Нa плoщaди пeрeд Сoфийским сoбoрoм пaсeтся стaя гoлубeй. Нa свeжeвыкрaшeнныx купoлax сияют крeсты; врaтa цeркви oткрыты нaстeжь. Изо тoлькo чтo пoдкaтившeгo тeмнo-синeгo «aуди» выбирaются двa китaйцa. Oдин прилeжнo снимaeт xрaм нa видeo, другoй истoвo oсeняeт сeбя крeстным знaмeниeм. Туристы? Нeт, мeстныe. Сoфийский сoбoр стoит нa пeрeсeчeнии улицы Toulong с Zhaolin jie, нeдaлeкo oт цeнтрa Xaрбинa.
Путeшeствeнники, приeзжaющиe в Xaрбин, дoлжны нa врeмя зaбыть стeрeoтипныe прeдстaвлeния o Китae — пaгoды, импeрaтoрскиe двoрцы, буддийскиe xрaмы нa кaждoм шaгу. Xaрбин — сaмый бoльшoй гoрoд Мaнчжурии, лeжaщeй нa сeвeрo-вoстoкe Пoднeбeснoй импeрии. Вeликaя стeнa oтдeляeт Мaнчжурию oт всeгo тoгo, чтo трaдициoннo считaeтся сугубo китaйским. Чтo жe кaсaeтся Xaрбинa, тo этoт гoрoд кoгдa-тo был нaшeнским, русским…
Русскиx в Xaрбинe былo мнoгo — oни exaли тудa с 1898 гoдa, с нaчaлa пoстрoйки Китaйскo-Вoстoчнoй жeлeзнoй дoрoги (КВЖД). Сoбствeннo, eй Xaрбин и oбязaн свoим вoзникнoвeниeм. «Здeсь 16 мaя 1898 гoдa был зaлoжeн инжeнeрoм Шидлoвским бaрaк. Эту дaту и приxoдится заключить зa дaту oснoвaния гoрoдa Xaрбинa», — скaзaнo в книгe, выпущeннoй в свoe врeмя КВЖД, кoтoрaя нeкoгдa рaспoлaгaлo сoбствeнным издaтeльствoм.
В ту пoру Xaрбин нoсил eщe другoe нaзвaниe — стaнция Сунгaри-пeрвaя. Oнa былa узлoвoй нa КВЖД. Пoстрoили ee в Мaнчжурии, нa мeстe пeрeсeчeния мaгистрaли с южнoй вeтвью жeлeзнoй дoрoги, идущeй нa Пoрт-Aртур, в вoсьми вeрстax oт рeки Сунгaри — притoкa Aмурa. В июлe 1903 гoдa КВЖД былa сдaнa в эксплуaтaцию, и весь ee пoлoсa прeврaтилaсь в свoeгo рoдa гoсудaрствo в гoсудaрствe — ee oxрaняли русскиe вoйскaми, тaм дeйствoвaли русскaя aдминистрaция и рoссийскиe зaкoны.
В нынeшнeм 5-миллиoннoм мeгaпoлисe всe eщe сoxрaняются слeды лeгeндaрнoгo русскoгo Xaрбинa нaчaлa XX вeкa. В цeнтрe гoрoдa и сeгoдня мoжнo видeть типичныe русскиe oсoбняки. Впрoчeм, eсть и в стилe «aрт нувo». Мнoгиe дoмa и улицы нaпoминaют нaши сибирскиe гoрoдa. Oсoбeннo «русскoй» выглядит улицa Zhongyang (сoxряняю лaтинскую трaнскрипцию, чтoбы нe зaпутaться в приxoтливoй китaйскoй тoпoнимикe); в нaчaлe прoшлoгo вeкa ee нaзывaли «Китaйскoй». Нaчинaeтся oнa у нaбeрeжнoй Сунгaри и тянeтся нa пoлтoрa килoмeтрa к цeнтру гoрoдa. Ee укрaшeниe — 13 дoшeдшиx дo нaшиx днeй 13 стaринныx зданий русского Харбина. В 1997 году «Китайская» стрит была взята под государственную охрану и превращена в пешеходную зону.
Видишь одна типично русская история, приключившаяся в Харбине. Чисто-то жарким летним днем 1907 годы российский ротмистр Альтман решил ослабить жажду пивом. Все было бы на большой (палец), не води он с собой ручного медведя, сплошь мирного и привязанного к людям. На беду, почему-то отвлекло внимание Альтмана, и животное выпил его пиво. После ась? взбодрился и решил отправиться гулять ровно по городу. Люди в панике разбегались, а экипажи опрокидывались. Сие напугало самого медведя — он встал бери задние лапы и принялся реветь. В конце концов усилиями местных стражей примерно медведь был посажен на линия и доставлен в участок. В ожидании хозяина скот забился под лавку. В общем, обошлось минус жертв, но движение в центре Харбина в результате сего инцидента было парализовано час.
Казус эта изрядно позабавила жителей Манчжурии. Иным часом через несколько лет российские промышленники построили близ от Харбина пивоваренный завод, китайские чиновники предложили определить производимое им пиво «Сюн», а в переводе означает «медведь». Этот медовуха пользовалось у китайцев большой популярностью. И нынче в одном из парков Харбина разрешается увидеть вывеску на русском: «Шалман «Генерал Топтыгин».
Однако русско-китайскому «Сюну» медвежью услугу оказал «реорганизационный Миша». В советское время поставками пива в приятельский Китай занимались многочисленные заводы в Щегловск, Тюмени, Башкирии, Уфе, Перми, Сахалине, Владивостоке. Так в 1985 году в Советском Союзе началась тотальная ратоборство с алкоголизмом, и поставки сократились почти трехкратно. Китайские любители пива поняли: обсчитывать на странных русских нечего. Пришлось сып давно забытые национальные рецепты и самим укореняться за производство хмельного напитка. Китайцы, замечу, начали думать пиво еще 3 тысячи лет взад.
После Октябрьской революции 1917 годы началось нашествие в Харбин эмигрантов и беженцев с России. В начале 20-х годов град и станции по линии железной дороги запрудил человеческий поток. Это была часть первой эмигрантской волны, разбросавших русских людей в области всему свету. В Харбине счет шел сверху десятки тысяч — — эмигрантов и служащих КВЖД. Поперед японской оккупации им принадлежало 33 процента всех капиталов в городе. Заботясь о хлебе насущном, русские харбинцы малограмотный забывали и о хлебе духовном.
Первая москвитянка поэтическая публикация появилась в Харбине опять в 1906 году. А основной поток начался в 1918-1920-х годах, тем временем же вышли первые поэтические сборники. Китайцы в литературно-издательском процессе выполняли скромную предназначение наборщиков. Наш язык они безвыгодный знали, поэтому в русских изданиях тех парение много опечаток.
Как и в Советской России, в Харбине также верили в светлое будущее. Вот строки с русской газеты 1920-х годов: «Харбинцы, всем вероятиям), скоро если не сравняются с американцами, так все же не очень будут им отст в умении управлять аква-фляерами и в их устойчивости. «Лучезарный спорт» настолько ярок, что приставки не- может не завоевать себе самого широкого распространения посреди людей, любящих воду, солнце и духарной смех». Сегодня мы знаем, нежели обернулась эта прекраснодушная идиллия в (видах русского Харбина. В стране Советов равно как верили: «Мы будем петь и улыбаться как дети…»
Новый этап в истории Харбина ознаменовала японская занятие Манчжурии. Она началась в 1931 году, а получи и распишись рассвете 6 февраля 1932 года японские части вошли в Харбин. В) такой степени открылась новая печальная страница в жизни города, оказавшегося получай ближайшие 15 лет буквально возьми скрещении эпох. Японцы в большом числе начали скапливаться в Харбин.
После оккупации Манчжурии, в томик числе полосы отчуждения КВЖД, японскими войсками и создания ими марионеточного государства Маньчжоу-Го, производство КВЖД была сначала затруднена, а по прошествии времени стала и вовсе невозможной. Поэтому в 1935 году Советы продал свои права на поди властям Маньчжоу-Го. Многие русские железнодорожники были около этом уволены, а часть тех, у кого было советское гражданство, вернулись на родину. Почти хана, кто перед войной был отозван с КВЖД, пополнили «народонаселение» ГУЛАГа.
Японская военная спецслужба создала Контора по делам российской эмиграции в Манчжурии (БРЭМ), которое точно регламентировало каждый шаг русских эмигрантов. Аминь это побуждало их к отъезду, и значительная перебралось в Шанхай. В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые под своей смоковницей…
А те эмигранты, что остались в Харбине, числом-русской традиции раскололись на порядочно групп и соперничали друг с другом. Получи правом фланге группировались силы, боровшиеся с большевиками и безлюдный (=малолюдный) смирившиеся со своим поражением. Бери левом же развернули свою функционирование в поддержку большевиков Объединенная конференция профессиональных, политических и общественных организаций полосы отчуждения КВЖД (1920-1921 гг.) и сильные левые профсоюзы. Возникло траверс за «смену вех» в отношении большевиков.
Ради объединить эмигрантов был необходим интеллигентный символ — некий безупречный образ, координированный с Россией. Такой культовой, по современной терминологии, фигурой, символом потерянной разрешение от бремени, в сознании эмигрантов стал Пушкин. Вкруг этого светлого имени могла сорганизоваться вся зарубежная Россия, несмотря остроту идейных разногласий.
Впервинку зарубежная Россия отметила пушкинский пятидесятилетие в 1924 году — 125 лет со дня рождения поэта. Чтоб преодолеть угрозу утраты национальной идентичности (раз уж на то пошло в ходу был термин — денационализация), было решено и подписано ежегодно широко отмечать во во всех отношениях Зарубежье «День русской культуры», приурочив его ко дню рождения Пушкина.
В 1925 году «Журфикс русской культуры» праздновался уже в 113 странах, идеже жили русские эмигранты, и с этого времени симпатия стал ежегодным. С особым размахом москвитинка эмиграция отметила 100-летие со дня смерти Пушкина. К 1937 году в эмиграции возникло 16 Пушкинских комитетов нате пяти континентах. Статистика была впечатляющей: в Европе в 24 государствах и 170 городах, в Австралии в 4 городах, в Азии в 8 государствах и в 14 городах, в Америке в 6 государствах и в 28 городах, в Африке в 3 государствах и в 5 городах. Итого в 42 государствах — 231 городе. Всему миру было явлено спайка российской исторической памяти.
Особое промежуток великий поэт занимал в сознании эмигрантов, живших в Китае. Наше всё никогда не был на Дальнем Востоке, как ни говорите он интересовался Китаем и не нечасто обсуждал эту тему с отцом Иакинфом Бичуриным, крупнейшим в ту пору русским ученым-китаеведом, некоторый на протяжении 14 лет был главой Духовной миссии в Пекине. А в 1835-1837 годах спирт жил в Кяхте, где организовал блюдо в России училище с преподаванием китайского языка. Батон Иакинф нередко читал поэту произведения китайских поэтов. Контакт с о. Иакинфом не осталось для Пушкина бесследным. Примечательно, подобно как в черновиках «Евгения Онегина» сохранилась отметка о чтении пушкинским героем Конфуция.
Первым произведением Пушкина, переведенным получи китайский язык, стала «Капитанская дочка». Сие произошло в 1903 году, том самом, при случае вступила в строй КВЖД. Но сие был всего лишь эпизод в истории Пушкина возьми Дальнем Востоке. По-настоящему пушкинский кудахтанье на Дальнем Востоке зазвучал дальше того, как туда начали перебираться российские эмигранты.
Видишь как отмечалось в Харбине 100-летие со дня кончины поэта. Пономарь отслужило торжественную панихиду по Пушкину. Везде открывались выставки, читались лекции, проходили премьеры спектаклей. В феврале 1937 возраст была открыта Пушкинская выставка, организованная числом предложению члена юбилейного комитета П. Савостьянова. Сверху ней были представлены не всего на все(го) прижизненные издания поэта, но и предметы русского былт, картины.
В теточка февральские дни и возникла мысль выпустить все «пушкинские материалы» в одном альбоме. Самодеятельный коллектив возглавил профессор К.Зайцев, какой-нибудь не только взял на себя ролька координатора, но и написал немало статей в целях сборника, а также отредактировал работы других авторов. Сумме было отпечатано 1160 экземпляров альбома, с них 16 именных и 44 нумерованных — в бумаге лучшего качества и в увеличенном формате. 1 владычица 1937 года на торжественном собрании держи юридическом факультете Харбинского университета ученый Г.К.Гинс прочел доклад «А. С. Пушкин — русачка национальная гордость».
Начало Второй популярный войны отбросило на Харбин зловещую химера. В 1939 году в Харбинском предместье Пинфан был размещен «Группа 731» или «Отряд Исии». Безотлагательно о деятельности этого отряда знают вот всем мире, а в 1930-40-е годы буква группировака была строго засекречена.
Начиналось полно в Токио, где в 1931 году была создана армейская медицинская профшкола, а при ней — лаборатория по борьбе с эпидемиями. Опосля она получила кодовое название «Чета 731». Он неоднократно передислоцировался, все еще не осел здесь, в харбинском Пинфане…
Через железнодорожного вокзала до Пинфана будь по-твоему 343-й автобус. Ехать долго, маленечко ли не 10 километров. Однако я все же решил проделать данный маршрут. На предпоследней остановке проводник показывает на траурный мемориал: возьми выход! Иду к главному административному зданию: тут. Ant. там работали палачи в белых халатах, размещались охранники. А в настоящее время в главном «блоке» — музейная расположение. При входе обе стены облицованы металлической чеканкой. Напрямик из стен к посетителям тянутся пакши в кандалах, со сжатыми кулаками.
Чета генерала Исии готовил бактериологическую войну. В концлагере-лаборатории с 1939 числом 1945 годы страшной смертью погибло больше трех тысяч человек. В те годы палмтоп этого страшного эксперимента были в фаворе. Получай одном из фотоснимков — палач в автомобиле для фоне харбинского православного храма. Бери другом — Исии получает награды ото главы японского министерства гигиены. У отряда Исии был частный аэродром. Самолеты в ангарах ждали своего часа, в надежде с воздуха распылять смертоносные бактерии получи территории противника.
После вступления Советы в войну на Дальнем Востоке японское водительство решило замести следы преступлений. 8 Гутя 1945 года были спешно взорваны кончено объекты на территории отряда: ломбард, крематории, бараки, лаборатории, в которых проводились бесчеловечные опыты надо людьми с применением болезнетворных бактерий. И по сию пору же уцелели каменные стены «холодильника»: сверху плацу перед ним заключенных по зиме привязывали к столбам и обливали водой, проверяя, что (а что слышалось птиц!) времени выдерживает организм. Заключенных умерщвляли в вакуумных камерах, пытали электрошоком, ампутировали руки-ноги, лишали воды, и подопытные погибали через жажды. Сохранились и бетонные ячейки глубиной в среднем метра, в которых содержались мыши, крысы, суслики и прочий живность, — их заражали инфекционными бактериями, дай тебе потом выпускать на территорию врага.
В 1978 году сверху территории «объекта» был создан паноптикум. Его экспозиция размещается в бывшем здании штаба «Отряда 731». В во-первых время в музее бывало всего 700-800 посетителей по (по грибы) год. Но в последнее время отмечен активность — 11 тысяч человек ежегодно, притом очень много японских туристов. Промежду японцев, посетивших «Отряд 731», были и тетка, кто работал здесь в 1939-45 годы. В ведь время «зондеркоманду» сомнения не мучили: впереди главным зданием даже была баскетбольная ринк, где можно было размяться (год) спустя трудового дня.
Отрезвление пришло с годами, истечении (года) поражения Японии во Второй вселенский войне. На фотографии — Наоката Ицибаси, былой член «спецназа» «Отряда 731». Спирт посетил Пинфан в 1987 году и оставил в книге для того посетителей покаянные строки. Другое фотография: бывший вивисектор Хидео Сонода замаливает близкие грехи на руинах барака. Вновь один «перековавшийся» — бывший доместик Ютака Мио. После войны некто отказался от пенсии в знак покаяния после причастность к преступлению против человечества.
Экспонирование музея обрывается 1945 годом, егда «Отряд 731» прекратил свое живот. На выставке представлены фотокопии документов о послевоенной судьбе генерала Исии и других изуверов. С содержания этих материалов следует, зачем их приголубили американцы, и они оказались в США, идеже внесли свою лепту в военно-бактериологические изыскания Пентагона. В одном с залов можно видеть бактериологическую бомбу, изготовленную в США. Согласно некоторым сведениям, такие бомбы американская отряд использовала на первых порах в ходе Корейской войны 1950-53 годов.
Быль, некоторые подельники Исии от кары безлюдный (=малолюдный) ускользнули. К их числу относится Tомио Исава. В 1949 году дьявол предстал в Хабаровске перед судом надо японскими военными преступниками, но опять-таки до окончания процесса покончил с на лицо в камере. Предполагается, что в Пинфане полноте создан мемориал в память о замученных китайцах, корейцах, русских, монголах. А (до поры) до времени на выходе из музея — лотки с сувенирами: русские матрешки, кофеек «Жокей», браслеты, бусы и даже пушнина чернобурки. Видно, у администрации плоховато со вкусом…
А вернемся к русским харбинцам, пережившим трудные военные годы. По осени 1945 года Советская армия освободила Харбин через японских оккупантов. Однако 1949 годочек — возникновение красного Китая, закрытие уже сохранявшихся русских журналов. 1956 годик — отъезд последних русских из Китая, остались считанные единицы. 1975 год — последняя русская рифмачка Нора Крук, родившаяся в Харбине в 1920-м, уехала изо Гонконга в Австралию. А тем, кто остался, довелось передвинуть новые испытания в годы «культурной революции» в КНР.
(за в Китае в 1880-1941 годах было воздвигнуто сильнее 20-ти православных храмов. Половину изо них снесена во время «культурной революции». Пострадало и китайское православное иерарх. Протоиерей Стефан У — китаец. Хунвейбины отбили ему дыхалка. А православного священника Григория Джу, как и китайца, возили по всему городу с плакатом в груди. Сюжет был страшен: основоположник У целует ноги Хрущева.
В 1990 году в Харбине проживало 22 русских — то-то и есть столько было зарегистрировано в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Семо они приходили слушать проповеди отца Григория, которого в миру звали Джу Пульт управления. В храме молились и православные китайцы. Хотя все-таки это была кацапка церковь — так, по крайней мере, считали последние эмигранты. К тому же в начале 90-х годов в храме только и можно было встретить русских стариков, доживавших в Харбине наш век. Они попали сюда детьми, пережили японскую оккупацию, войны, культурную революцию…
Исполнение) них православная церковь в Харбине была взаправду всем: и местом общения, и памятью об ушедшей молодости, и последней надеждой. Нонче в Харбине потомков русской эмиграции можно сказ не осталось. Все, кто невыгодный сумел уехать, покоятся на погосте. Тут. Ant. там же и памятник героям Порт-Артура, и смерть офицера армии Колчака, полного георгиевского кавалера Сергея Федорова. Точно по соседству лежит последнее русское монашествующее. Среди прочих — протоиерей Валентин Барышников, которого считали чудотворцем.
Ради схимонахиню Рафаилу говорят: «Тихо жидомор и тихо умерла». На ее могиле перевелся ни креста, ни просто таблички с именем. Бесспорно только, что она лежит по-под кустом сирени. Ухаживать за могилами еще некому, а скоро и помнить никто далеко не будет. В Китае действует лишь Вотан из сохранившихся православных храмов. Симпатия находится в Харбине и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Накипь святыни используются как музеи, выставочные залы, складское хозяйство и рестораны. В Харбинском соборе сейчас размещен кунсткамера архитектуры — молиться больше некому. Ваша правда, в китайском обществе вынашивается идея восстановления Неразрывно-Никольского храма, украшавшего Харбин и снесенного маоистами.
…В случае если от железнодорожного вокзала подниматься наизволок. Ant. вниз по Honglun jie, то через 15 минут ходьбы есть выйти на площадь, окруженную высотками изо стекла и бетона. Они подавляют воздержанный памятник, установленный здесь в честь советских воинов. Держи постаменте надпись по-русски: воздвигнуто в кэш советских воинов, павших «за свободу и самосильность Союза советских социалистических республик». Серпастый человек привык к такого рода «общее место» и, вроде бы, все так и стоило бы. Но, все же, где логика? Если бы за свободу СССР, то с какой радости памятник в Китае? Если за свободу Китая, так причем здесь независимость Советского Союза?
В годы советско-китайской холодной войны сообразно поводу этого монумента кипели споры: терпеть. Ant. созидать или нет? Ограничились тем, что-что в памятные дни советским дипломатам приставки не- разрешалось приезжать из Пекина в Харбин пользу кого возложения венков к подножию памятника. Хотя это — в прошлом. На южном берегу реки Сунгари разбит лес, тянущийся вдоль набережной. Когда-ведь он носил имя Сталина. А возьми северном берегу, напротив Харбина, завершается благоустройство большого парка «Осередок солнца». Пруды, мостики, павильончики, ивы, ручные лани.
Только главная достопримечательность парка — «русачка деревня». Точнее, деревня «а ля рюс», — скажем то же, что «китайский постройка» в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Тогда же, на щите, — схема парка с надписями на китайском, английском и русском с заметным итайским акцентом. Вчитываюсь в машинопись. Итак, «Схема проводники пейзажной зоны». «Возлюбленная смотрит оживленные городские районы всего лишь через реку. Имеет характер полевого пейзажа, с безыскусственностью, удалью и полной природой». Посетителей ожидает «длинная пассаж укрывания от дождя», «фимиам цветов лотоса и прыгание рыбы». «Пространство русского характера приобретает очарование разный культуры и флирта. Гуманитарный ландшафт и играющие объекты также имеют природный пейзаж и густой самодержавный флирт». Но не буду привязываться: при желании все можно расчухать…
Вернувшись в Харбин, прогуляемся по улице Xidazhi jie, Симпатия пересекает город с юго-запада получи и распишись северо-восток. Когда-то для одной из ее площадей высился гигантский памятник Мао Цзэдуна. Нынче в этом месте бетонная развязка скоростных шоссе, а обелиск переместили в сквер перед одним изо административных зданий. По улицам сплошным градом несутся такси, роскошные бьюики и белоснежные лимузины. А кому точило не по карману, может рассчитать вело-рикшу. К «железным коням» приделаны фанерные коробчонки на перевозки людей, украшенные бархатными пампушками и бумажными цветами. Объединение обочине тащатся ослики, запряженные в деревянные тележки с немудреной поклажей.
С ряда бетонных коробок выделяется амбар русское по стилю. Подхожу ближе — в) такой степени и есть. На вывеске значится: шалман «Русский дом». Миновав площадь с памятником советским воинам, переулок Xidazhi jie меняет свое название держи Dongdazhi jie. Там, где ее пересекает Anshan jie, уникальное сочленение: бок о бок стоят три храма: католический, христианин и протестантский. В католическом идет какой-в таком случае семинар, в протестантском — богослужение. А православная Покровская святилище, открытая в 1986 году после долгих парение гонений, — на замке. Шлем на дверях облупилась.
Последний грекокафолический священник-китаец — отец Григорий Джу — умер в 2000 году, состоять некому. Храм не «снят с регистрации», спирт открыт для верующих, прихожане собираются точно по праздникам и молятся как умеют, без участия священника. Летом 2004 года семо был направлен священник из Екатеринбургской епархии, что, с разрешения местных властей в течение двух недель совершал в храме богослужения. А как бы то ни было когда-то в Харбине были неважный (=маловажный) только православные храмы, но и монастыри.
Разве что продолжить путь по Dongdazhi jie, так вскоре улица приведет к ЦПКО (Главный парк культуры и отдыха). Ошибиться ужасно: громадное колесо обозрения видно издалека. Направо каменные львы охраняют вход в буддистский монастырь. Обитель действующая; во дворе высится огромная позолоченная фигура Будды. Когда-то буддийский общежитие и православная обитель соседствовали — друг ото друга их отделяла высокая каменная стена. Теперь за «буддийской» стеной — парк культуры.
Подле входе в бывший православный монастырь высится колоколенка, увенчанная пятиконечной звездой. В монастырском храме, тожде бывшем, разместился базисная точка компьютерных игр. На территории китайского «диснейленда» тесновато от всевозможных аттракционов. Бетонной стеной огорожено майдан советских воинов, погибших в боях следовать освобождение Харбина. Несколько десятков ухоженных могил с обелисками, да доступа к ним нет, ворота сверху замке.
Возвращаясь по Dongdazhi jie, только и остается свернуть на Guogeli Dajie и восприняться до ее пересечения с Gexin jie. Тут. Ant. там высится еще один православный кереметь, чудом уцелевший в годы культурной революции. Бок о бок временный помост, а над ним — хвалебный плакат: слева — пивная бочка, по правую руку — изображение этого же храма. Из-за «кулисами» толпятся молодые русские артисты в народных костюмах. Раньше началом «шоу» один из них проверяет работу микрофонов.
Подхожу, спрашиваю: откудова приехали?
— Из Хабаровска. Обслуживаем пивной пир.
— А храм действующий? Что (во)внутрь?
— Не знаю. Мне минус разницы…
В настоящее время в Духовных школах Русской Православной Церкви учатся 18 студентов изо разных провинций Китая. Есть Надя на то, что некоторые изо них уже в скором времени будут готовы к рукоположению в торжественный сан и, вернувшись на родину, займутся пастырской деятельностью. Взять бы сбылось!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.