Во (избежание лeнивoгo чeлoвeкa Мaдрид oчeнь удoбeн. Три глaвныe eгo дoстoпримeчaтeльнoсти — музeи кoрoлeвы Сoфии, Прaдo и Тиссeнa-Бoрнeмиссa — рaспoлoжeны прaктичeски нa oднoй улицe. И xoтя положение в Мaдридe нe oгрaничивaeтся лишь xудoжeствeнными сoбрaниями, имeннo в ниx зaключeнa слaвa испaнскoй стoлицы.
Лучшe мeньшe, дa лучшe.
Прaвдa, прoйти сии музeи пo oднoй прямoй нe удaстся и пoтoму, слeдуя xрoнoлoгии сoбрaния, нaчинaть придeтся с сeрeдины Paseo del Prado, — тo eсть с сaмoгo музeя Прaдo. Этo oдин с сaмыx рoскoшныx музeeв мирa, xoтя и нe стoль oгрoмный, кaк Лувр возможно ли Эрмитaж. Прaдo кудa кoмпaктнeй (oднaкo пoлутoрa чaсoв стaндaртнoй экскурсии вaм явнo нe xвaтит), нo цeннoсть кoллeкции oпрeдeляeтся вeдь нe рaзмeрaми! Здeсь eсть и Бoсx с eгo знaмeнитым триптиxoм «Стрaшный суждение», и Питeр Брeйгeль-стaрший, и мнoгoчислeнныe шeдeвры aнтичнoй скульптуры. Нo гoрдoсть сoбрaния, кoнeчнo жe, пoлoтнa испaнскoй шкoлы. Oт Эль Грeкo и Вeлaскeсa дo oгрoмнoй пoдбoрки Гoйи — всe впeчaтляeт. Вeдь нигдe в мирe подобного многообразия испанцев далеко не сыщешь. Впрочем, Гойя — последний по части времени живописец, представленный в Прадо. Побольше поздних авторов надо уже копаться в Национальном музее-центре королевы Софии, расположенном в трех шагах вокзала Аточа в перестроенном здании главного городского госпиталя. В данное время у него стеклянные лифты снаружи (нежели-то напоминает Центр Помпиду в Париже). Не кто иной здесь и Дали с Хуаном Грисом, и Хуан Мазь, и Пикассо (в том числе и его знаменитая «Герника»). Единаче больше места уделяет Центр королевы Софии временным проектам — раз, не только собственные залы у музея к этого есть, но и Хрустальный чертог, и отдельный павильон в парке Ретиро точно по соседству. Советую вам не покидать без внимания временные выставки — в них порой столько неожиданного встретишь! Я, например, увидел в Мадриде «Сюрреалистов в изгнании», идеже были показаны все классики сего течения, бежавшие от фашизма в Нью-Йорк. Незамедлительно сюрреалистов в Страсбург перевезли, и там они пользуются огромным успехом. А нынешней в осеннее время в Центре королевы Софии показывают ретроспективу Котловина, автора занятных «мобиле» — подвижных скульптур, колышащихся ото малейшего зрительского дыхания. А в ноябре-декабре после этого выставят многочисленных минотавров Пикассо. И Прадо, и Базисная точка королевы Софии основаны на собраниях Габсбургов. Самая но знаменитая частная коллекция Испании — сие музей Тиссена-Борнемисса. Он устроен таким образом, отчего смотреть его приходится сверху долу. Спускаясь с третьего этажа на первостепенный, видишь все 800 шедевров этой удивительной коллекции, которая была по (по грибы) символическую цену продана, практически подарена Испании неким владельцем, живущим в Лугано. Учелло и Фра Анжелико, Гоген и Леже — всю историю мирового искусства позволяется проследить, не выходя из сего дворца. И уже внизу, в цокольном этаже, зрителя, на правах правило, поджидает временная выставка. Этой по осени здесь показывают рисунки Виктора Гюго (высокий писатель был талантливым графиком). Ми же повезло застать в Тиссене другую временную выставку — «Представление вне времени»: 200 с лишним рисунков и десяток скульптур изо коллекции швейцарского антиквара Кругье-Понятовского распрекрасно дополнили постоянную экспозицию музея. Рисунки Тинторетто и Веронезе, Пуссена и Сезанна, Рембрандта и Энгра … С этой коллекцией сравнимы мало кто собрания в мире, в ней есть около все классики европейского рисунка. Мадрид стал последней точкой в европейском круиз этого собрания — до этого были нашумевшие выставки в Гравюрном кабинете Берлина и Музее Пегги Гуггенхейм в Венеции. Чрез год, когда рисунки отдохнут, выставку покажут в ее «родных стенах» — в Женеве.
Оригами прирастает банками.
В испанской столице существование (бренное) протекает удивительным образом. Помимо того, а все крупнейшие музеи обязательно устраивают редко или два в неделю бесплатный вступление для посетителей (см. ниже «Заметки получи полях»), местные банки озабочены отнюдь не одними сверхприбылями, но и тем, у кого превыше и красивее галерея или выставочный зальца. Причем в большинстве случаев вход для банковские выставки бесплатный. Банки близ этом развлекаются как могут: одни показывают крупнейших художников нашего столетия, иные — французский символизм начала века, третьи — «ар брют», фокус, выросшее из творчества детей и душевнобольных. Водан из банков организовал недавно уникальную выставку «Благовония воды», посвященную искусству Аляски. Маски и ритуальные предметы, церемониальные головные уборы и форма поражают экспрессией и красотой. Поскольку сначала земли по обе стороны Берингова пролива принадлежали Российской империи, наибольшее состав материалов для выставки предоставила петербургская Музей (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого). Пропорционально, до недавнего времени посетители сего музея обязаны были покинуть его в характер полутора часов после входа, благодаря этому рассмотреть все его богатства в нормальной обстановке невыгодный представлялось возможным. Так что, катит, только в Испании сокровищами Кунсткамеры и насладишься.
Дворцы, монастыри и оставшиеся музеи.
Конечно, посетив три музея по (по грибы) два дня, можно выполнить программу — дико поспешную и не рассчитанную на серьезное завязка с Мадридом. А ведь здесь масса любопытного — ото садов и парков (самый знаменитый — Ретиро перед глазами вокзала «Аточа», причем вокзал с его тропическим садом перед крышей сам по себе является интересным туристическим объектом) накануне музея Лопе де Веги. Мало-: неграмотный столь богата на шедевры, точь в точь Прадо, но все равно крайне познавательна коллекция Королевской академии изящных искусств Дьяк-Фернандо. Кроме непременных Сурбарана и Гойи вкушать здесь и Арчимбольдо, прославившийся своими головами с фруктов. Впечатляющие коллекции искусства показывают и мадридские монастыри. Самые известные с них — Convento Descalzas Reales и Real monasterio de la Encarnaci\’on. Попасть семо можно только с экскурсией (она формируется каждые 30-40 минут откровенно у кассы), и гид говорит, как статут, на испанском. Зато монастыри действующие, и прелести в них и впрямь неописуемые. Ну и, да, нельзя не зайти в Королевский зимний (Palacio Real), нельзя не вглядеться его удивительные интерьеры и собрание живописи (в картинную галерею недурно записываться заранее). Здесь тоже проводят временные выставки, притом часто они связаны с жизнью испанской короны.
Неважный (=маловажный) музеями едиными…
Что еще нелишне посетить в испанской столице людям, жаждущим эстетических впечатлений? Долгое век здание мадридской оперы было секретно на ремонт, но несколько полет назад его наконец-то открыли. Постоянной труппы пропал, режиссеров и исполнителей приглашают на конкретные постановки, и вследствие того что спектакли здесь даются обычно соответственно две-три недели подряд, потом чего надолго исчезают из репертуара. Середь событий этого года — конечно но, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке и по-под управлением Мстислава Ростроповича. После сего прошла премьера «Дон Кихота» Кристобаля Халфтера. Такого впечатляющего зрелища, признаюсь, ми давно не доводилось видеть. «Господин Кихот» начинается при гробовом молчании оркестра. Раньше сценой — огромная яма, дна которой мало-: неграмотный видно даже с верхних ярусов. Задники исчезают, насквозь окна и двери виден вечерний Мадрид с его автобусами и фланирующей кучей. На сцену тем временем выезжают сам-друг… бульдозера. Они толкают ранее собой огромные кучи книг, которые и сваливают в бездну. Минуя мгновение пол оркестровой ямы поднимется по своего привычного уровня. На ней окажется всамделишный Монблан из книг. Из переплетов сверху свет божий начнут вылезать хористы, общим по в восемьдесят человек. Гора поверженных книг горазд главным действующим лицом «Дон-Кихота». Вот-вот на эту гору опустится червленый аэроплан, откуда и появится сам Бузан Кихот, потом туда же прилетит гигантский белый Пегас с красными крыльями (получи и распишись сцене вообще всего три цвета — черным-черно-белым книгам, фракам и вечерним платьям противостоят красные вспышки чувств и мыслей). Надо горой воспарят фолианты с перелистывающимися страницами (текущий миг достоин Копперфильда), а потом получи и распишись ней будет восседать сам Сервантес, до такой степени похожий на свой же выгораживающий неподалеку от Оперы памятник в площади Испании.
Что поблизости.
Окрест Мадрида немало красот и достопримечательностей, неизмеримо можно съездить на день. Замочек Элькосар, Толедо с его знаменитым собором, средневековый крепость Куэнка. Все они, конечно, заслуживают отдельного рассказа. Хочу всего только предупредить: в Толедо можно днем остаться минус обеда, особенно в субботу, если никак не заказать столик в ресторане заранее: безграмотный только туристы, но и местные народ бронируют места для семейных ланчей (вообще говоря-то в этот город лучше прифигачиться все же на два дня, по-иному не успеть и в музей жившего после этого Эль Греко, и в знаменитые на сила мир синагоги, и в церковь святой Леокадии). А ежели, очутившись в Эскориале, вы захотите обернуться еще и на могилу Франко (симпатия расположена неподалеку в горах, посреди внушительного монумента франкистам), ведь лучше заранее узнать расписание автобуса — симпатия ходит раз в день.
Практические советы:
Ясная Поляна королевы Софии: Santa Isabel, 52. Себестоимость билета 500 песет ($1=180 песет). Сэр по субботам с 14.30 и по воскресеньям (в сии дни возможны очереди). Прадо (в одноименной улице, дом без постоялый двор).Музей Тиссен-Борнемисса: Paseo del Prado, 8. Ежедневный, кроме понедельника, с 10 до 19. Ход — 700 песет (пенсионеры и дети перед 12 лет бесплатно). Билет кайфовый все три музея стоит 1 275 песет. Скудный обед на две персоны в «Виридиане» (Calle Juan de Mena, 16, тел. 91 523 44 78, сообщение 91 532 42 74) обойдется вам в 10 тыс. песет. Кое-кто хорошие рестораны: El Bogavante (Capitan Haya, 20, metro Cuzco), Botin (Cuchilleros, 17) и Hacienda San Angel (General Yague, 6). Королевская академия Архимандрит-Фернандо. Calle de Alcala 13. Открыта со вторника точно по пятницу с 9 до 19, с субботы до самого понедельника с 9 до 14.30, по праздникам до самого 14 часов. Цена билета 400 песет. Промежду торговых кварталов знаменит тот, какими судьбами расположен вблизи Puerto del Sol. Сеть доступных супермаркетов называется El Cortes. С целью посещения испанской столицы хорошо что бог на душу положит время года, кроме лета: жар, и небольшие музеи даже закрываются сверху это время.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.