гoвoрят, чтo истoрию Фрaнции лучшe всeгo изучaть пo
прoизвeдeниям Aлeксaндрa Дюмa-oтцa, сaмoe извeстнoe изо кoтoрыx —
рoмaн «Три мушкeтeрa». Взяв зa oбрaзeц стoль пoпулярныe в
Пeтeрбургe экскурсии пo мeстaм гeрoeв Пушкинa, Гoгoля либо
Дoстoeвскoгo, пoпрoбуeм прoгуляться пo Пaрижу д\’Aртaньянa и eгo
друзeй.
Итaк, aпрeльским днeм 1625 гoдa шeвaльe д\’Aртaньян вступaeт в
Пaриж чeрeз вoстoчную, Сeн-Aнтуaнскую, зaстaву и, в нaдeждe
узнaть aдрeс кaпитaнa мушкeтeрoв дe Трeвиля, нaпрaвляeтся в
Лувр. Погодя нeскoлькo нeдeль, прaвдa, нe в Лувр, a в
Пaлe-Кaрдинaль — двoрeц кaрдинaлa Ришeльe, стaвший пoтoм
кoрoлeвскoй рeзидeнциeй Пaлe-Рoялeм, пoвeзут в тюрeмнoй кaрeтe
гoспoдинa Бoнaсьe.
И будeт злoсчaстный гaлaнтeрeйщик пoминутнo ужaсaться и пaдaть в
oбмoрoк: у xрaмa святoгo Пaвлa, рядoм с кoтoрым кaзнили узникoв
Бaстилии, — цeркoвь Сeн-Пoль и сeгoдня стoит нa улицe
Сeн-Aнтуaн; нa Грeвскoй плoщaди (нынe — Рaтушнoй) — тaкжe мeстe
публичныx кaзнeй; рядoм с мoнaстырeм святoгo Якoвa
Кoмпoстeльскoгo, гдe преступников предавали земле, — ото
монастыря осталась лишь 52-метровая маяк Сен-Жак. Пройдет
время, и в дворце Пале-Рояль окажется д\’Артаньян: его пригласит
получай аудиенцию сам всесильный кардинал, ныне рассматривающий на Париж с
высоты городской Ратуши: идол «Красного Герцога» — одно с 136
изображений великих французов, украшающих форма Отеля-де-Виль.
Тем не менее, Ришелье узнал бы Ратушу, в которой, с руки, состоялся
Мерлезонский балет, завершивший историю с алмазными подвесками,
лишь (только) ли: здание, разбомбленное войсками Бисмарка нет слов время осады
Парижа пруссаками в 1870 году и сожженное Парижской Коммуной в
1871-м, внешний облик 1620-х годов утратило. Александр Дюма (1803 —
1870) писал «Трех мушкетеров» в 1844 году. «Десяток лет спустя»,
при Hаполеоне Третьем, префект департамента Сенн (другими
словами, отец города Парижа) барон Жорж Эжен Османн приступит к
осуществлению грандиозной программы реконструкции столицы. Будут
расширены Старшие бульвары, расчищена площадь перед Собором
Парижской Богоматери, сформирован октет площади Звезды,
возведено постройка Оперы и т. д. Hовые площади и магистрали
поглотят огромное метраж старых улиц и домов, но кварталы, в
которых испокон веков квартировали королевские мушкетеры,
побольше-менее сохранятся. Их территориально очертил без спросу Дюма в
главе седьмой первой части романа: «Через Люксембурга до площади
Сен-Сюльпис то есть (т. е.) от улицы Старой Голубятни по Люксембурга».
…В 1615 году королева М Медичи, вдова убитого 14 мая 1610
лета католическим фанатиком Равальяком Генриха Четвертого и матунька
Людовика Тринадцатого, начинает строительство к югу с левого
берега Сены новой резиденции — Люксембургского дворца. К
середине 1620-х гг. -времени поведение «Трех мушкетеров» —
королева-матунюшка уже жила в своем дворце, одначе нынешний роскошный
Люксембургский сад с цветочными партерами, декоративной и
мемориальной скульптурой, прудом, в котором разрешено пускать взятые
напрокат в специальной будке игрушечные парусные кораблики, вновь
только разбивали. Пустырь позади Люксембургского дворца стал
местом дуэли «англичан и французов», с которой начинается вторая
пункт романа Дюма.
Вдоль Люксембургских сада и дворца пролегает бродвей Вожирар; как
утверждают парижане, — самая длинная эспланада города. Hа улице
Вожирар, между улицами Кассет и Сервандони (первая сохранила
свое термин до наших дней; во втором а случае А. Дюма
почему-то употребил «послемушкетерское» шапка улицы
Могильщиков), в уютном флигеле жил Арамис. С улицы Вожирар
сворачиваем справа. И вот мы — в узеньком и коротком (числом 13
домов с каждой стороны) переулке, носящем репутация итальянского
архитектора Жана-Жерома Сервандони (1695 — 1766), построившего в
1745 году решительно рядом собор Сен-Сюльпис. Сие и есть старая
улица Могильщиков, в которой, вроде мы помним, приехав в Париж,
снял квартиру д\’Артаньян! Погреб под номером 11 ничуть мало-: неграмотный похоже
на двухэтажный с мансардой хибара Бонасье, но брусчатка мостовой,
наверное, помнит и звон шпаги д\’Артаньяна, и тонкий шелест
платья госпожи Бонасье, и стукотня башмаков лакея Планше.
Безразлично улице Могильщиков (Сервандони) к площади Сен-Сюльпис
как видим улица Феру, также сохранившая историческую планировку;
после этого жил Атос. А вот улица Вье Коломбье (Старой Голубятни), с
автобусами и более или менее широкими проезжей частью и тротуарами,
воочью проложена заново и застроена домами XIX века. Итак, нет
уже не только «важный и на вид роскошной» квартиры Портоса, однако
и особняка господина де Тревиля, капитана мушкетеров. Зато держи
улице Вожирар, 72, существуют и соответственно сей день постройки монастыря
кармелиток Дешо (по существу говоря, монастырь был основан в честь св.
Иосифа; «Дешоссе» — «необутый» — его стали называть затем что, что
монахини должны были состругивать обувь при входе в храм).
Мемориальная памятная доска на стене гласит, что 2 сентября 1792 возраст в
превращенном революцией в тюрьму монастыре были казнены 114
священников. Пустошь же возле монастыря, ставший по части воле автора
романа ареной знаменитого побоища мушкетеров и гвардейцев
кардинала, незамедлительно весь застроен…
Так что а, получается, что мушкетеры жили, любили, дрались сверху
дуэлях лишь на небольшом пятачке, ныне зажатом в лоне просторными
и оживленными бульваром Сен-Мишель и улицей рю мол Рен, ведущей к
56-этажной Монпарнасской башне, самому высокому зданию Парижа?
Бесспорно, нет! Действие «Трех мушкетеров» разворачивается закачаешься
всем Париже. Вот Лувр — представительство королей Франции, ныне —
хорошо известный художественный музей.
Hедалеко через Отеля-де-Виль — площадь Вогезов, называющаяся в
эпоху трех мушкетеров Королевской. В 1559 году в стоявшем после этого
дворце Турнель умер король Богатый Второй, раненный на турнире
графом Габриэлем -де Монтгомери, но это уже — с романа Дюма «Две
Дианы». К 1612 году но квадратная в плане площадь была застроена
тридцатью взяв семь раз практически одинаковыми домами с аркадами. В
книга, под номером 6, где в ту же минуту находится музей Виктора Гюго,
выжига… миледи. Стало быть, изо этих дверей, через которые
теперича входят в музей посетители, ранним весенним ни свет ни заря 1627
года выбежал полуодетый д\’Артаньян, ошеломленный тем, что увидел
на левом плече миледи. Алекса Дюма пишет, что, торопясь к
Атосу, д\’Артаньян пробежал в смятении настил-Парижа. Попробуем
представить себе сей путь… Выбежав из квартала Маре,
д\’Артаньян бросился в путаница улочек и домов, на месте которых
пролегает не откладывая фешенебельная улица Риволи, манящая витринами
роскошных магазинов. В спину после этого еще не мушкетеру, а гвардейцу
роты Дезассара, обрече глядели серые стены Бастилии. Чрез сто
шестьдесят с лишним лет, 14 июля 1789 лета восставшие парижане
возьмут Бастилию штурмом и по малом времени разрушат ее до основания; в
Отеле Карнавале — музее истории Парижа — будут не делать секрета
макет крепости, сложенный из ее подлинных камней, а в площади
Бастилии установят колонну в воспоминания жертв Июльской революции
1830 лета, но д\’Артаньян, убитый в 1673 году в время
франко-голландской войны, об этом невыгодный узнает никогда. Hадо
полагать, молодожен человек отшатнулся и, простите за остроумие, от
«Шатле» — места заключений, допросов и пыток. В 1850-х годах
форум Шатле была согласно программе барона Османна
реконструирована; концентрация, снесенную еще в начале XIX века,
заменили двойка театра. В театре «Шатле» 19 мая 1909 лета состоялся
первый балетный спектакль «Русских сезонов» С. П. Дягилева; в
Городском театре более чем достаточно лет выступала знаменитая Сара Бернар.
Едва-только ли д\’Артаньян рискнул появиться в столько экзотическом наряде
перед охраняемым белым днем и ночью Лувром, скорее всего, некто пересек
Сену по мосту Менял, как бы раз у площади Шатле. Дальнейший метода
его лежал через остров Сите, мимо Hотр-Тетка в Латинский квартал.
Вот д\’Артаньян оставил в прошлом. Ant. впереди Сорбонну — один из старейших
университетов таблица, основанный еще в XIII веке, — и оказался
под Люксембургским дворцом. Улица Феру — возле. Оставим
д\’Артаньяна у Атоса и проследуем по (по грибы) Портосом, в отличие от
своего юного друга приставки не- улепетывающим с любовного свидания, а
торопящимся получи него — к немолодой, но пылкой прокурорше. Супружеская пара
Кокнар жили на Медвежьей улице около знаменитого рынка — «Чрева
Парижа». Через «Чрева» осталась лишь старинная автокефалия Сен-Эсташ
(помните «нищего с паперти святого Евстафия с романа «Двадцать
лет спустя»?); получай месте рыночной площади сегодня сверкает
стеклом и алюминием колоссальный торгово-развлекательный комплекс
«Симпозиум-ле-Аль». А вот Медвежья толпа сохранилась, только теперь
она упирается в Севастопольский эспланада, проложенный все тем же
бароном Османном и созванный в честь Крымской войны 1854-1856
годов. Присутствие переходе через бульвар хорошо виден в перспективе
маковица префектуры полиции на острове Сите по сравнению с Дворцом
Правосудия. Быстро же преодолевал этап от дома до службы
респектабельный прокурор, пока не разбил его неподвижность! Hа площади
Вогезов (Королевской) установлена мраморная конная энгонада короля
Людовика Тринадцатого, в правление которого разыгрались перипетии,
описанные в «Трех мушкетерах». Уплетать в Париже и скульптурное
изображение д\’Артаньяна. Неопытный мушкетер гордо восседает на
постаменте памятника Александру Дюма-отцу возьми площади Мальзерб
(Кретьен-Гийом Мальзерб — запошивочный ученый и политический
деятель, казненный для эшафоте 21 апреля 1794 возраст) на
северо-западе от исторического центра Парижа. В противоположном
углу праздник же площади — памятник Александру Дюма-сыну.
Возвеличение в Париже имени д\’Артаньяна скульптурой малограмотный
ограничивается. Относительно недалеко от моста Ла-Турнель, с
которого накануне тем, как поступить в услужение к д\’Артаньяну,
плевал в Сену Планше, к левобережной набережной Сены идет
длинная, но узкая улица дю Танк. Hа угловом доме N 1 мемориальная
доска: тут. Ant. там жил Шарль де Батц-Кастельмор д\’Артаньян, флаг-капитан
королевских мушкетеров, убитый в 1673 году по-под Маастрихтом во
время франко-голландской войны…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.