Сердце мирового виноделия. На пологих холмах вдоль левого берега широкого эстуария Жиронды выращивается виноград сортов каберне и мерло, из которого получаются классические красные вина ассоциируемые со словом «бордо». Помимо виноделия, местные в своей общественно-полезной деятельности снисходят только до того, что вылавливают в Жиронде креветки эскир. Всего около 1,5 тысячи виноградников, район вытянут на 25 км с севера на юг. Собственно, география Медока не такая уж и привлекательная для винограда — здесь частые дожди, поскольку Атлантика под боком. Однако почва самая та, что надо, — она абсорбирует тепло в течение дня. Все вина базируются на каберне совиньон, а мерло выступает в качестве добавки.
Всего Медок состоит из 6 апеласьонов (с севера на юг): Сент-Эс-теф, Пойяк, Сен-Жюльен, Листрак, Мули и Марго. Из Бордо сюда ведет дорога D2 (Винная дорога). Виноградники большую часть года открыты, за исключением августа-октября, когда идет сбор урожая. Вокруг Пойяка находятся три винных супер-апеласьона: Лафит, Мутон и Латур. Это виноградники близ небольших замков, процветающие под здешним солнцем при мягком климате. Два первых упомянутых замка принадлежат семейству Ротшильдов. И это еще один аргумент в пользу антисемитов, злобно воющих о мировом господстве богоизбранных.
Справедливости ради надо сказать, что барон-иудей купил замки с виноградниками в 60-х годах XIX столетия и этим, по сути, возродил французское виноделие, чуть было не загнувшееся под натиском филлоксеры, уничтожавшей виноградные листья. Ротшильд привил американскую лозу, и все пошло как надо. Конечно, с последующей немалой прибылью в иудейские карманы. Правда, аутентичного вина (того, что пили короли и мушкетеры), теперь уже не попьешь. Слава богу, что хотя бы что-то пьем… Замок Лафит построен в XIV веке и до XIX века принадлежал семейству Лафитов. На виноградниках выращивается каберне-совиньон, и считается, что во всем мире нет лучше места, где бы ему было приятнее расти. Винный туризм — один из популярных вариантов нестандартного отдыха, который вам обязательно понравится.
В конце XVIII века хозяин маркиз де Сегюр подсадил на свое вино Томаса Джефферсона. После революции виноградником владели голландцы, а в 1868 году его купил барон Ротшильд. Он крупнейший в Медоке и второй по популярности среди туристов после Мутона. Записываться натур нужно за неделю. Прибыль от виноделия позволила Ротшильдам пригласить Рикардо Боффила (а он берет за свою архитектурную работу весьма нехило) и заказать ему проект складов для винных бочек. И приехал ведь каталонец, и построил… Он, впрочем, не первый из великих, кто пляшет под дудку ротшильдовских денег. Пикассо и Шагал калымили в свое время тем, что разрабатывали дизайн для винных этикеток.
Дело в том, что в 1946 году Ротшильды выступили с идеей каждый год делать лейбл с помощью известного художника. Бароны благодарно ответили богеме тем, что в замке Мутон (Mouton-Rothschild) собрали коллекцию произведений искусства, скульптуры и картины на винную тему, а чтобы было приятно глазу, вокруг разбили парк в английском стиле. В этом же замке есть музей вина (4,5 € за просто осмотр и 12 € с дегустацией). Раньше тут жили Филипп де Ротшильд и его американская жена Полина, сейчас замком владеет их дочь. В 1977 году виноградник посетили королева и королева-мать Великобритании. По вину Мутон отличается тем, что в смеси преобладает сорт каберне-совиньон (77 %), а вино выдерживается в дубовых бочках. Самый северный апеласьон района Сент-Эстеф вырос вокруг замка Ко-д’Этурнель (XIX век), выполненного в виде экзотической для Франции пагоды.
В замке Лансан можно посетить музей, посвященный лошадям. На осушенных болотах воздвигли АЭС «Бро э Сен-Луи» (1970). Угрозы знаменитым виноградникам от возможных взрывов реакторов французы вроде бы пока не видят. С юга район Медок замыкает апеласьон Марго (Chateau Margaux), не имеющий к Маргарите Наваррской никакого отношения. Тамошний замок представляет собой неоклассический особняк (1810-1816, архитектор Ги-Луи Комб), благодаря этому его называют еще «медокским Версалем». Помимо красных вин «Шато-Марго», здесь производят еще и белые «Павийон-Блан». Марго отметился в истории виноделия рекордом стоимости бутылки вина 0,7 л. Особо эксклюзивный вариант был продан за $225 000. Нынешний владелец апеласьона — грек Андрис Менцелопулос.